РП_обществознание 10-11 классы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 17»

Приложение к
основной общеобразовательной
программе среднего общего образования
МБОУ «СОШ № 17»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществознание»
среднее общее образование
10-11 класс
(базовый уровень)

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства,
осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации

собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности
как возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать
и
интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Изучение предметной области "Общественные науки" должно обеспечить:
сформированность
мировоззренческой,
ценностно-смысловой
сферы
обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности,

толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией
Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном
мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза,
умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для
общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных,
экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать
информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному
развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации
данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике
общественных наук.
Предметные результаты изучения предметной области "Общественные
науки" включают предметные результаты изучения учебных предметов:
"Обществознание" (базовый уровень) - требования к предметным
результатам освоения интегрированного учебного предмета "Обществознание"
должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся
системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений
и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции
недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и
процессов общественного развития.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Выделять черты социальной сущности человека;
– определять роль духовных ценностей в обществе;
– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их
примерами;
– различать виды искусства;
– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной
жизни;
– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации
индивида;
– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;
– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их
примерами;
– выявлять особенности научного познания;
– различать абсолютную и относительную истины;
– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни
человека;
– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной
действительности в контексте возрастания роли образования и науки в
современном обществе;
– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и
самообразования в жизни человека.
Общество как сложная динамическая система
– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию,
иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных
изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и
последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных
проблем.
Экономика
– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные
доходы;
– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры
действия законов спроса и предложения;
– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь,
поведение основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о
тенденциях развития современной рыночной экономики;
– различать экономические и бухгалтерские издержки;
– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять
задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской
системе РФ;
– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия
инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;
– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать
механизм их взаимодействия;
– определять причины безработицы, различать ее виды;
– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной
политики в области занятости;
– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения
экономической рациональности, анализировать собственное потребительское
поведение;
– анализировать практические ситуации, связанные с
реализацией
гражданами своих экономических интересов;
– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной
экономики;
– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях
экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь
общества;
– различать важнейшие измерители экономической деятельности и
показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой
внутренний продукт);
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
– Выделять критерии социальной стратификации;
– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о
структуре общества и направлениях ее изменения;
– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы,
раскрывать на примерах социальные роли юношества;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации
разрешения конфликтов;
– конкретизировать примерами виды социальных норм;
– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль,
различать санкции социального контроля;
– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах
последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в
конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить
примеры способов их разрешения;

– характеризовать основные принципы национальной политики России на
современном этапе;
– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы,
влияющие на формирование института современной семьи;
– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в
современном обществе;
– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на
демографическую ситуацию в стране;
– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни
современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и
значение веротерпимости;
– осуществлять
комплексный
поиск,
систематизацию
социальной
информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать,
анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и
проблемные задачи;
– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с
позиций толерантности.
Политика
– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического
воздействия;
– различать политическую власть и другие виды власти;
– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами
политической деятельности;
– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей
в политике;
– раскрывать роль и функции политической системы;
– характеризовать государство как центральный институт политической
системы;
– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических
режимов различных типов в общественном развитии;
– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях,
принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
– характеризовать демократическую избирательную систему;
– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные
системы;
– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского
общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
– определять роль политической элиты и политического лидера в
современном обществе;
– конкретизировать примерами роль политической идеологии;
– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического
плюрализма в современном обществе;
– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного
политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия
граждан в политике.
Правовое регулирование общественных отношений
– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
– выделять основные элементы системы права;
– выстраивать иерархию нормативных актов;
– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской
Федерации;
– различать понятия «права человека» и «права
гражданина»,
ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и
обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от
выполнения конституционных обязанностей;
– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и
характеризовать способы защиты экологических прав;
– раскрывать содержание гражданских правоотношений;
– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
– различать организационно-правовые формы предприятий;
– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения
субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в
повседневной жизни;
– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах
приема в образовательные организации профессионального и высшего
образования;
– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК
РФ, УПК РФ);
– объяснять основные идеи международных документов, направленных на
защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Человек. Человек в системе общественных отношений
– Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
– применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в
учебной деятельности и повседневной жизни;
– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
– характеризовать основные методы научного познания;

