РП ДО Дружина юных пожарных

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»

РАССМОТРЕНО

АЮ:

Педагогическим советом

БОУ «СОШ №17»

Протокол №1

В. Цепилова

30.08.2023 г.

30.08.2023 г. №99/2

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности

«Дружина юных пожарных «Дозор»
Возраст обучающихся: 1 3 -1 7 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик:
Иванова Н.Ю.,
педагог дополнительного
образования

Артемовский, 2023

Содержание
1. Основные характеристики программы.............................

.................................................2

1.1. Пояснительная записка...................................................

.............................................................. 2

1.2. Цель и задачи Программы..............................................

......................................................... 8

1.3. Содержание общеразвивающей программы.................

............................................................ 12

1.4. Планируемый результат..................................................

.. Ошибка! Закладка не определена.

2. Организационно-педагогические условия........................

.. Ошибка! Закладка не определена.

2.1. Условия реализации программы....................................

Ошибка! Закладка не определена.8

2.2. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы

20шибка! Закладка не определена.

3. Список литературы.............................................................

.. Ошибка! Закладка не определена.

2

I. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

1.1.1 Направленность программы
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей
образовательного пространства. Оно социально востребовано, требует
постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как
образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка. В Концепции модернизации российского образования
подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования
детей как одного из определяющих факторов развития склонностей,
способностей и интересов личностного, социального и профессионального
самоопределения детей и молодежи.
Основными положениями развития организаций дополнительного
образования

являются

раскрытие

воспитание

личности,

готовой

способностей
к

жизни

в

каждого

учащегося,

высокотехнологичном,

конкурентном мире.
Обучение детей мерам пожарной безопасности с младшего возраста это ранняя общая профилактика правонарушений в области пожарной
безопасности. Анализ пожарной статистики показывает, что детей младшего,
среднего возраста во время пожара отличает пассивно-оборонительная
реакция: ребенок от страха прячется в укромный угол вместо того, чтобы
покинуть горящее помещение или позвать на помощь. Вместе с тем детям
свойственная

тяга

к

огню

и

исследование

легковоспламеняющихся

материалов и веществ.
Поэтому запреты малоэффективны, необходимо научить детей мерам
пожарной безопасности: как не допустить возгорания и как вести себя в
случае возникновения пожара.
Обучение детей действиям в экстремальных ситуациях сложный и
многоплановый процесс, который должен сводиться к общественным
факторам и правилам. Считаем, что дети на занятии не должны быть лишь
з

пассивными слушателями, необходимо их активное участие в учебном
процессе,

и

только

конкретные,

способны принести положительные

эмоционально-окрашенные

занятия

результаты от проводимой работы и

оставить след в сознании ребенка.
1.1.2. Актуальность программы
Противопожарная пропаганда среди детей и подростков должна
занимать одно из важных мест в воспитательном процессе. Статистика
показывает, что часто виновниками пожара становятся дети. Большая часть
пожаров происходит от небрежности в обращении с огнем.
Опасность возникновения пожаров и тяжесть их последствий
объясняется, прежде всего, увеличением пожароопасности окружающего
мира, обусловленной появлением сотен тысяч новых веществ и материалов,
созданных искусственно, с помощью достижения химии и физики.
Открытый, понятный в своей опасности огонь, все больше прячется в
электрические

провода,

спирали,

в

керамику

газовых

тарелок,

в

микроволновой печи и лазерные лучи.
Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в
школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными
средствами

пожаротушения,

внимательное

отношение

к

вопросам

соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю
жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с
незнанием этих правил.
Одним из эффективных средств снижения пожаров и загораний
является
Настоящая

противопожарная
программа

агитационно-пропагандистская

рассчитана

на

подготовку

членов

работа.
детских

добровольных пожарных дружин к проведению пожарно-профилактической
и массово-разъяснительной работы среди населения, обучению их правилам
пожарной безопасности и приемам самоспасения при пожаре на базе
общеобразовательного учреждения.
Правовой основой программы являются следующие документы:
4

• Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
• Приказ

Министерства просвещения

Российской Федерации

от

27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
• Приказ

Министерства просвещения

Российской Федерации

от

03.09.2019 № 467 "Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей"
• Приказ

Министерства просвещения

Российской Федерации

от

21.04.2023 №302 "О внесении изменений в Целевую модель развития
региональных

систем

дополнительного

утвержденную приказом

образования

детей,

Министерства просвещения Российской

Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467"
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
• Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных

программ,

способствующих

социально­

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
• Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих
общие

критерии

образовательной

оценки

деятельности

качества

условий

организациями,

осуществления

осуществляющими
5

образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам,

образовательным

профессионального

программам

образования,

основным

среднего
программам

профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам».
• Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от
15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей и признании утратившим силу Распоряжения
Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с "Концепцией
развития дополнительного образования детей до 2030 года")

1.1.3 Отличительные особенности программы
Особенность программы «Дружина юных пожарных» заключается в
том, что она восполняет пробелы в знании пожарной безопасности у
обучающихся, позволяет в полной мере раскрывать потенциал и способности
к самостоятельной деятельности.
В данной программе большое внимание уделяется мерам пожарной
безопасности, первичным средствам пожаротушения и первой доврачебной
помощи. Содержание программы позволяет принимать активное участие в
конкурсах и выставках различного уровня по противопожарной тематике, а
также

в

массовых

агитационных

мероприятиях

и

акциях

по

противопожарной тематике.

1.1.4 Адресат программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы 13-17 лет.
Ребенок в этом возрасте учится аргументировать, доказывать свою
точку зрения, у него активнее развивается абстрактное мышление. Тем не
менее, подростки часто живут сегодняшним днем. Они не думают о
последствии своих поступков, особенно это качается личной безопасности и
6

безопасности их окружения - особенно в таком возрасте нужно привить
ребенку ответственность за пожарную безопасность, так как это касается
напрямую жизни и здоровья как самого учащегося, так и близких людей.
В этом возрасте дети чувствуют себя взрослыми и сами могут научить
кого-нибудь определенным вещам, именно это качество хороню играет при
организации агитационных массовых мероприятий и акций, где нужно,
например, обучить правилам противопожарной безопасности маленьких
детей или же взрослых людей.
Программа позволяет
дисциплинированность,

воспитать

внимание,

в

детях

такие

собранность,

качества,

как

ответственность,

осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека
становится причиной несчастных случаев при неосторожном обращении с
огнем и легковоспламеняющимися веществами.

1.1.5 Объем и срок освоения программы
• Срок реализации программы - 1 год.
• Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу.
• Объем программы -34 недели.

1.1.6 Формы обучения
Форма обучения - очная, групповая.
Основная форма проведения учебной деятельности - занятие.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- беседы;
- викторины;
- игры;
- конкурсы;
Основная форма проверки знаний:
7

- устный ответ обучающихся;
- тестирование;
-творческая работа;
-зачет (итоговый контроль).

1.1.7 Особенности организации образовательного процесса
Занятия учебных групп проводятся: 1год - 34 часа, 1 занятие в неделю по 1
часу (40 минут занятие).
Данная программа является модифицированной. Особенность ее в том,
что

она дополнена разделами

«Агитационно-пропагандистская

«Доврачебная медицинская помощь»,
работа»

и

«Рабочая

программа

воспитания».
Так же приоритетным

в данной программе является выделение

ценностных ориентиров:
•

ценность гражданской позиции, как умение противостоять действиям и

влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности
личности и общества в пределах своих возможностей;
•

ценность доброжелательности, как доверие и внимание к людям,

готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается;
•

ценность семьи, как основополагающей в нравственном содержании и

смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
•

ценность личности, как самосовершенствование, самообразование и

самовоспитание, развитие широких познавательных интересов, инициативы
и любознательности, мотивов познания и творчества.
В

отличии

от

других

предложенных

программ,

данная

дает

возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем;
связывать изучение отдельных тем с особенностями местных условий. Все
образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических
знаний, но и формирование деятельно-практического опыта. Практические
8

задания способствуют развитию творческих способностей, приобретению
социального

опыта

и

повышению

статуса

профессии

пожарного.

