РП_10-11 класс химия с ТР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»

Приложение к основной
образовательной программе
среднего общего образования
(утверждено приказом от 30.08.2023 №99/2)

Рабочая программа
учебного предмета «Химия»
(базовый уровень)
среднее общее образование на основе ФГОС СОО
(11 класс)

Планируемые результаты освоения учебного предмета химия 10-11 класс
Личностные результаты:
1)готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
2)принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к
собственному физическому и психологическому здоровью;
3)неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
4)уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
5)принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировззрению;
6)способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
7)развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
8)мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому
творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
9)готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10)экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
11)осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
12)потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое
отношение к разным видам трудовой деятельности.
Личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том
числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании,
коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально-бытовой
ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального
оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к
осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и
взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих
предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Метапредметные (базовый уровень):
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической
терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии, такими как наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение
обрабатывать, объяснять результаты проведённых опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении
практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчёты по химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

Метапредметные результаты освоения адаптированной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: владение навыками определения и исправления специфических ошибок
(аграмматизмов) в письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование способности планировать, контролировать и оценивать
собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи
педагогического работника и организующей помощи тьютора; формирование умения определять наиболее эффективные способы
достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического
работника и организующей помощи тьютора; формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными
эталонами при организующей помощи тьютора; формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу,
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора; развитие способности самостоятельно
обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какоголибо вопроса; формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об
изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога
и тьютора; развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в
различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и
пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Предметные результаты:
Химия
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических
элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и
строению;
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и
принадлежности к определенному классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными
характеристиками вещества;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ
с целью их идентификации и объяснения области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их
реакционной способности;
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений
(полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала,
белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью

определения оптимальных условий протекания химических процессов;
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры окислительно-восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и
массовым долям элементов, входящих в его состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации,
ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных
суждений и формирования собственной позиции;
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии
в решении этих проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов
получения и распознавания органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с
целью определения химической активности веществ;
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ для обоснования принципиальной возможности получения
органических соединений заданного состава и строения;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании
принимаемых решений на основе химических знаний.
Предметные результаты изучения предметной области Химия должны отражать:
1)освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
2)овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли
химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
3)развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с
использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
4)воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения
к своему здоровью и окружающей среде;
5)применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на
производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.

Содержание учебного предмета
Базовый уровень
Основы органической химии
Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической химии. Место и значение органической химии в системе
естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического
строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химической связи.
Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Принципы
классификации органических соединений. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий
органических соединений.
Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета.
Закономерности изменения физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана): реакции замещения
(галогенирование), дегидрирования как способы получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана как один из
основных источников тепла в промышленности и быту. Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения
кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование,
гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения функциональных производных углеводородов, горения. Полимеризация этилена
как основное направление его использования. Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства. Применение
этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена1,3) как способ получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Применение
каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов. Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения
кратной связи в молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции присоединения (галогенирование, гидрирование,
гидратация, гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных продуктов. Горение ацетилена как источник
высокотемпературного пламени для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.
Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение молекулы бензола. Химические свойства: реакции
замещения (галогенирование) как способ получения химических средств защиты растений, присоединения (гидрирование) как
доказательство непредельного характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.
Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол как представители предельных одноатомных
спиртов. Химические свойства (на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ установления наличия
гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена.

Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола. Физиологическое действие метанола и этанола на организм
человека. Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные
спирты и ее применение для распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое применение этиленгликоля и
глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с
натрием, гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.
Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как представители предельных альдегидов. Качественные реакции
на карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения
предельных альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов. Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства
(на примере уксусной кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями как подтверждение сходства с
неорганическими кислотами. Реакция этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной кислоты.
Представление о высших карбоновых кислотах.
Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных
эфиров в пищевой и парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. Растительные и
животные жиры, их состав. Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера. Применение жиров. Гидролиз
или омыление жиров как способ промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли высших карбоновых
кислот. Моющие свойства мыла.
Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе. Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза.
Гидролиз сахарозы. Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства крахмала и целлюлозы (гидролиз,
качественная реакция с йодом на крахмал и ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение и биологическая
роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на примере ацетатного волокна.
Идентификация органических соединений. Генетическая связь между классами органических соединений. Типы химических
реакций в органической химии.
Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Пептидная связь.
Биологическое значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как природные биополимеры. Состав и строение белков.
Химические свойства белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи качественных (цветных) реакций. Превращения
белков пищи в организме. Биологические функции белков.
Теоретические основы химии
Строение вещества. Современная модель строения атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденные состояния
атомов. Классификация химических элементов (s-, p-, d-элементы). Особенности строения энергетических уровней атомов d-элементов.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и
закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Электронная природа химической связи.

Электроотрицательность. Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы ее образования.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость
физических свойств вещества от типа кристаллической решетки. Причины многообразия веществ.
Химические реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов: природы
реагирующих веществ, концентрации реагирующих веществ, температуры, площади реакционной поверхности, наличия катализатора.
Роль катализаторов в природе и промышленном производстве. Обратимость реакций. Химическое равновесие и его смещение под
действием различных факторов (концентрация реагентов или продуктов реакции, давление, температура) для создания оптимальных
условий протекания химических процессов. Дисперсные системы. Понятие о коллоидах (золи, гели). Истинные растворы. Реакции в
растворах электролитов. рH раствора как показатель кислотности среды. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических обменных
процессах. Окислительно-восстановительные реакции в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов.
Окислительно-восстановительные свойства простых веществ – металлов главных и побочных подгрупп (медь, железо) и неметаллов:
водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Коррозия металлов: виды коррозии, способы защиты металлов
от коррозии. Электролиз растворов и расплавов. Применение электролиза в промышленности.
Химия и жизнь
Научные методы познания в химии. Источники химической информации. Поиск информации по названиям, идентификаторам,
структурным формулам. Моделирование химических процессов и явлений, химический анализ и синтез как методы научного познания.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением
лекарственных препаратов. Вредные привычки и факторы, разрушающие здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Рациональное питание. Пищевые добавки. Основы пищевой химии.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми: репелленты,
инсектициды. Средства личной гигиены и косметики. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии.
Химия и сельское хозяйство. Минеральные и органические удобрения. Средства защиты растений.
Химия и энергетика. Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование.
Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты. Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и
транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии.
Химия в строительстве. Цемент. Бетон. Подбор оптимальных строительных материалов в практической деятельности человека.
Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры
и фауны от химического загрязнения.
Типы расчетных задач:
Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов
реакции.
Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Темы практических работ:
Получение этилена и опыты с ним
Получение и свойства карбоновых кислот
Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ
Распознавание пластмасс и волокон
Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»
Тематическое планирование 10 класс (база)
№ п/п

Наименование разделов и тем

Теория химического строения органических
соединений. Природа химических связей

Колич Содержание
ество
часов

1/1

Правила ТБ в кабинете химии. Предмет
1
органической химии. Теория химического
строения органических веществ

2/2

Электронная природа химических связей в 1
органических соединениях

3/3

Классификация органических соединений

1

Углеводороды
Предельные углеводороды – алканы
1/4

Появление и развитие органической химии как науки. Предмет органической
химии. Место и значение органической химии в системе естественных наук.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их
валентности. Основные положения теории химического строения
органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической
молекулы. Кратность химической связи. Зависимость свойств веществ от
химического строения молекул. Изомерия и изомеры. Понятие о
функциональной группе. Принципы классификации органических соединений.
Систематическая международная номенклатура и принципы образования
названий органических соединений.