– выявлять особенности социального познания;
– различать типы мировоззрений;
– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в
понимании природы человека и его мировоззрения;
– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и
аргументировать ее.
Общество как сложная динамическая система
– Устанавливать причинно-следственные связи между
состоянием
различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ,
тенденции и перспективы общественного развития;
– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в
целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий)
и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).
Экономика
– Выделять и формулировать характерные особенности рыночных
структур;
– выявлять противоречия рынка;
– раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
– раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника
и производителя;
– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
– раскрывать фазы экономического цикла;
– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии
процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и
национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям
экономической глобализации;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России.
Социальные отношения
– Выделять причины социального неравенства в истории и современном
обществе;
– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих
успешность самореализации молодежи в современных условиях;
– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения
социальных конфликтов;
– выражать собственное отношение к различным способам разрешения
социальных конфликтов;

– толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным
этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль
толерантности в современном мире;
– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития
семьи в современном обществе;
– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России
на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им
оценку;
– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с
опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
– анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в
России.
Политика
– Находить, анализировать информацию о формировании правового
государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять
проблемы;
– выделять основные этапы избирательной кампании;
– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении
местного самоуправления;
– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и
деятельности политических лидеров;
– характеризовать особенности политического процесса в России;
– анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Правовое регулирование общественных отношений
– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных
задач в разных сферах общественных отношений;
– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их
функции;
– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в
РФ;
– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества
и государства;
– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения
соответствия закону;
– характеризовать основные направления деятельности государственных
органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского
общества в противодействии терроризму.

Содержание учебного предмета
10 класс
Человек в обществе
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их
взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа).
Важнейшие институты общества.
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле.
Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества.
Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость
воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы.
Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре,
феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения
культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и
культуры.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка
выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние
НТП
на
природу.
Понятие
антропогенных
нагрузок.
Опасность
неконтролируемого изменения окружающей среды.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический
императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни
человека.
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и
поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и
мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая
деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и
общения.
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор
эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины.
Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и
заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания.
Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный
опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения:
обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и
деятельность.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и
социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и
ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.
Духовная культура
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры:
народная, массовая, элитарная. Диалог культур, проблемы современной
отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение.
Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы
культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила.
Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в

сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его
сохранения.
Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения,
предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное
образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа
как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы
школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной
и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и
академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к
основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования.
Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика
ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие
религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в
современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в
обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство,
ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные
элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ
предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного
искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства.
Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства.
Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права.
Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения
гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по
контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за
налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской
деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения
права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные
учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных
образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок
приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы
гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок
их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие
и
система
международного
права.
Взаимоотношения
международного и национального права. Международная защита прав человека в
условиях мирного и военного времени.
11 класс
Экономическая жизнь общества
Роль экономики в жизни общества. Макроэкономические показатели и
качество жизни. Предмет и методы экономической науки. Ограниченность
ресурсов. Кривая производственных возможностей. Типы экономических
систем. Экономический рост и пути его достижения. Факторы долгосрочного
экономического роста. Понятие экономического цикла. Фазы экономического
цикла. Причины экономических циклов.
Функционирование рынков. Рыночный спрос. Закон спроса. Эластичность
спроса. Рыночное предложение. Закон предложения. Эластичность предложения.
Рынки труда, капитала, земли, информации. Государственное регулирование
рынков. Конкуренция и монополия. Государственная политика защиты
конкуренции. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации. Рынок
труда. Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Причины и виды безработицы. Государственная политика Российской
Федерации в области занятости. Особенности труда молодежи. Деятельность
профсоюзов.
Рациональное экономическое поведение. Экономическая свобода и
социальная ответственность. Экономическая деятельность и проблемы
устойчивого развития общества. Особенности профессиональной деятельности в
экономической и финансовой сферах.
Предприятие в экономике. Цели предприятия. Факторы производства.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования предприятий.
Издержки, их виды. Выручка, прибыль. Поддержка малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации. Государственная политика
импортозамещения в Российской Федерации.
Финансовый рынок. Финансовые институты. Банки. Банковская система.
Центральный банк Российской Федерации: задачи и функции. Цифровые
финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность.
Денежные агрегаты. Монетарная политика Банка России. Инфляция: причины,
виды, последствия.