Планируется привлечение к проведению занятий работников пожарной
охраны, медработников, учителя физической культуры .

1.2.
Цель:

создание

Цель и задачи программы

условий

для

обучения

подростков

мерам

пожарной безопасности путем организации деятельности дружины
юных пожарных.
Задачи программы:
1. Формировать общественную активность личности, гражданскую позицию
и навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях.
2.

Развивать

безопасности,

мотивацию

к профилактической

потребности

в

работе

саморазвитии,

по

пожарной

самостоятельности,

ответственности, активности.
3. Способствовать развитию познавательного интереса к вопросам личной
безопасности, включение в познавательную деятельность, приобретение
практических навыков и умений по пожарной безопасности.
1.3. Содержание программы
1.3.1 Учебный план общеобразовательной общеразвивающей
программы «Дружина юных пожарных»

I год обучения

№

Количество часов

Название темы

всего

теория

Формы

практ аттестации/к
ика

онтроля

I раздел
Становление пожарного дела и история пожарной охраны, добровольного
9

пожарного общества(11 часов)
1.1

Вводное занятие. Входной

1

1

1

1

Опрос

контроль.
1.2

Инструктаж по технике
безопасности.

1.3

Почетная профессия «Пожарный».

1

1

1.4

Положение о ДЮП - цели, задачи,

1

1

4

4

-

права и обязанности членов
дружины.
Итого по разделу:

0

II раздел
Причины возникновения пожаров (9 часов)
2.1

Причины возникновения бытовых

1

1

Тестировани

пожаров.
2.2

е

Способы тушения огня подручными

1

0

1

1

1

0

1

1

0

средствами.
2.3

Меры пожарной безопасности при
эксплуатации электробытовых,
газовых приборов, отопительных
печей.

2.4

Основные причины пожаров при
праздновании Нового года
(фейерверки, петарды, бенгальские
огни, хлопушки).

2.5.

Организация и проведения рейда в

1

1

школе по проверке выполнения
правил пожарной безопасности.
Итого по разделу:

5

3

2

III Раздел

ю

Профилактика пожаров (10 часов)
3.1.

Основные правила пожарной

1

Тестировали

1

безопасности.

е

3.2.

Последствия пожаров.

1

1

-

3.3

Действия при пожаре в квартире,

1

0

1

подъезде, соседней квартире.
3.4

Лесные пожары.

1

1

-

3.5

Способы прекращения пожаров.

1

0

1

5

3

2

Противопожарный режим в школе.
Итого по разделу:
IV Раздел
Аварийные ситуации (2часа)
4.1.

Особенности современного жилища.

1

4.2

Чрезвычайные ситуации в быту:

1

1

-

Зачет

1

поражение токам, утечка газа,
разрушение.
Итого по разделу:

2

1

1

V Раздел Огнетушители (12часов)
5.1

Первичные средства пожаротушения.

1

1

-

Практическа

5.2

Подручные средства пожаротушения.

1

1

-

я работа

5.3

Огнетушители и их классификация

1

1

-

5.4

Заправка

пользование

1

Итого по разделу:

4

и

правила

1

огнетушителем.
3

1

VI раздел
Доврачебная медицинская подготовка (5 часов)
6.1.

Ожоги. Виды ожогов. Оказание

1

1

первой помощи.
6.2.

Оказание первой помощи при

1

-

1
11

отравлении угарным газом.
6.3.

