Приложение №13 Положение о СУОТ 2023

i 1р.--_х»жение № 13
к Коллективному договору
МБОУ «СОШ №17»
на 202г32026 гг.
ПРИНЯТО:
На общем собрании
трудового коллектива
Протокол №5

«М

» UAOfiJ,

2023 г

СОГЛАСОВАНО:
Председатель ППО
• "tyr/Н. А. Неровно городская
МБОУ «СОШ №17»
«&Ь» ПЛОИЛ_____ 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ№17»
j W t f ' Н.В. Цепилова

ЫЛОИЛ

2023 г.

Положение
о системе управления охраной труда в
Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя
общеобразовательная школа №17»
(МБОУ «СОШ №17»)
1. Общие положения
1.1. Положение о системе управления охраной труда в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №17» (далее —
Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения
о системе управления охраной труда».
1.2. Положение определяет порядок функционирования системы управления охраной
труда (далее— СУ ОТ) в МБОУ «.СОШ №17» (далее— школа) и устанавливает правила,
процедуры, критерии и нормативы, направленные на создание безопасных условий труда,
сохранение жизни и здоровья работников.
1.3. Требования Положения распространяются на всех работников, работающих в школе
в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ
учитывается деятельность на всех рабочих местахшколы.
1.4. Требования Положения, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам
работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях
и сооружениях работодателя, в том числе для представителей органов надзора к контроля
и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению
иной деятельности на территории и объектах работодателя в соответствии с требованиями
применяемых у работодателя нормативных правовых актоз. Указанные положения
по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных
инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ
в договоры на выполнение подрядных работ.
2. Разработка и внедрение СУОТ
2.1. Общие положения
2.1.1. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем
(директором школы) с учетом принятых на себя обязательств по охране труда.
2.1.2. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике
(стратегии) школы в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения
условий и охраны труда, которые включают в себя:
- постоянное улу'чтение показателей в области охраны труда;
- соблюдение законодательных и иных норм:
- достижение целей в области охраны труда.
2.2. Политика (стратегия) школы в области охраны труда
2.2.1. Политика (стратегия) школы в области охраны тру да (далее — Политика по охране
труда) является частью настоящего Положения. Политика по охране труда оценивается

на актуальность и соответствие стратегическим задачам школы по охране труда
и пересматривается в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ.
2.2.2. Политика по охране труда отражает цели школы в области охраны труда:
- сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности
посредством сведения к минимуму и (или) исключения профессиональных рисков в области
охраны труда, а также управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки
уровней и снижения уровней профессиональных рисков) с учетом потребностей и ожиданий
работников школы и других заинтересованных сторон;
создание здоровых и безопасных условий труда, управление рисками
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- активное взаимодействие с работниками школы при разработке внутренней
документации, определяющей порядок внедрения и реализации системы охраны труда.
2.2.3. Для достижения поставленных целей в области охраны труда школа берет на себя
следующие обязательства:
- устранять опасности и снижать уровни профессиональных рисков на рабочих местах;
- совершенствовать СУОТ;
- обеспечивать приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе
их трудовой деятельности;
2.2.4. Основными принципами Политики по охране труда являются:
- соблюдение правил и норм охраны труда, требований законодательства в области
охраны труда, а также федеральных целевых, отраслевых и территориальных целевых
программ улучшения условий и охраны труда;
- гарантированное обеспечение того, что с работниками и их представителями
проводятся консультации и они привлекаются к активному участию во всех элементах
системы управления охраной труда;
- непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной
труда;
2.2.5. Директор школы обеспечивает доступ к Политике по охране труда всем
работникам школы, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях
и сооружениях школы.
2.3. Структура системы управления охраной труда
2.3.1. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой.
Наделение работников полномочиями для выполнения функций (обязанностей) в рамках
функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления, которые установлены
настоящим Положением.
2.3.2. Уровни управления охраной труда в школе:
- первый уровень: обеспечение соблюдения требований охраны труда — работодатель
в лице директора школы;
- второй уровень: соблюдение и контроль исполнения требований охраны труда
по направлениям деятельности — служба охраны труда;
- третий уровень: выполнение требований охраны труда— комитет (комиссия)
по охране труда (при наличии) или уполномоченные приказом директора школы лица,
ответственные за охрану труда.
2.3.3. Полномочия работников школы для выполнения функций (обязанностей) в рамках
функционирования СУОТ.
2.3.3.1. Первый уровень управления:
а) Директор школы:
руководит
разработкой
организационно-распорядительных
документов
и распределяет обязанности в сфере охраны труда между своими заместителями и службой
(специалистом) охраны труда;
- определяет ответственность своих заместителей и службы (специалиста) охраны
труда за деятельность в области охраны труда;
- проводит мониторинг состояния условий и охраны труда;
2.3.3.2. Второй уровень управления:
Служба охраны труда:
- координирует все направления функционирования СУОТ;