Экономика и государство. Экономические функции государства.
Общественные блага. Внешние эффекты. Государственный бюджет. Дефицит и
профицит
государственного
бюджета.
Принцип
сбалансированности
государственного бюджета. Государственный долг. Налоговая система
Российской Федерации. Функции налогов. Система налогов и сборов в
Российской Федерации. Налоговые льготы и вычеты. Фискальная политика
государства. Цифровизация экономики в Российской Федерации.
Международная экономика. Международное разделение труда. Экспорт и
импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в международной
торговле. Государственное регулирование внешней торговли.
Социальная сфера
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, ее
критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского общества.
Государственная поддержка социально незащищенных слоев общества в
Российской Федерации.
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли. Социальная
мобильность, ее формы и каналы в современном российском обществе.
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший социальный
институт. Тенденции развития семьи в современном мире. Меры социальной
поддержки семьи в Российской Федерации. Помощь государства многодетным
семьям.
Миграционные процессы в современном мире. Этнические общности. Нации
и межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты, способы их
предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы национальной
политики в Российской Федерации.
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и самоконтроль.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы
разрешения
социальных
конфликтов.
Особенности
профессиональной
деятельности социолога, социального психолога.
Политическая сфера
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Политические институты. Политическая деятельность.
Политическая система общества, ее структура и функции. Политическая
система Российской Федерации на современном этапе. Государство как основной
институт политической системы. Государственный суверенитет. Функции
государства. Форма государства: форма правления, форма государст­венного
(территориального) устройства, политический режим. Типология форм
государства.
Федеративное
устройство
Российской
Федерации.
Субъекты
государственной власти в Российской Федерации. Государственное управление в
Российской Федерации. Государственная служба и статус государственного
служащего. Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства,
механизмы противодействия коррупции. Обеспечение национальной

безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской
Федерации по противодействию экстремизму.
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическое участие. Причины абсентеизма. Политическая идеология, ее роль в
обществе. Основные идейно-политические течения современности.
Политический процесс и участие в нем субъектов политики. Формы участия
граждан в политике. Политические партии как субъекты политики, их функции,
виды. Типы партийных систем.
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная система в Российской Федерации.
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Интернет в современной политической коммуникации.
Тематическое планирование «Обществознание» 10 класс
№ Раздел
Содержание
Кол-во
часов
Общество
как
динамическая
система. 21
1
Человек в обществе
Основные сферы жизни общества, их
взаимосвязь. Общество и природа. Общество и
культура (вторая
природа). Важнейшие
институты общества.
Общество, страна, государство. Общество в
узком и широком смысле. Общество как
социальная организация страны. Основные
признаки
общества.
Взаимосвязь,
взаимоотношение общества и природы.
Противоречивость воздействия людей на
природную среду. Глобальные экологические
проблемы. Природные бедствия. Развитие
культуры. Новаторство, традиции в культуре,
феномен
«второй
природы».
Культура
материальная.
Проблема
сохранения
культурного наследия. Законодательство об
охране памятников истории и культуры.
Человек
как
продукт
биологической,
социальной и культурной эволюции. Цель и
смысл жизни человека. Науки о человеке.
Природа как предпосылка выделения человека
и общества. Широкое и узкое значение
природы. Влияние НТП на природу. Понятие
антропогенных
нагрузок.
Опасность
неконтролируемого изменения окружающей
среды.
Духовные ориентиры личности. Мораль,
ценности, идеалы. Категорический императив.
Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его
роль в жизни человека.
Деятельность как способ человеческого бытия.
Деятельность человека и поведение животных.
Структура деятельности. Потребности

2

Духовная культура

человека, интересы и мотивы деятельности.
Виды деятельности. Творческая деятельность.
Трудовая
деятельность.
Игра.
Учебная
деятельность. Соотношение деятельности и
общения.
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и
рациональное познание. Спор эмпириков и
рационалистов. Понятие об агностицизме.
Критерии истины. Объективность истины.
Абсолютные и относительные истины. Истина
и заблуждение. Многообразие путей познания.
Особенности научного познания. Научное
мышление и современный человек. Мифология
и познание. Жизненный опыт и здравый смысл.
Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения:
обыденное, религиозное. научное. Убеждение и
вера. Мировоззрение и деятельность.
Биологическое и социальное в человеке.
Личность.
Социальное
поведение
и
социализация личности. Самосознание и
самореализация. Единство свободы и
ответственности
личности.
Познание
человеком самого себя. Самооценка.
Традиции и новаторство в культуре. Формы и 12
разновидности культуры: народная, массовая,
элитарная.
Диалог
культур.
проблемы
современной
отечественной
культуры.
Происхождение слова «культура» и его
значение. Материальная и нематериальная
культура, её состав и структура. Элементы
культуры и культурный комплекс. Этикет, его
происхождение и правила.
Культурное
наследие и культурные универсалии. Роль
культурного наследия в сохранении и развитии
культуры. Культурное наследие в России,
проблемы его сохранения.
Основная задача и исторические формы
образования. Приёмы обучения, предметы и
формы
усвоения
знаний
школьниками.
Государственное и частное образование,
школьное и домашнее. Общее и специальное
образование. Школа как особый тип учебновоспитательного учреждения. Правовые основы
школьного образования. Роль науки в
современном обществе. Сочетание научной и
педагогической функций в университете.
Научно-исследовательские и академические
институты. Классификация наук. Школа как
способ приобщения к основам науки.
Структура, функции, история и формы высшего
образования.
Зарождение
и
развитие
университетов. История и разновидности