3

Электронное и пространственное строение 1
алканов
Гомологи и изомеры алканов

9
2

Алканы. Строение молекулы метана. Гомологический ряд алканов. Гомологи.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета. Закономерности изменения
физических свойств. Химические свойства (на примере метана и этана):
реакции замещения (галогенирование), дегидрирования как способы

2/5

Метан – простейший представитель
алканов

1

Непредельные углеводороды: алкены,
алкадиены, алкины

4

1/6

Непредельные углеводороды. Алкены:
1
строение молекул, гомология и изомерия
Получение, свойства и применение алкенов

2/7

Практическая работа 1. Получение этилена 1
и опыты с ним

3/8

Алкадиены

1

4/9

Ацетилен и его гомологи

1

Арены (ароматические углеводороды)
1/10

Бензол и его гомологи
Свойства бензола и его гомологов

Природные источники и переработка
углеводородов

получения важнейших соединений в органическом синтезе. Горение метана
как один из основных источников тепла в промышленности и быту.
Нахождение в природе и применение алканов. Понятие о циклоалканах.
Алкены. Строение молекулы этилена. Гомологический ряд алкенов.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в
молекуле. Химические свойства (на примере этилена): реакции присоединения
(галогенирование, гидрирование, гидратация, гидрогалогенирование) как
способ получения функциональных производных углеводородов, горения.
Полимеризация этилена как основное направление его использования.
Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства.
Применение этилена.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя
двойными связями. Полимеризация дивинила (бутадиена-1,3) как способ
получения синтетического каучука. Натуральный и синтетический каучуки.
Вулканизация каучука. Резина. Применение каучука и резины.
Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомологический ряд алкинов.
Номенклатура. Изомерия углеродного скелета и положения кратной связи в
молекуле. Химические свойства (на примере ацетилена): реакции
присоединения (галогенирование, гидрирование, гидратация,
гидрогалогенирование) как способ получения полимеров и других полезных
продуктов. Горение ацетилена как источник высокотемпературного пламени
для сварки и резки металлов. Применение ацетилена.

1
1

2

Арены. Бензол как представитель ароматических углеводородов. Строение
молекулы бензола. Химические свойства: реакции замещения
(галогенирование) как способ получения химических средств защиты
растений, присоединения (гидрирование) как доказательство непредельного
характера бензола. Реакция горения. Применение бензола.

1/11

Природные источники углеводородов
Переработка нефти

1

2/12

Контрольная работа 1 по темам «Теория
химического строения органических
соединений», «Углеводороды»

1

Кислородсодержащие органические соединения

Природные источники углеводородов. Природный и попутный нефтяной газы,
их состав и использование. Состав нефти и ее переработка. Нефтепродукты.
Октановое число бензина. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и
транспортировке нефтепродуктов. Альтернативные источники энергии

11

Спирты и фенолы
1/13

Одноатомные предельные спирты.
Получение, химические свойства и
применение одноатомных предельных
спиртов

1

2/14

Многоатомные спирты

1

3/15

Фенолы и ароматические спирты

1

Альдегиды, кетоны и карбоновые
кислоты
1/16

Карбонильные соединения – альдегиды и 1
кетоны. Свойства и применение альдегидов

2/17

Карбоновые кислоты. Химические
свойства и применение одноосновных
предельных карбоновых кислот

1

3/18

Практическая работа 2. Получение и

1

3

Спирты. Классификация, номенклатура, изомерия спиртов. Метанол и этанол
как представители предельных одноатомных спиртов. Химические свойства
(на примере метанола и этанола): взаимодействие с натрием как способ
установления наличия гидроксогруппы, реакция с галогеноводородами как
способ получения растворителей, дегидратация как способ получения этилена.
Реакция горения: спирты как топливо. Применение метанола и этанола.
Физиологическое действие метанола и этанола на организм человека.
Этиленгликоль и глицерин как представители предельных многоатомных
спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты и ее применение для
распознавания глицерина в составе косметических средств. Практическое
применение этиленгликоля и глицерина.
Фенол. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в
молекуле фенола. Химические свойства: взаимодействие с натрием,
гидроксидом натрия, бромом. Применение фенола.

3

Альдегиды. Метаналь (формальдегид) и этаналь (ацетальдегид) как
представители предельных альдегидов. Качественные реакции на
карбонильную группу (реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с
гидроксидом меди (II) и их применение для обнаружения предельных
альдегидов в промышленных сточных водах. Токсичность альдегидов.
Применение формальдегида и ацетальдегида.
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота как представитель предельных
одноосновных карбоновых кислот. Химические свойства (на примере уксусной
кислоты): реакции с металлами, основными оксидами, основаниями и солями
как подтверждение сходства с неорганическими кислотами. Реакция

свойства карбоновых кислот

этерификации как способ получения сложных эфиров. Применение уксусной
кислоты. Представление о высших карбоновых кислотах.