1

1

3

1

Правила транспортировки
пострадавших.
Итого по разделу:

2

VII раздел
Эвакуация (5 часов)
7.1

Противопожарные требования к

1

1

Практическа

территории и помещениям детского

я работа

учреждения. Знакомство с «Планом
эвакуации».
7.2

Основные правила поведения при

1

1

пожаре. Способы эвакуации из
горящего здания (в том числе
высотного).
7.3

Общие требования к содержанию

1

1

путей эвакуации, эвакуационные
выходы. План эвакуации людей в
случае возникновения пожара.
Учебная эвакуация.
Итого по разделу:

3

2

1

VIII раздел
Агитационно-пропагандистская работа (7 часов)
8.1

Создание агитбригады по

1

1

противопожарной безопасности.

Выступление
агитбригады

Создание сценария выступления.
8.2

Создание сценария выступления.

1

1

Подбор музыкального оформления.
8.3

Репетиция.

1

-

1

8.4

Выступление агитбригады.

1

-

1
12

8.5

Разработка цикла

1

1

1

1

1

1

лекций по пожарной безопасности.
8.6

Проведение лекционных занятий с
учащимися начальной школы.

8.7

Игра-викторина «Пожарным можешь
ты не быть...»
Итого по разделу:
Итоговое занятие. Проведение

7

-

7
1

1

Тестировали

круглого стола на тему

е.

«Юные друзья пожарных. Кто они?»

Круглый
стол

Всего часов:

34

17

17

1.3.2. Содержание учебного плана
Содержание учебного плана
Раздел 1. Становление пожарного дела и история пожарной охраны,
добровольного пожарного общества.
Вводное занятие. Входной контроль. Инструктаж по техники безопасности.
Почетная профессия «Пожарный». Положение о ДЮП - цели, задачи, права
и обязанности членов дружины.
Опрос по теме «История развития пожарной охраны».
Раздел 2. Причины возникновения пожаров.
Причины возникновения

бытовых пожаров.

Способы тушения

огня

подручными средствами. Меры пожарной безопасности при эксплуатации
электробытовых, газовых приборов, отопительных печей. Основные причины
пожаров при праздновании Нового года (фейерверки, петарды, бенгальские
огни, хлопушки).
Ролевая игра: «Чтобы ёлка только радость принесла!».

13

Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил
пожарной безопасности.
Раздел 3. Профилактика пожаров.
Теория: Основные правила пожарной безопасности. Последствия пожаров.
Действия при пожаре в квартире, подъезде, соседней квартире. Пожар
автомобиля, в гараже, на балконе. Лесные пожары. Правила поведения в
лесу, у водоёма, в зоне отдыха людей. Способы разведения костра. Меры
предосторожности от поражения молнией. Способы прекращения пожаров.
Противопожарный режим в школе.
Практика: Обыгрывание правил безопасного поведения на пожаре дома, в
школе, на транспорте. Разыгрывание сценок на темы: правила безопасного
поведения при пожаре в квартире, в школе, если горит у соседей.
Тестирование по темам раздела.
Раздел 4. Аварийные ситуации.
Теория: Особенности современного жилища. Чем оно опасно для человека.
Виды опасных и вредных факторов современного жилища. Чрезвычайные
ситуации в быту: поражение током, утечка газа, разрушение. Причины
возникновения

бытовых

пожаров.

Условия

возникновения

пожара.

Поражающие факторы пожаров (температура, ядовитый газ, дым, копоть,
потеря видимости).
Практика: Ролевые игры. Моделирование чрезвычайных ситуаций. Зачет.
Раздел 5. Огнетушители.
Теория:

Первичные

средства

пожаротушения.

Подручные

средства

пожаротушения. Виды огнетушителей. Назначение, устройство, принцип
действия и порядок применения ручных огнетушителей. Заправка и правила
пользование огнетушителем. Правила пользования внутренним пожарным
краном.
Практика: Отработка приёмов работы с пожарно-техническим вооружением.
Эстафета с отработкой навыков тушения огня.
Раздел 6. Доврачебная медицинская подготовка.
14

Теория: Поражение током. Ожоги. Виды ожогов. Обморожение. Правила
транспортировки пострадавших.
Практика: Практические занятия: отработка приёмов тушения одежды.
Оказание первой доврачебной помощи при ожогах, поражении током,
угарным газом. Транспортировка пострадавшего (на практике). Викторина на
знание приёмов оказания доврачебной помощи.
Раздел 7. Эвакуация.
Теория: Противопожарные требования к территории и помещениям детского
учреждения.