3

Правовое регулирование
общественных
отношений

академий.
Категории морали. Становление нравственного
в человеке. Этика ненасилия. Особенности
религии
и
религиозного
мышления.
Многообразие религий. Мировые религии:
буддизм, христианство, ислам. Роль религий в
современном мире. Различные определения
религии; её значение и роль в обществе.
Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые
религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и
верование. Миф и мифология. Культ и символ
как важные элементы религии. Религиозные
обряды и типы жертвоприношений. Культ
предков и традиция уважения родителей.
Вероучение в мировых религиях.
Различные трактовки искусства. Структура и
состав изобразительного искусства. Субъекты
художественной культуры и деятели искусства.
Инфраструктура художественной культуры.
Критерии произведений искусства. Изящные
искусства, их история и развитие. «Свободные
искусства».
Право в системе социальных норм. Система 28
российского права. Законотворческий процесс
в Российской Федерации.
Гражданство
в
Российской
Федерации.
Основания приобретения гражданства. Права и
обязанности,
принадлежащие
только
гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную
службу. Военная служба по контракту.
Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков.
Юридическая ответственность за налоговые
правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и
способы
его
защиты.
Экологические
правонарушения.
Природоохранные
и
природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия
юридического
и
физического
лица.
Организационно-правовые формы и правовой
режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности.
Основания приобретения права собственности.
Право на интеллектуальную собственность.
Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство,
имя. Способы защиты имущественных и
неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения
брака. Правовое регулирование отношений

4

супругов. Права и обязанности родителей и
детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила
приема
в
образовательные
учреждения
профессионального образования. Порядок
оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и
трудоустройство. Порядок приема на работу,
заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения. Основные нормы
социального страхования и
пенсионная
система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные
правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды
уголовных наказаний и порядок их назначения.
Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права.
Взаимоотношения
международного
и
национального права. Международная защита
прав человека в условиях мирного и военного
времени.
«Человек в обществе». «Духовная культура».
5
«Правовое регулирование общественных
отношений»

Итоговое повторение

11 класс
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы

Раздел 1. Социальная сфера
1.1

Социальная
структура общества

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62

1.2

Социальное
положение личности
в обществе и пути
его изменения

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62

1.3

Семья и семейные
ценности

2

1.4

Этнические
общности и нации

2

1.5

Социальные нормы
и социальный
контроль

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62

1.6

Социальный
конфликт

2

Повторительнообобщающий урок
1.7
2
по разделу
«Социальная сфера»
Итого по разделу
14
Раздел 2. Политическая сфера
Политическая власть
и политические
2.1
2
отношения
Политическая
система.
Государство —
2.2
3
основной институт
политической
системы
Государство
Российская
Федерация.
2.3
Государственное
4
управление в
Российской
Федерации
Политическая
культура общества и
2.4
2
личности.Политичес
кая идеология
Политический
2.5
процесс и его
3
участники
2.6

Избирательная
система

2

Политические элиты
и политическое
2
лидерство
Повторительнообобщающий урок
2.8
по разделу
2
«Политическая
сфера»
Итого по разделу
20
Раздел 3. Экономическая жизнь общества
Экономика —
основа
3.1
6
жизнедеятельности
общества
2.7

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
418

3.2

Рыночные
отношения в
экономике

6

3.3

Экономическая
деятельность

2

3.4

Экономика
предприятия

4

3.5

Финансовый рынок
и финансовые
институты

3

3.6

Экономика и
государство

3

Итого по разделу
Итоговое повторение,
представление результатов
проектноисследовательской
деятельности, резерв
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
418
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
418