Сложные эфиры. Жиры
1/19

Сложные эфиры

1

2/20

Жиры. Моющие средства

1

Углеводы
1/21

Углеводы. Глюкоза. Олигосахариды.
Сахароза

1

2/22

Полисахариды. Крахмал, Целлюлоза

1

3/23

Практическая работа 3. Решение
экспериментальных задач на получение и
распознавание органических веществ

1

Азотсодержащие органические соединения
1/24

Амины

1

2/25

Аминокислоты. Белки

1

3/26

Азотсодержащие гетероциклические
соединения. Нуклеиновые кислоты

1

4/27

Химия и здоровье человека

1

5/28

Контрольная работа 2 по темам
«Кислородсодержащие органические

1

2

Сложные эфиры и жиры. Сложные эфиры как продукты взаимодействия
карбоновых кислот со спиртами. Применение сложных эфиров в пищевой и
парфюмерной промышленности. Жиры как сложные эфиры глицерина и
высших карбоновых кислот. Растительные и животные жиры, их состав.
Распознавание растительных жиров на основании их непредельного характера.
Применение жиров. Гидролиз или омыление жиров как способ
промышленного получения солей высших карбоновых кислот. Мылá как соли
высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыла.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства.

3

Углеводы. Классификация углеводов. Нахождение углеводов в природе.
Глюкоза как альдегидоспирт. Брожение глюкозы. Сахароза. Гидролиз сахарозы.
Крахмал и целлюлоза как биологические полимеры. Химические свойства
крахмала и целлюлозы (гидролиз, качественная реакция с йодом на крахмал и
ее применение для обнаружения крахмала в продуктах питания). Применение
и биологическая роль углеводов. Понятие об искусственных волокнах на
примере ацетатного волокна. Идентификация органических соединений.
Генетическая связь между классами органических соединений. Типы
химических реакций в органической химии.

5

Аминокислоты и белки. Состав и номенклатура. Аминокислоты как
амфотерные органические соединения. Пептидная связь. Биологическое
значение α-аминокислот. Области применения аминокислот. Белки как
природные биополимеры. Состав и строение белков. Химические свойства
белков: гидролиз, денатурация. Обнаружение белков при помощи
качественных (цветных) реакций. Превращения белков пищи в организме.
Биологические функции белков.

соединения», «Азотсодержащие
органические соединения»
Химия полимеров

6

1/29

Синтетические полимеры.
Конденсационные полимеры. Пенопласты

1

2/30

Натуральный каучук. Синтетические
каучуки

1

3/3

Синтетические волокна

1

4/32

Практическая работа 4. Распознавание
пластмасс и волокон

1

5/33

Органическая химия, человек и природа

1

6/34

Итоговый урок по курсу химии 10 класса

1

Полиэтилен как крупнотоннажный продукт химического производства.
Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина.
Применение каучука и резины.

Тематическое планирование 11 класс (база)
№
Наименование разделов и тем
урок
а
Тема 1. Важнейшие химические понятия и
законы (4 часа)
1
Правила ТБ в кабинете химии. Атом.
Химический элемент. Изотопы.
2
Закон сохранения массы и энергии в
химии
3
Периодический закон. Распределение
электронов в атомах элементов малых
и больших периодов.
4
Валентность и валентные возможности
атомов
Тема 2. Строение вещества (2 часа)
5
Основные виды химической связи.
6
Строение кристаллов.
Кристаллические решетки.

Тема 3. Химические реакции (4часа)
7
Классификация химических реакций.
Окислительно-восстановительные
реакции
8
Тепловой эффект химических реакций
9
Скорость химических реакций Катализ
10
Химическое равновесие и способы его
смещения
Тема 4. Растворы (6 часов)
11
Дисперсные системы и растворы.