- организует работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны
труда;
- контролирует соблюдение работниками законов и иных нормативных правовых актов
об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других
локальных актов школы;
2.3.3.3. Третий уровень управления:
Комитет (комиссия) по охране труда:
- запрашивает от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих
местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии
опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите
от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья;
- участвует в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения)
по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции комитета;
- вносит работодателю предложения о стимулировании работников за активное
участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда;
содействует разрешению трудовых споров,
связанных с применением
законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением
работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных
законодательством гарантий и компенсаций.
2.3.4. Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда
с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления работодатель
в лице директора школы реализует и поддерживает в работоспособном состоянии процессы,
обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей (при наличии)
в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей
функционирования и действиях по улучшению СУОТ.
2.3.5. В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда
работодатель в лице директора школы обеспечивает координацию и взаимодействие
по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по следующим
вопросам:
- установление (определение) потребностей и ожиданий работников в рамках
построения, развития и функционирования СУОТ;
- установление целей в области охраны труда и планирование их достижения;
- выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и составление плана
мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда;
определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах
работодателя функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей,
ответственности и полномочий в области охраны труда;
- установление (определение) механизмов консультирования и взаимодействия
с работниками и (или) их уполномоченными представителями, а также их участия в
обсуждении и решении вопросов по охране труда.
3. Планирование
3.1. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней
профессиональных рисков. Планирование направлено на определение необходимого перечня
мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур)
СУОТ.
3.2. Для выявления опасностей и оценки уровней профессиональных рисков директор
школы привлекает службу (специалиста) охраны труда, комитет (комиссию) по охране труда.
При необходимости директор школы вправе привлечь для выявления опасностей и оценки
уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой
компетенцией в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.3. Выявление (идентификация) опасностей и составление их перечня (реестра)
комиссия проводит с учетом рекомендаций Минтруда по классификации, обнаружению,
распознаванию и описанию опасностей.
3.4. Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей осуществляются исходя
из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом
уровне
профессиональных рисков
с учетом
не только штатных
(нормальных)

