Приложение .V I2 к Коллективному договору МБОУ «СОШ №17» на 2023-2026 гг. ПРИНЯТО: на общем собрании трудового коллектива Протокол №5 «М » и м т л ______2023 г. СОГЛАСОВАНО: редатель ППО 'Н.А. Червоногородская МБОУ «СОШ №17» « » Ш4УКЛ 2023 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №17» Ф Ф - Н.В. Цепилова « » UA&Hd 2023 г. Положение о классном руководстве Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» (МБОУ «СОШ №17») 1. Общие положения. 1.1. Положение регламентирует деятельность классного руководителя МБОУ «СОШ №17». 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; с письмом министерства просвещения Российской Федерации письмо от 12 мая 2020 г. 1011/08 «о методических рекомендациях по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях 1.3. Классными руководителями являются педагогические работники МБОУ «СОШ №17», которым предоставляются права, социальные гарантии и меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.4. Функция классного руководителя возлагается директором школы на работников школы с их письменного согласия, исходя из интересов образовательного учреждения с учетом педагогического опыта, мастерства, индивидуальных особенностей работников 1.5. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей. 1.6. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации; - Семейным кодексом Российской Федерации; - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 24.06.1999 № 12,0-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»; - Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 <0 мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; - Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации • на период до 2024 года»; - распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996- р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность". 1.7. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией школы, советом профилактики, с родителями (законными представителями несовершеннолетних) обучающихся, педагогическими работниками, социальным педагогом и др. 2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя 2.1. Цель работы классного руководителя - формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями. 2.2. Задачи деятельности классного руководителя: 2.2.1 создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости; 2.2.2 формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать; 2.2.3 формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, потреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека, культу насилия, жестокости и агрессии, обесцениванию жизни человека и др.; 2.2.4 формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности событий и итогов Второй мировой войны; 2.2.5 формирование способности обучающихся реализовывать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ. 3. Принципы организации работы классного руководителя 3.1. Опора на духовно-нравственные ценности народов Российской Федерации, исторические и национально-культурные традиции; 3.2. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; 3.3. Нравственный пример педагогического работника; 3.4. Интегративность программ духовно-нравственного воспитания; 3.5. Социальная востребованность воспитания; 3.6. Поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания; 3.7. Признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 3.8. Обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования; 3.9. Кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций). 4.Условия для успешного решения классным руководителем обозначенных задач 4.1. Выбор эффективных педагогических форм и методов достижения результатов духовнонравственного воспитания и развития личности обучающихся на основе опыта и традиций отечественной педагогики, активного освоения успешных современных воспитательных практик, непрерывного развития педагогической компетентности; 4.2. Реализация процессов духовно-нравственного воспитания социализации обучающихся с использованием ресурсов социально-педагогического партнерства; 4.3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей, методах ограничения доступности интернет-ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, поддержка семейного воспитания и семейных ценностей, содействие формированию ответственного и заинтересованного отношения семьи к воспитанию детей; 4.4. Обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов каждого ребенка в области образования посредством взаимодействия с членами педагогического коллектива, органами социальной защиты, охраны правопорядка и т. д.; 4.5. Участие в организации комплексной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 5. Компоненты деятельности классного руководителя. 5.1. Инвариантный компонент деятельности классного руководителя. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению (традиционных и актуальных) задач воспитания и социализации обучающихся. Содержит следующие блоки: 5.1.1 Личностно-ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе: - содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости; - обеспечение включенности всех обучающихся в мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации; - содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ; - осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье; выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; - выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи; - профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ; - формирование навыков информационной безопасности - содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов; - поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей; - обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования. 5.1.2 Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой: - изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы; - регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; - формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны, признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности; - организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов; - выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозу физическому и психическому здоровью обучающихся; - профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе. 1.3 Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся: - привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка; - регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса; • координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений; - содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей. 5.1.4 Осуществление воспитательной деятельности с педагогическим коллективом: - взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию; - взаимодействие с администрацией Школы и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом; - взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития; - взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно спортивную, игровую и др.; - взаимодействие с педагогом-библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий; - взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся; - взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками школы (социальным педагогом, педагогом-психологом и др.) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-инвалидов и детей с ОВЗ. 5.1.5 Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии социальными партнерами: - участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся; - участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций; - участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса. 5.2. Вариативный компонент деятельности классного руководителя Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий школы и включает: 5.2.1 Участие в мероприятиях, проводимых общероссийской общественно государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников» и других, в соответствии с планом воспитательной работы школы; 5.2.2 Участие в городских мероприятиях и акциях; 5.2.3 Участие в школьных проектах и традиционных школьных мероприятиях в соответствии с планом воспитательной работы школы. 6. Обеспечение академических прав и свобод классного руководителя. Классный руководитель имеет право: - получать информацию о физическом и психическом здоровье воспитанников от родителей и школьного медработника; - самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с учетом контекстных условий деятельности; - вносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; - участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов школы в части организации воспитательной деятельности в Школе и осуществления контроля ее качества и эффективности; - самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных мероприятиях; - использовать (по согласованию с администрацией) инфраструктуру школы при проведении мероприятий с классом; - получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства и органов государственно-общественного управления школы для реализации задач по классному руководству; - приглашать в школу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся для обсуждения вопросов, связанных с осуществлением классного руководства; - давать обязательные распоряжения обучающимся и своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий; - посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом обучающихся класса; - защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации школы, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, других педагогических работников; - повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством. - вносить предложения о поощрении лучших обучающихся и взыскании на уровне школы. 7. Организация деятельности классного руководителя. 7.1. Классный руководитель ежедневно: - определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших учащихся; - выясняет причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости учебных занятий; - организует и контролирует дежурство обучающихся в классе и школе; - организует горячее питание учеников класса; - организует дежурство по классу, школе, столовой; - следит за внешним видом учащихся; - организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в случае возникновения девиации в их поведении. 7.2. Классный руководитель еженедельно: - проверяет и отмечает в электронном журнале причины пропусков обучающимися занятий; проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы и утвержденным расписанием; - организует работу с родителями (законными представителями); - проводит работу с учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования, работающими в классе; - анализирует состояние успеваемости в классе в целом и по отдельным обучающимся. 7.3. Классный руководитель ежемесячно: - посещает уроки в своем классе (согласно графику); - получает консультации у психологической службы и отдельных учителей; - организует и координирует работу актива класса; - посещает обучающихся, состоящих на различных видах учета, на дому с целью проведения профилактической работы с семьей. 7.4. Классный руководитель в течение учебной четверти: - оформляет и заполняет электронный журнал; - участвует в работе методического объединения классных руководителей; - проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояния успеваемости и уровня воспитанности обучающихся; - проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть; - проводит классное родительское собрание; - предоставляет заместителю директора по учебной и воспитательной работе информацию об успеваемости учащихся класса за четверть, год. 7.5. Классный руководитель ежегодно: - оформляет личные дела учащихся; - анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года; - составляет план воспитательной работы в классе, по установленной форме; - собирает, анализирует и предоставляет информацию об обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, отчет о дальнейшем продолжении учебы и трудоустройстве выпускников и пр.). 7.6. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть. 7.7. Классные руководители вносят посильный вклад в общешкольные мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий. Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно. 7.8. При проведении внеклассных мероприятий в школе и вне ее, классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей. 7.9. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися: - индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); - групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.); - коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, соревнования и др.). 7.10 Классный руководитель принимает обязательное участие в работе методического объединения классных руководителей.