Общие

требования

к

содержанию

путей

эвакуации,

эвакуационные выходы. Знакомство с «Планом эвакуации».
Практика: Практическое изучение плана эвакуации. План эвакуации людей в
случае возникновения пожара. Учебная эвакуация. Учебное преодоление
задымлённой зоны.
Раздел 8. Агитационно-пропагандистская работа.
Практика:

Создание

Создание

сценария

агитбригады
выступления.

по

противопожарной

Подбор

музыкального

безопасности.
оформления.

Репетиция. Выступление агитбригады. Разработка цикла лекций по пожарной
безопасности.
Проведение лекционных занятий с учащимися начальной школы. Игравикторина «Пожарным можешь ты не быть...»
Итоговое занятие.
Практика: Тестирование. Проведение круглого стола на тему «Юные друзья
пожарных. Кто они?».

1.4 Планируемые результаты
Ожидаемые результаты
I год обучения:
Освоив базовый уровень программы, обучающиеся должны знать:
• историю развития пожарной охраны;
15

• меры

пожарной

безопасности

при

обращении

с

бытовыми

электрическими приборами, предметами бытовой химии;
• особенности тушения пожаров;
• правила оказания первой доврачебной помощи при неотложной
ситуации;
• основные правила пожарной безопасности;
• первичные средства пожаротушения.
Освоив стартовый уровень программы, учащиеся должны уметь:
• действовать в ситуации возникновении пожара дома, в школе, на
транспорте;
• действовать в ситуации возникновения пожара в лесу;
• проводить рейды в школе по проверке выполнения правил пожарной
безопасности;
• оказывать первую медицинскую помощь при неотложной ситуации;
• организовать эвакуацию в школе в случае учебной тревоги;
• вести

агитационно-пропагандистскую

работу

по

пожарной

безопасности.
I

год обучения

Методы и методики

Исполнитель

- знание истории развития пожарной охраны;

- тестирование;

- знание мер пожарной безопасности при - викторины;
=

О)

обращении

с

бытовыми

электрическими - опросы

X

о

ЕЗ

5
О

а

э5
м
А
X

Н
О)
S
ч
О)

си
р

приборами, предметами бытовой химии;
- знание особенностей тушения пожаров;
- знание правил оказания первой доврачебной
помощи при неотложной ситуации;
знание

основных

правила

пожарной

безопасности;
- знание первичных средств пожаротушения

16

- умение действовать в ситуации возникновении - наблюдение;
пожара дома, в школе, на транспорте;
Метапредметный компонент

- умение действовать в ситуации возникновения
пожара в лесу;

- участие в выставках
различного уровня;
- творческие отчеты;

- уметь проводить рейды в школе по проверке - конкурсы
выполнения правил пожарной безопасности;
уметь

оказывать

первую

медицинскую

помощь при неотложной ситуации;
- уметь организовать эвакуацию в школе в
случае учебной тревоги;
- уметь вести агитационно-пропагандистскую
работу по пожарной безопасности.

- внутренняя позиция обучающегося,
направленная на активное самостоятельное
«
j3
X
н

решение противоречивых ситуаций;

о
X
V
X

сопровождающаяся чувством коллективного

Ч

- деятельная активность обучающихся,

-методика диагностики
учебной мотивации;
-опросы (изучения
представлений о себе);
- тестирование

авторства;
- учебно-познавательный интерес к новым
видам деятельности.