Количе
ство
часов

Содержание

1

Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы.
Состав атомных ядер
Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения и превращения. Дефект массы
Структура П.С. главные и побочные подгруппы, малые и большие периоды. Орбиталь, s-, p-,
d-орбитали, энергетические подуровни, спин, спаривание электронов
Валентные возможности. Свободные орбитали, Изменения атомного радиуса, числа
энергетических уровней, числа валентных электронов в периодах и группах ПСХЭ

2
3

4

1
2

Ковалентная связь, её
разновидности и
механизм образования
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.. Кристаллические и аморфные
вещества.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Закономерность свойств веществ от типов кристаллической решетки.

1

ОВР.
Экзо- и эндотермические реакции.
Скорость химических реакций. Активированный комплекс. Закон действующих масс.
Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье

2
3
4

1

Дисперсные системы.Растворы. Грубодисперсные системы. Коллоидные

Способы выражения концентрации
растворов. Решение задач по теме
«Растворы»
12
Электролитическая диссоциация.
Водородный показатель.
13
Реакции ионного обмена
14
Гидролиз органических и
неорганических соединений
15
Обобщающий урок
16
Контрольная работа №1
Тема «Электрохимические реакции»(3часа)
17
Химические источники тока. Ряд
стандартных электродных потенциалов
18
Коррозия металлов и ее
предупреждение
19
Электролиз
Тема 6. Металлы. (5 часов)
20
Общая характеристика металлов
21
Обзор металлических элементов Агрупп
22
Общий обзор металлических
элементов Б-групп
23
Сплавы металлов
24
Оксиды и гидроксиды металлов
25
ПР/Р №1 Решение
экспериментальных задач
Тема 7. «Неметаллы» (5 часов)
26
Обзор неметаллов. Свойства и
применение важнейших неметаллов
27
Общая характеристика оксидов
неметаллов и кислородосодержащих
кислот
28
Окислительные свойства азотной и
серной кислот. Водородные

2

растворы.Аэрозоли.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты.
Водородный показатель (рН).
Реакции ионного обмена
Гидролиз неорганических (солей) и органических (сложных эфиров, углеводов, белков)

3
4
5
6
1
2
3
1
1
1

Гальванический элемент.Электроды. Анод.Катод.Аккумулятор.топливный
элемент.Электрохимия. Ряд стандартных электродных потенциалов. Стандартные условия.
Стандартный водородный электрод.
Коррозия. Химическая коррозия, электрохимическая коррозия. Способы защиты.
Электролиз
Металлы. Положение металлов в ПС Электрохимический ряд напряжений металлов.
Металлы А-групп
Сплавы.Легирующие добавки. Черные металлы..Цветные металлы. Чугун.Сталь.
Оксиды.Гидроксиды.

1
1
1

1
1

1

Неметаллы и их физические свойства. Строение атомов неметаллов.
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов
химических соединений.

29

соединения неметаллов
ПР/Р №2 Получение собирание и
распознавание газов

1

Генетическая связь неорганических и
1
органических веществ.
Обобщение
31
Контрольная работа № 2
1
Тема 8. Химия и жизнь ( 3 часа)
32
Химия в промышленности. Принципы 1
Химическая промышленность.Химическая технология.
промышленного производства
Черная металлургия.Доменная печь.Агломерация Кислородный конвертер. Безотходное
производство.
33
Химико-технологические принципы
1
Экологический мониторинг.Предельно допустимые концентрации
промышленного получения металлов.
Производство чугуна и стали.
34
Химия в быту. Химическая
1
промышленность и окружающая среда
Итого: 34 часа, контрольных работ-2, практических работ-2.
30

Материально техническое обеспечение в рамках «Точки роста»
Наименование
оборудования