28

6

1

68

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41c
f62
0

Поурочное планирование
10 класс
Тема урока

№
п/п
1
2
3
4

5
6

7
8

9
10
11

12
13
14

15
16
17
18
19
20
21

Введение

Что такое общество?
Что такое общество?
Общество как сложная система
Общество как сложная система
Динамика общественного развития
Динамика общественного развития
Социальная сущность человека
Социальная сущность человека
Деятельность – способ существования людей
Деятельность – способ существования людей
Познавательная и коммуникативная деятельность
Познавательная и коммуникативная деятельность
Познавательная и коммуникативная деятельность
Свобода и необходимость в деятельности человека
Свобода и необходимость в деятельности человека
Современное общество
Современное общество
Глобальная угроза международного терроризма
Глобальная угроза международного терроризма

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и общество»

Количе
ство
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

63

Духовная культура общества
Духовная культура общества
Духовный мир личности
Мораль
Наука и образование
Наука и образование
Религия и религиозные организации
Религия и религиозные организации
Искусство
Массовая культура
Массовая культура
Современные подходы к пониманию права
Право в системе социальных норм
Право в системе социальных норм
Источники права
Источники права
Источники права
Правоотношения и правонарушения
Правоотношения и правонарушения
Правоотношения и правонарушения
Предпосылки правомерного поведения
Предпосылки правомерного поведения
Гражданин Российской Федерации
Гражданин Российской Федерации
Гражданин Российской Федерации
Гражданское право
Гражданское право
Гражданское право
Семейное право
Семейное право
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Экологическое право
Экологическое право
Процессуальные отрасли права
Процессуальные отрасли права
Конституционное судопроизводство
Конституционное судопроизводство
Конституционное судопроизводство
Международная защита прав человека
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства
«Человек и общество. Право». Контрольная работа

64
65
66

Итоговое повторение
Итоговое повторение
Итоговое повторение

22
23

24
25
26
27
28
29

30
31

32
33

34
35

36
37
38

39
40

41
42

43
44
45
46
47

48
49

50
51
52
53
54
55

56
57
58

59
60
61
62

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11 класс
№
п/п
1
2
3
4

5
6

7
8

9
10
11

12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27
28
29

30
31

32
33

34
35

36
37
38

39
40

41
42

43
44
45
46
47

48

Тема урока
Экономика - основа жизнедеятельности общества
Макроэкономические показатели и качество жизни
Экономика как наука
Экономические системы
Экономический рост
Экономический цикл
Рыночные отношения в экономике
Рыночные механизмы
Рынки
Государственное регулирование рынков
Особенности рыночных отношений в современной экономике
Рынок труда
Экономическая деятельность
Рациональное экономическое поведение
Экономика предприятия
Факторы производства
Эффективность предприятия
Предпринимательская деятельность
Финансовый рынок и финансовые институты
Банковская система
Инфляция
Экономика и государство
Бюджетная политика
Государственное регулирование экономики. Налоги и налоговая система
Российской Федерации
Мировая экономика
Особенности международной торговли
Повторительно-обобщающий урок по теме "Экономическая жизнь общества"
Повторительно-обобщающий урок по теме "Экономическая жизнь общества"
Социальная структура общества
Социальная стратификация российского общества
Социальное положение личности в обществе и пути его изменения
Социальная мобильность и ее виды
Семья как социальный институт
Семья и семейные ценности
Этнические общности и нации
Национальная политика в Российской Федерации
Социальные нормы и отклоняющееся поведение
Социальный контроль
Социальный конфликт
Особенности профессиональной деятельности социолога и социального
психолога
Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера"
Повторительно-обобщающий урок по теме "Социальная сфера"
Политическая власть и политические отношения
Политические институты
Политическая система
Государство - основной институт политической системы
Формы государства
Основы конституционного строя Российской Федерации

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

49

50
51
52
53
54
55

56
57
58

59
60
61
62

63
64
65
66
67
68

Государство Российская Федерация
Государственное управление в Российской Федерации
Национальная безопасность
Политическая культура общества и личности
Политическая идеология
Политический процесс
Участники политического процесса
Политические партии
Типы избирательных систем
Избирательная система Российской Федерации
Политическая элита
Политическое лидерство
Повторительно-обобщающий урок по теме "Политическая сфера"
Повторительно-обобщающий урок по теме "Политическая сфера"
Представление результатов проектно-исследовательской деятельности
Итоговая контрольная работа по курсу «Обществознание»
Резервный урок по теме «Экономическая жизнь общества»
Резервный урок по теме «Социальная сфера»
Резервный урок по теме «"Политическая сфера»
Резервный урок по теме «"Политическая сфера»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

УЧЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17» (модуль «Школьный урок»)
воспитательный потенциал урока реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих
позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины
и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия
и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на
уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к
получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими
одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной
помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет
самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».