17

II. Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально техническое обеспечение
Результат

реализации

программы

объединения

«Дружина

юных

пожарных» во многом зависит от подготовки помещения, материальнотехнического оснащения и информационного обеспечения.
Материально-техническое обеспечение:
• кабинет для занятий;
• спортивный зал, спортивная площадка;
• пожарно-технический инвентарь;
• огнетушители;
• план эвакуации;
• ватно-марлевые

повязки,

медицинская

аптечка,

шины,

бинты,

резиновые жгуты, носилки;
• «Уголок безопасности»;
• персональный компьютер;
• мультимедийный проектор;
• фотоаппарат.

2.2.2

Информационное обеспечение:

Информационное обеспечение.
Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www. serf, gov.ш

Министерство внутренних дел РФ

http://www. mvd. ru

МЧС России

http://www. emercom. gov.ru

Министерство здравоохранения и http://www. minzdrav-rf. ru
социального развития РФ
Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки http://mon.gov.ru/
18

РФ
Министерство природных ресурсов http://www.mnr.gov.ru
РФ
Федеральная

служба http://www.fsgv.ru

железнодорожных войск РФ
Федеральная

служба

России

по http://www. mecom. ru/ roshydro/pub/rus/i

гидрометеорологии и мониторингу ndex.htm
окружающей среды
Федеральная пограничная служба
Федеральный
ядерной

надзор России
и

http://www.fps. gov. ru
по http://www.gan.ru

радиационной

безопасности
Русский образовательный портал
Федеральный

http://www.gov.ed.ru

российский httn://www. school.edu. ru

общеобразовательный портал
Федеральный портал «Российское http://www.edu.ru
образование»
Портал

компании

«Кирилл

и httn://www. km. ru

Мефодий»
Образовательный портал «Учеба»

httn://www. uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

httn://www. courier, com.ru

Журнал «Вестник образования»

httn://www. vestnik. edu. ru

Издательский дом «Профкнига»

httn://www. nro fkni sa. ru

“Всероссийский
исследовательский

научно- http://www. vniipo.ru/
институт

противопожарной обороны"
Справочник пожарного

http://www.0-l.ru/

Сайт «Пожарный»

http://www. mchsrb.ru/fire/years.shtml

История пожарной охраны

http://www.fireman.ru/myzei/istorl/istor.
19

htm
Книга памяти пожарных, погибших

http://www.fireman, ru/myzei/memor/s-

при исполнении служебного долга в

p/memo.htm

мирное время
Рекомендации по пожарной

http://www.mchsrb.ru/fire/recomend.sht

безопасности

ml

Действия при пожаре

http://www.fireman, ru/bd/ppb/lp 10.htm

Пример пожарной статистики

http://www.mchsrb.ru/fire/years. shtml

Пример происшествия в школе...

http://antenna.com.ua/stat/arh_2000/34_9
.htm

Стационарные наглядные пособия:
•

Таблицы по основам безопасности жизнедеятельности;

•

Средства индивидуальной защиты;

•

Средства коллективной защиты;

•

Таблицы по правилам пожарной безопасности;

•

Классификация пожаров;

•

Причины пожаров в жилых и общественных зданиях;

•

Признаки и поражающие факторы пожара;

•

Правила поведения при пожаре в доме (квартире).
2.2.3 Кадровое обеспечение.
По данной программе работает один педагог доп. образования Иванова

Наталья Юрьевна, высшая квалификационная категория. В реализации
программы задействовано следующее кадровое обеспечение:
1.

Сотрудничество и взаимодействие с сельским домом культуры.

2.

Сотрудничество и взаимодействие с педагогами дополнительного
образования.
20

2.3 Формы аттестации
2.3.1

Формы

отслеживания

и

фиксации

образовательных

результатов
Планируемые результаты, в соответствии с целью программы,
отслеживаются и фиксируются в формах:
• Удостоверение юного друга пожарника;
• Готовый проект по выбору воспитанником одной из

тем

кружковой деятельности;
• Подшивка боевых листков;
• Журнал посещаемости;
• Фото- и видеоматериалы;
• Отзывы детей и родителей.
На