Краткие технические характеристики

Общее оборудование (физика, химия, биология)
Цифровой датчик электропроводности
Цифровой датчик рН
Цифровой датчик положения
Цифровой датчик температуры
Цифровой датчик абсолютного давления
Цифровой осциллографический датчик
Весы электронные учебные 200 г
Микроскоп: цифровой или оптический с увеличением от 80 X
Набор для изготовления микропрепаратов
Микропрепараты (набор)
Соединительные провода, программное обеспечение, методические указания
комплект сопутствующих элементов для опытов по механике
комплект сопутствующих элементов для опытов по молекулярной физике
комплект сопутствующих элементов для опытов по электродинамике
комплект сопутствующих элементов для опытов по оптике
Комплект посуды и Штатив лабораторный химический
оборудования для Набор чашек Петри
ученических
Набор инструментов препаровальных
опытов
(физика, Ложка для сжигания веществ
химия, биология).
Ступка фарфоровая с пестиком
Набор банок для хранения твердых реактивов (30 – 50 мл)
Набор склянок (флаконов) для хранения растворов реактивов
Набор приборок (ПХ-14, ПХ-16)
Прибор для получения газов
Спиртовка
Горючее для спиртовок
Фильтровальная бумага (50 шт.)
Колба коническая
Палочка стеклянная (с резиновым наконечником)
Цифровая
лаборатория
ученическая
(физика,
химия,
биология)

Количество
3 шт.

3 шт.

Чашечка для выпаривания (выпарительная чашечка)
Мерный цилиндр (пластиковый)
Воронка стеклянная (малая)
Стакан стеклянный (100 мл)
Газоотводная трубка
Химия
Демонстрационное Состав комплекта:
оборудование
Столик подъемный Назначение: сборка учебных установок,
размер столешницы: не менее 200 * 200 мм, плавный подъем с помощью винта: наличие
Штатив демонстрационный химический: Назначение: демонстрация приборов и установок,
опора, стержни, лапки, муфты, кольца: наличие,
возможность закрепления элементов на различной высоте: наличие
Аппарат для проведения химических реакций: Назначение: демонстрация химических реакций,
поглотитель паров и газов: наличие,
материал колбы: стекло
Набор для электролиза демонстрационный: Назначение: изучение законов электролиза, сборка модели
аккумулятора,
емкость: наличие,
электроды: наличие
Комплект мерных колб малого объема: Назначение: демонстрационные опыты,
объем колб: от 100 мл до 2000 мл,
количество колб: не менее 10 шт.,
материал колб: стекло

1 шт.

Набор флаконов (250 - 300 мл для хранения растворов реактивов).
Назначение: хранение растворов реактивов,
количество флаконов: не менее 10 шт.,
материал флаконов: стекло
пробка: наличие
Прибор для опытов по химии с электрическим током (лабораторный)
Прибор для иллюстрации закона сохранения массы веществ: сосуд
Ландольта: наличие,
пробка: наличие,
тип прибора: демонстрационный
Делительная воронка: Назначение: разделение двух жидкостей по плотности,
материал воронки: стекло
Установка для перегонки веществ: Назначение: демонстрация очистки вещества, перегонка,
колбы, холодильник для охлаждения, аллонж, пробка: наличие,
длина установки: не менее 550 мм
Прибор для получения газов: назначение: получение газов в малых количествах,
состав комплекта: не менее 6 предметов
Баня комбинированная лабораторная: Баня водяная: наличие, кольца сменные с отверстиями разного
диаметра: наличие,
плитка электрическая: наличие

Фарфоровая ступка с пестиком: Назначение: для размельчения крупных фракций веществ и
приготовления порошковых смесей
Комплект термометров (0 - 100 C; 0 - 360 C)
Комплект
химических
реактивов

Состав комплекта:
Набор "Кислоты" (азотная, серная, соляная, ортофосфорная)
Набор "Гидроксиды" (гидроксид бария, гидроксид калия, гидроксид кальция, гидроксид натрия)
Набор "Оксиды металлов" (алюминия оксид, бария оксид, железа (III) оксид, кальция оксид, магния
оксид, меди (II) оксид, цинка оксид)
Набор "Щелочные и щелочноземельные металлы" (литий, натрий, кальций)
Набор "Металлы" (алюминий, железо, магний, медь, цинк, олово)
Набор "Щелочные и щелочноземельные металлы" (литий, натрий, кальций)
Набор "Огнеопасные вещества" (сера, фосфор (красный), оксид фосфора (V))
Набор "Галогены" (йод, бром)
Набор "Галогениды" (алюминия хлорид, аммония хлорид, бария хлорид, железа (III) хлорид, калия
йодид, калия хлорид, кальция хлорид, лития хлорид, магния хлорид, меди (II) хлорид, натрия бромид,
натрия фторид, натрия хлорид, цинка хлорид)
Набор "Сульфаты, сульфиды, сульфиты" (алюминия сульфат, аммония сульфат, железа (II) сульфид,
железа (II) сульфат, 7-ми водный, калия сульфат, кобальта (II) сульфат, магния сульфат, меди (II))
сульфат безводный, меди (II) сульфат 5-ти водный, натрия сульфид, натрия сульфит, натрия сульфат,
натрия гидросульфат, никеля сульфат
Набор "Карбонаты" (аммония карбонат, калия карбонат, меди (II) карбонат основной, натрия карбонат,
натрия гидрокарбонат)

