i 1р.--_х»жение № 13 к Коллективному договору МБОУ «СОШ №17» на 202г32026 гг. ПРИНЯТО: На общем собрании трудового коллектива Протокол №5 «М » UAOfiJ, 2023 г СОГЛАСОВАНО: Председатель ППО • "tyr/Н. А. Неровно городская МБОУ «СОШ №17» «&Ь» ПЛОИЛ_____ 2023 г. УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ№17» j W t f ' Н.В. Цепилова ЫЛОИЛ 2023 г. Положение о системе управления охраной труда в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №17» (МБОУ «СОШ №17») 1. Общие положения 1.1. Положение о системе управления охраной труда в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №17» (далее — Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда». 1.2. Положение определяет порядок функционирования системы управления охраной труда (далее— СУ ОТ) в МБОУ «.СОШ №17» (далее— школа) и устанавливает правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на создание безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников. 1.3. Требования Положения распространяются на всех работников, работающих в школе в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местахшколы. 1.4. Требования Положения, относящиеся к нахождению и перемещению по объектам работодателя, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя, в том числе для представителей органов надзора к контроля и работников подрядных организаций, допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на территории и объектах работодателя в соответствии с требованиями применяемых у работодателя нормативных правовых актоз. Указанные положения по безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ. 2. Разработка и внедрение СУОТ 2.1. Общие положения 2.1.1. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются работодателем (директором школы) с учетом принятых на себя обязательств по охране труда. 2.1.2. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике (стратегии) школы в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения условий и охраны труда, которые включают в себя: - постоянное улу'чтение показателей в области охраны труда; - соблюдение законодательных и иных норм: - достижение целей в области охраны труда. 2.2. Политика (стратегия) школы в области охраны труда 2.2.1. Политика (стратегия) школы в области охраны тру да (далее — Политика по охране труда) является частью настоящего Положения. Политика по охране труда оценивается на актуальность и соответствие стратегическим задачам школы по охране труда и пересматривается в рамках оценки эффективности функционирования СУОТ. 2.2.2. Политика по охране труда отражает цели школы в области охраны труда: - сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности посредством сведения к минимуму и (или) исключения профессиональных рисков в области охраны труда, а также управления указанными рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней профессиональных рисков) с учетом потребностей и ожиданий работников школы и других заинтересованных сторон; создание здоровых и безопасных условий труда, управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; - активное взаимодействие с работниками школы при разработке внутренней документации, определяющей порядок внедрения и реализации системы охраны труда. 2.2.3. Для достижения поставленных целей в области охраны труда школа берет на себя следующие обязательства: - устранять опасности и снижать уровни профессиональных рисков на рабочих местах; - совершенствовать СУОТ; - обеспечивать приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности; 2.2.4. Основными принципами Политики по охране труда являются: - соблюдение правил и норм охраны труда, требований законодательства в области охраны труда, а также федеральных целевых, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; - гарантированное обеспечение того, что с работниками и их представителями проводятся консультации и они привлекаются к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда; - непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда; 2.2.5. Директор школы обеспечивает доступ к Политике по охране труда всем работникам школы, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях школы. 2.3. Структура системы управления охраной труда 2.3.1. Организационно система управления охраной труда является трехуровневой. Наделение работников полномочиями для выполнения функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления, которые установлены настоящим Положением. 2.3.2. Уровни управления охраной труда в школе: - первый уровень: обеспечение соблюдения требований охраны труда — работодатель в лице директора школы; - второй уровень: соблюдение и контроль исполнения требований охраны труда по направлениям деятельности — служба охраны труда; - третий уровень: выполнение требований охраны труда— комитет (комиссия) по охране труда (при наличии) или уполномоченные приказом директора школы лица, ответственные за охрану труда. 2.3.3. Полномочия работников школы для выполнения функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ. 2.3.3.1. Первый уровень управления: а) Директор школы: руководит разработкой организационно-распорядительных документов и распределяет обязанности в сфере охраны труда между своими заместителями и службой (специалистом) охраны труда; - определяет ответственность своих заместителей и службы (специалиста) охраны труда за деятельность в области охраны труда; - проводит мониторинг состояния условий и охраны труда; 2.3.3.2. Второй уровень управления: Служба охраны труда: - координирует все направления функционирования СУОТ; - организует работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; - контролирует соблюдение работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных актов школы; 2.3.3.3. Третий уровень управления: Комитет (комиссия) по охране труда: - запрашивает от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии опасных и вредных производственных факторов и принятых мерах по защите от их воздействия, о существующем риске повреждения здоровья; - участвует в подготовке предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда по вопросам, находящимся в компетенции комитета; - вносит работодателю предложения о стимулировании работников за активное участие в мероприятиях по улучшению условий и охраны труда; содействует разрешению трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, изменением условий труда, предоставлением работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций. 2.3.4. Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с работниками и заинтересованными сторонами на всех уровнях управления работодатель в лице директора школы реализует и поддерживает в работоспособном состоянии процессы, обеспечивающие участие работников или их уполномоченных представителей (при наличии) в разработке, планировании, обеспечении функционирования, оценке показателей функционирования и действиях по улучшению СУОТ. 2.3.5. В целях реализации механизмов консультаций и взаимодействия по охране труда работодатель в лице директора школы обеспечивает координацию и взаимодействие по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями по следующим вопросам: - установление (определение) потребностей и ожиданий работников в рамках построения, развития и функционирования СУОТ; - установление целей в области охраны труда и планирование их достижения; - выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и составление плана мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий труда; определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах работодателя функциональных (в том объеме, в котором это применимо) обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда; - установление (определение) механизмов консультирования и взаимодействия с работниками и (или) их уполномоченными представителями, а также их участия в обсуждении и решении вопросов по охране труда. 3. Планирование 3.1. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур) СУОТ. 3.2. Для выявления опасностей и оценки уровней профессиональных рисков директор школы привлекает службу (специалиста) охраны труда, комитет (комиссию) по охране труда. При необходимости директор школы вправе привлечь для выявления опасностей и оценки уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую необходимой компетенцией в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3.3. Выявление (идентификация) опасностей и составление их перечня (реестра) комиссия проводит с учетом рекомендаций Минтруда по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей. 3.4. Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей осуществляются исходя из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на приемлемом уровне профессиональных рисков с учетом не только штатных (нормальных) условий деятельности, но и случаев возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и инцидентами на рабочих местах и подконтрольных работодателю объектах. 3.5. Комиссия проводит оценку уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными опасностями, для всех выявленных (идентифицированных) опасностей. Методы оценки уровня профессиональных рисков комиссия определяет с учетом рекомендаций Минтруда по выбору методов оценки уровня профессиональных рисков, выявленных (идентифицированных) опасностей. Выбор метода оценки уровня профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей, а также определяется особенностями и сложностью рабочих процессов, осуществляемых у работодателя. 3.6. Выявление опасностей и профессиональных рисков проходит систематически, их анализ и оценка — регулярно. Опасности обнаруживают в ходе внутреннего контроля состояния условий и охраны труда и соблюдения требований охраны труда на рабочих местах, при расследовании несчастных случаев и профзаболеваний, а также при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений или микротравм. Оценка уровней профессиональных рисков проходит перед вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. 3.7. Для исключения выявленных опасностей и снижения уровня профессиональных рисков применяются меры управления профессиональными рисками. 3.8. Меры управления профессиональными рисками вносятся в план мероприятий по охране труда школы. В плане мероприятий по охране труда указывают сведения: - наименования мероприятий; - ожидаемый результат каждого мероприятия; - сроки реализации каждого мероприятия; - лица, ответственные за реализацию мероприятий; - выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий. 3.9. В план вносятся изменения, которые влияют на функционирование СУОТ, изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; - изменения в условиях труда работников (результатах специальной оценки условий труда); - внедрение новой продукции, услуг или изменение существующих продукции, услуг, сопровождающиеся изменением расположения рабочих мест и производственной среды (здания и сооружения, оборудование, инструменты, материалы). 4. Обеспечение функционирования СУОТ 4.1. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда. Возможность выделения финансовых ресурсов для реализации указанного опыта оценивается при составлении плана мероприятий. 4.2. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции работника соответствующего уровня управления охраной труда определяются компетенции, которые влияют или могут влиять на безопасность деятельности школы, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках функционирования СУОТ. 4.3. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность деятельности школы, обеспечивается: - подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них; - непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда. 4.4. Работники школы в рамках СУОТ информируются: - о политике и целях в области охраны труда; - системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда и ответственности за их нарушение; - результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений); опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их отношении мерах управления. 4.5. Информирование работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, обеспечивается следующими формами доведения информации: - включение соответствующих положений в трудовой договор работника; - ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков; - проведение совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и переговоров заинтересованных сторон; - изготовление и распространение аудиовизуальной продукции — информационных бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов; - использование информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; - размещение соответствующей информации в общедоступных местах; - проведение инструктажей, размещение стендов с необходимой информацией. 