условий деятельности, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных
с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах и подконтрольных работодателю
объектах.
3.5. Комиссия проводит оценку уровня профессиональных рисков, связанных
с выявленными опасностями, для всех выявленных (идентифицированных) опасностей.
Методы оценки уровня профессиональных рисков комиссия определяет с учетом
рекомендаций Минтруда по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков,
выявленных (идентифицированных) опасностей.
Выбор метода оценки уровня
профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также
определяется особенностями и сложностью рабочих процессов, осуществляемых
у работодателя.
3.6. Выявление опасностей и профессиональных рисков проходит систематически,
их анализ и оценка — регулярно. Опасности обнаруживают в ходе внутреннего контроля
состояния условий и охраны труда и соблюдения требований охраны труда на рабочих
местах, при расследовании несчастных случаев и профзаболеваний, а также при рассмотрении
причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений или
микротравм. Оценка уровней профессиональных рисков проходит перед вводом
в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест.
3.7. Для исключения выявленных опасностей и снижения уровня профессиональных
рисков применяются меры управления профессиональными рисками.
3.8. Меры управления профессиональными рисками вносятся в план мероприятий
по охране труда школы. В плане мероприятий по охране труда указывают сведения:
- наименования мероприятий;
- ожидаемый результат каждого мероприятия;
- сроки реализации каждого мероприятия;
- лица, ответственные за реализацию мероприятий;
- выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
3.9. В план вносятся изменения, которые влияют на функционирование СУОТ,
изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные
нормативные требования охраны труда;
- изменения в условиях труда работников (результатах специальной оценки условий
труда);
- внедрение новой продукции, услуг или изменение существующих продукции, услуг,
сопровождающиеся изменением расположения рабочих мест и производственной среды
(здания и сооружения, оборудование, инструменты, материалы).
4. Обеспечение функционирования СУОТ
4.1. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются
в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Учитывается
передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда.
Возможность выделения финансовых ресурсов для реализации указанного опыта оценивается
при составлении плана мероприятий.
4.2. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции
работника соответствующего уровня управления охраной труда определяются компетенции,
которые влияют или могут влиять на безопасность деятельности школы, а также требования
к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых
на него обязанностей в рамках функционирования СУОТ.
4.3. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность деятельности
школы, обеспечивается:
- подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер
реагирования на них;
- непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.
4.4. Работники школы в рамках СУОТ информируются:
- о политике и целях в области охраны труда;
- системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований
охраны труда и ответственности за их нарушение;
- результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм
(микроповреждений);

опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных
в их отношении мерах управления.
4.5.
Информирование работников об их трудовых правах, включая право на безопасные
условия и охрану труда, обеспечивается следующими формами доведения информации:
- включение соответствующих положений в трудовой договор работника;
- ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда и оценки
профессиональных рисков;
- проведение совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч
и переговоров заинтересованных сторон;
- изготовление и распространение аудиовизуальной продукции — информационных
бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
- использование информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет;
- размещение соответствующей информации в общедоступных местах;
- проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией.
5. Функционирование
5.1. В школе основными процессами по охране труда являются:
- специальная оценка условий труда (далее — СОУТ);
- оценка профессиональных рисков (далее — ОПР);
- проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников;
- проведение обучения работников;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ);
- обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
- безопасности работников при эксплуатации оборудования;
обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых
инструментов;
- безопасности работников при применении сырья и материалов;
-обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
- санитарно-бытовое обеспечение работников;
- обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии
с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими
нормы трудового права;
- обеспечение социального страхования работников;
взаимодействие
с государственными
надзорными
органами,
органами
исполнительной власти и профсоюзного контроля;
- реагирование на аварийные ситуации;
- реагирование на несчастные случаи;
- реагирование на профессиональные заболевания.
5.2. Процессы СОУТ и ОПР являются базовыми процессами СУОТ школы.
По результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация других процессов
СУОТ.
Остальные
процессы
направлены
на обеспечение
допуска
работника
к самостоятельной работе, сопутствующих процессов по охране труда, процессов
реагирования на ситуации.
5.3. Перечень процессов допуска работников к самостоятельной работе, обеспечения
безопасной рабочей среды, сопутствующих процессов в СУОТ школы формируется
по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков, численности и состава работников
организации, видов выполняемых работ.
5.4. Перечень основных процессов СУОТ в целях обеспечения ее функционирования
работодателю рекомендуется устанавливать с учетом специфики его деятельности
в локальном акте о создании СУОТ.
5.5. Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий,
направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ в целом, являются:
- планирование мероприятий по охране труда;
- выполнение мероприятий по охране труда;
- контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ
результатов контроля;

- формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования
СУОТ;
- управление документами СУОТ;
- информирование работников и взаимодействие с ними;
- распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
5.6.
Реагирование на несчастные случаи (включая несчастные случаи при возникновении
аварийной ситуации) направлено на достижение следующей основной цели СУОТ —
проведения профилактических мероприятий по отработке действий работников при
возникновении таких ситуаций, расследования причин их возникновения, а также
их устранения.
Порядок реагирования на несчастные случаи, а также порядок их расследования
устанавливается с учетом специфики деятельности образовательной организации.
6. Оценка результатов деятельности
6.1. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия,
процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
6.2. К основным методам контроля функционирования СУОТ относятся:
- наблюдение;
- устный и письменный контроль;
- фото- и видеофиксация.
6.3. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
- контроль состояния рабочего места, оборудования, инструментов, сырья, материалов;
выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль
показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
- контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ,
обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
- учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
- учет изменений государственных нормативных требований охраны труда,
соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых
технологических процессов, оборудования;
- контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы
в целом.
6.4. При проведении контроля функционирования СУОТ, анализа реализации процедур
и исполнения мероприятий по охране труда оцениваются следующие показатели:
- достижение поставленных целей в области охраны труда;
- способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей
работодателя, отраженных в Политике и целях по охране труда;
- эффективность действий, намеченных работодателем (директором школы) на всех
уровнях
управления
по результатам
предыдущего
анализа
эффективности
функционирования СУОТ;
- необходимость дальнейшего развития (изменений) СУОТ, включая корректировку
целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц
работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
- необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых
затронут решения об изменении СУОТ;
- необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования
СУОТ;
- полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками
в рамках СУОТ в целях выработки корректирующих мер.
6.5. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ, реализации
процедур и мероприятий, контроля достижения показателей по охране труда на каждом
уровне управления могут реализовываться многоступенчатые формы контроля
функционирования СУОТ и контроля показателей реализации процедур с учетом своей
организационной структуры.
6.6. Перечень показателей контроля функционирования СУОТ определяется
следующими данными:

- абсолютные показатели — время на выполнение, стоимость, технические показатели
и показатели качества;
относительные показатели — план/факт, удельные показатели, показатели
в сравнении с другими процессами;
- качественные показатели — актуальность и доступность исходных данных для
реализации процессов СУОТ.
6.7. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам)
определяются планом мероприятий. По результатам контроля оформляется акт.
6.8. Результаты контроля использует работодатель (директор школы) для оценки
эффективности СУОТ, а также для принятия управленческих решений по ее актуализации,
изменению, совершенствованию.
7. Улучшение функционирования СУОТ
7.1. В целях улучшения функционирования СУОТ в школе определяются и реализуются
мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля
реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов
расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев, микроповреждений (микротравм),
профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов
государственной
власти,
предложений,
поступивших
от работников и
(или)
их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
7.2. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию
функционирования СУОТ является одним из этапов функционирования СУОТ и направлен
на разработку мероприятий по повышению эффективности и результативности СУОТ путем:
- улучшения показателей деятельности организации в области охраны труда;
- поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному
улучшению СУОТ;
- доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах
деятельности организации по постоянному улучшению СУОТ.
7.3. Порядок формирования корректирующих действий по совершенствованию
функционирования СУОТ состоит из следующих этапов:
- разработка
- формирование
- планирование
- внедрение
- контроль
7.4. Действия на каждом этапе реализации корректирующих мер, сроки их выполнения,
исполнители утверждаются директором школы.
7.5. На этапах разработки и формирования корректирующих мер производится опрос
работников относительно совершенствования функционирования СУОТ.
7.6. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности школы по
улучшению СУОТ.
8. Заключительные положения
8.1. Все вопросы, неурегулированные настоящим Положением, регулируются
действующим трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
8.2. Настоящее Положение о системе управления охраной труда в МБОУ «СОШ №17»
является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (вводится в действие) приказом директора школы.
8.3. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством РФ.
8.4. Положение о СУОТ в МБОУ «СОШ №17» принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 8.2.
настоящего Положения.
8.5. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».