протяжении

всего

воспитательно-образовательного

процесса

предполагается проводить следующие виды контроля знаний:
После пройденных тем предусматриваются занятия по подведению
итогов в форме фронтального опроса, тестов и викторин.
Для

отслеживания

результативности

образовательного

процесса

используются следующие виды контроля:
- начальный контроль (сентябрь)
- промежуточный контроль (декабрь);
- итоговый контроль (май).
При

реализации

дополнительной

образовательной

программы

«Дружина юных пожарных» возможны изменения, дополнения в подборе
тем, разделов изменения количества часов на изучение темы в зависимости
от желания, интересов обучающихся, учебной нагрузки педагога.
2.4 Оценочный материал
Критерии

Показатель

Методика
диагностики

Предметный

знание

истории

развития Педагогическая
21

результат

пожарной охраны;
знание

диагностика в
пожарной дополнительном

мер

безопасности при обращении с образовании:
бытовыми

электрическими 1.Диагностическая

приборами,

предметами карта личностных

бытовой химии;

достижений.

- знание особенностей тушения обучающихся
пожаров;

2. Педагогическое

- знание правил оказания первой наблюдение.
доврачебной

помощи

при 3. Мониторинг

неотложной ситуации;
-

знание

основных

личностного развития
правила обучающихся в

пожарной безопасности;
- знание

первичных

процессе освоения им
средств дополнительной
образовательной

пожаротушения

программы.
Метапредметный

- умение действовать в ситуации Педагогическая

результат

возникновении пожара дома, в диагностика в
дополнительном

школе, на транспорте;

- умение действовать в ситуации образовании:
возникновения пожара в лесу;

1.Входящая

- уметь проводить рейды в диагностика.
школе по проверке выполнения 2. Педагогическая
правил пожарной безопасности;
уметь

оказывать

медицинскую

диагностика.

первую

помощь

при

неотложной ситуации;
- уметь организовать эвакуацию
в

школе

в

случае

учебной
22

тревоги;
-

уметь

вести

агитационно­

пропагандистскую

работу

по

пожарной безопасности.

Личностный

- внутренняя позиция

Педагогическая

результат

обучающегося направленная на

диагностика в

активное самостоятельное

дополнительном

решение противоречивых

образовании:

ситуаций;

1.Диагностика

- деятельная активность

учебных,

учащихся сопровождающаяся

результативных

чувством коллективного

достижений

авторства;

обучающихся

- учебно-познавательный

объединении

интерес к новым видам

«Дружина

деятельности.

пожарных».

в

юных

2. Оценочные
материалы по
программе.
3.Итоговая таблица
результативности
обучения по программе
«Дружина юных
пожарных».

2.5 Методические материалы
Руководитель объединения выбирает методы обучения, методические
приёмы

с

учетом

знаний

и

практических

навыков,

получаемых

обучающимися на занятиях объединения:
23

объяснительно - иллюстративный:
сообщает

готовую

информацию

при этом методе педагог

с использованием

демонстраций,

а

обучающиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят
полученные знания;
репродуктивный:

деятельность

педагога

состоит

в

подборе

необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих
многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;
частично - поисковый: самостоятельный поиск выполнения решений
для изготовления изделия;
исследовательский:

творческая

деятельность

обучающихся

по

решению выполнения работы.
Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель
объединения может изменять темы в зависимости от контингента
обучающихся, от условий работы. Во всех случаях выполнение заданий
должно способствовать познавательной активности обучающихся, усиливать
интерес к новым видам деятельности.
Так

же

необходимо

проводить

и

индивидуальную работу

с

обучающимися, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за
группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно
справился с заданием. Иногда полезно на этом конкретном примере показать
всем, как надо правильно выполнять ту или иную операцию.
Коллективное выполнение заданий - наиболее эффективная форма
организации труда, т. к. при наименьших затратах сил и времени удаётся
выполнить трудоёмкую работу. Такая форма организации труда способствует
сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными
группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу
и улучшить её качество. Коллективное выполнение заданий способствует
воспитанию общительности и дружеских отношений в коллективе, чувства
взаимопомощи.
24