5. Функционирование 5.1. В школе основными процессами по охране труда являются: - специальная оценка условий труда (далее — СОУТ); - оценка профессиональных рисков (далее — ОПР); - проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников; - проведение обучения работников; - обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ); - обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений; - безопасности работников при эксплуатации оборудования; обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов; - безопасности работников при применении сырья и материалов; -обеспечение безопасности работников подрядных организаций; - санитарно-бытовое обеспечение работников; - обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; - обеспечение социального страхования работников; взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля; - реагирование на аварийные ситуации; - реагирование на несчастные случаи; - реагирование на профессиональные заболевания. 5.2. Процессы СОУТ и ОПР являются базовыми процессами СУОТ школы. По результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация других процессов СУОТ. Остальные процессы направлены на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе, сопутствующих процессов по охране труда, процессов реагирования на ситуации. 5.3. Перечень процессов допуска работников к самостоятельной работе, обеспечения безопасной рабочей среды, сопутствующих процессов в СУОТ школы формируется по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков, численности и состава работников организации, видов выполняемых работ. 5.4. Перечень основных процессов СУОТ в целях обеспечения ее функционирования работодателю рекомендуется устанавливать с учетом специфики его деятельности в локальном акте о создании СУОТ. 5.5. Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий, направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ в целом, являются: - планирование мероприятий по охране труда; - выполнение мероприятий по охране труда; - контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ результатов контроля; - формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ; - управление документами СУОТ; - информирование работников и взаимодействие с ними; - распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ. 5.6. Реагирование на несчастные случаи (включая несчастные случаи при возникновении аварийной ситуации) направлено на достижение следующей основной цели СУОТ — проведения профилактических мероприятий по отработке действий работников при возникновении таких ситуаций, расследования причин их возникновения, а также их устранения. Порядок реагирования на несчастные случаи, а также порядок их расследования устанавливается с учетом специфики деятельности образовательной организации. 6. Оценка результатов деятельности 6.1. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ. 6.2. К основным методам контроля функционирования СУОТ относятся: - наблюдение; - устный и письменный контроль; - фото- и видеофиксация. 6.3. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся: - контроль состояния рабочего места, оборудования, инструментов, сырья, материалов; выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур; - контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров); - учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний; - учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования; - контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом. 6.4. При проведении контроля функционирования СУОТ, анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда оцениваются следующие показатели: - достижение поставленных целей в области охраны труда; - способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике и целях по охране труда; - эффективность действий, намеченных работодателем (директором школы) на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ; - необходимость дальнейшего развития (изменений) СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя; - необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ; - необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ; - полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ в целях выработки корректирующих мер. 6.5. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ, реализации процедур и мероприятий, контроля достижения показателей по охране труда на каждом уровне управления могут реализовываться многоступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и контроля показателей реализации процедур с учетом своей организационной структуры. 6.6. Перечень показателей контроля функционирования СУОТ определяется следующими данными: - абсолютные показатели — время на выполнение, стоимость, технические показатели и показатели качества; относительные показатели — план/факт, удельные показатели, показатели в сравнении с другими процессами; - качественные показатели — актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ. 6.7. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий. По результатам контроля оформляется акт. 6.8. Результаты контроля использует работодатель (директор школы) для оценки эффективности СУОТ, а также для принятия управленческих решений по ее актуализации, изменению, совершенствованию. 7. Улучшение функционирования СУОТ 7.1. В целях улучшения функционирования СУОТ в школе определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон. 7.2. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ является одним из этапов функционирования СУОТ и направлен на разработку мероприятий по повышению эффективности и результативности СУОТ путем: - улучшения показателей деятельности организации в области охраны труда; - поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному улучшению СУОТ; - доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах деятельности организации по постоянному улучшению СУОТ. 7.3. Порядок формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ состоит из следующих этапов: - разработка - формирование - планирование - внедрение - контроль 7.4. Действия на каждом этапе реализации корректирующих мер, сроки их выполнения, исполнители утверждаются директором школы. 7.5. На этапах разработки и формирования корректирующих мер производится опрос работников относительно совершенствования функционирования СУОТ. 7.6. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности школы по улучшению СУОТ. 8. Заключительные положения 8.1. Все вопросы, неурегулированные настоящим Положением, регулируются действующим трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. 8.2. Настоящее Положение о системе управления охраной труда в МБОУ «СОШ №17» является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (вводится в действие) приказом директора школы. 8.3. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством РФ. 8.4. Положение о СУОТ в МБОУ «СОШ №17» принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 8.2. настоящего Положения. 8.5. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.