2.6 Календарный план воспитательной работы на 20232024 учебный год
ЫЗосппитательные мероприятия в объединении
Сроки
сентябрь

октябрь,
апрель

декабрь,
февраль

Форма
Название
участия
мероприятия
тесты,
Мероприятия по
противопожарной викторины,
игры
безопасности
«Виды и
причины
пожаров»
практические
Преодоление
тренировки
полосы
препятствий,
подъём по
штурмовой
лестнице,
пожарная
эстафета
Мероприятия
игры«Опасный
викторины
огонёк»,
«Правила
поведения при
пожарах»

Место
проведения
МБОУ
«СОШ
№17»

Ответственный

МБОУ
«СОШ
№17»

рук. ДЮП

МБОУ
«СОШ
№17»

рук. ДЮП

рук. ДЮП

2. Участие учащихся в воспитательных мероприятиях учреждения
Сроки
апрель

Сентябрь,
апрель

в течение
года

Название
мероприятия
Пожарно­
прикладные
состязания
Учебные
эвакуации при
срабатывании
пожарной
сигнализации
Организация
противопожар­
ной

Форма
участия
индивидуаль­
ные и
групповые
соревнования
практические
тренировки

разъяснитель­
ные работы

Место
проведения
МБОУ
«СОШ
№17»

Ответственный
зам. директора
по ВР, рук.
ДЮП

МБОУ
«СОШ
№17»

завхоз, рук.
ДЮП

МБОУ
«СОШ
№17»

завхоз, рук.
ДЮП
25

профилактичес­
кой работы и
рейдов
пожарной
безопасности

3. Работа с родителями
Сроки

Ответственный
Место
проведения
В
рук. ДЮП
МБОУ
«СОШ
течение
№17»
года
В
рук. ДЮП
Беседы «Правила индивидуальные
МБОУ
течение противопожарной и коллективные
«СОШ
безопасности
№17»
беседы
года
дома, в школе, в
общественных
местах и в
транспорте»
Название
мероприятия
«Огонь и дети»

Форма
проведения
родительское
собрание

26

2.7 Список литературы для обучающихся, родителей и педагогов
1. Алексеенко В.А. Основы безопасности жизнедеятельности/ В.А.
Алексеенко. - М.: Просвещение, 2014.
2. Анастасова

Л.П.

Основы

безопасности

жизнедеятельности:

методические рекомендации/ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.
Иванова,- М.: Просвещение,2013.
3. Бариев Э.Р. Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных
ситуаций// Словарь терминов и определений/Э.Р. Бариев. - Волгоград:
Учитель, 2015.
4. Виноградова С.В «Юные друзья пожарных». Программа работы
кружка, конспекты занятий, внеклассные мероприятия. Волгоград/
«Учитель» 2015.
5. Павлова О.В., Попова Г.П. «Пожарная безопасность» 5 - 1 1 класс,
конспекты занятий и классных часов. Волгоград. «Учитель» 2013.
6. Павлова О.В. Методические рекомендации по обучению с детьми
правил

пожарной

безопасности

в

детских

образовательных

учреждениях// О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2014г.
7. Правила пожарной безопасности (ППБ01-03). - М.: ИНФРА-М, 2015.
8. Практическое пособие «Оказание первой помощи пострадавшим» МЧС
России 2013.
9. Пахнутова О.В «ОБЖ» поурочные планы. Волгоград. «Корифей» 2016.
Ю.Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школах//Методическое
пособие,- М.: Айрис пресс, 2014.
11. Смирнов. А.Т., Хренников Б.О. «ОБЖ» учебник для 5., 6., 7класса,
Москва «Просвещение» 2014.
12. Шевченко Г.Н «ОБЖ» поурочные планы. Волгоград. «Учитель» 2013.
13. Шишкина Н.К. Безопасность в чрезвычайных ситуациях/под ред. Н.К.
Шишкина. -М .: ГУУ, 2015.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».