1 шт.

Набор "Фосфаты. Силикаты" (калия моногидроортофосфат, натрия силикат 9-ти водный, натрия
ортофосфат трехзамещенный, натрия дигидрофосфат)
Набор "Ацетаты. Роданиды. Соединения железа" (калия ацетат, калия ферро (II) гексацианид, калия
ферро (III) гексационид, калия роданид, натрия ацетат, свинца ацетат)
Набор "Соединения марганца" (калия перманганат, марганца (IV) оксид, марганца (II) сульфат,
марганца хлорид)
Набор "Соединения хрома" (аммония дихромат, калия дихромат, калия хромат, хрома (III) хлорид 6-ти
водный)
Набор "Нитраты" (алюминия нитрат, аммония нитрат, калия нитрат, кальция нитрат, меди (II) нитрат,
натрия нитрат, серебра нитрат)
Набор "Индикаторы" (лакмоид, метиловый оранжевый, фенолфталеин)
Набор "Кислородсодержащие органические вещества" (ацетон, глицерин, диэтиловый эфир, спирт нбутиловый, спирт изоамиловый, спирт изобутиловый, спирт этиловый, фенол, формалин,
этиленгликоль, уксусно-этиловый эфир)
Набор "Углеводороды" (бензин, гексан, нефть, толуол, циклогескан)
Набор "Кислоты органические" (кислота аминоуксусная, кислота бензойная, кислота масляная,
кислота муравьиная, кислота олеиновая, кислота пальмитиновая, кислота стеариновая, кислота
уксусная, кислота щавелевая)
Набор "Углеводы. Амины" (анилин, анилин сернокислый, Д-глюкоза, метиламин гидрохлорид,
сахароза)
Комплект
коллекций

Назначение: демонстрационное,
вид упаковки: коробка,
описание: наличие

1 шт.

Состав комплекта:
Коллекция "Волокна"
Коллекция "Каменный уголь и продукты его переработки"
Коллекция "Металлы и сплавы"
Коллекция "Минералы и горные породы" (49 видов)
Коллекция "Минеральные удобрения"
Коллекция "Нефть и продукты ее переработки"
Коллекция "Пластмассы"
Коллекция "Топливо"
Коллекция "Чугун и сталь"
Коллекция "Каучук"
Коллекция "Шкала твердости"
Наборы для моделирования строения органических веществ (ученические) не менее 4 шт.
Ноутбук , МФУ

1 шт.

Описание материально-технической базы центра
«Точка роста», используемого для реализации образовательных программ в рамках преподавания химии
Материально-техническая база центра «Точка роста» включает в себя современные и классические приборы. Последние прошли
многолетнюю апробацию в школе и получили признание у учителей химии. К ним относятся: прибор для демонстрации зависимости
скорости реакции от различных факторов, аппарат для проведения химических реакций, прибор для опытов с электрическим током,
прибор для изучения состава воздуха и многие другие. Учитывая практический опыт применения данного оборудования на уроках химии,
мы дадим лишь краткое описание приборов. Основной акцент сделаем на описании цифровых лабораторий и их возможностях.
Цифровая (компьютерная) лаборатория (ЦЛ), программно-аппаратный комплекс, датчиковая система — комплект учебного
оборудования, включающий из- мерительный блок, интерфейс которого позволяет обеспечивать связь с персональным компьютером, и
набор датчиков1, регистрирующих значения различных физических величин.
Датчик температуры платиновый – простой и надёжный датчик, предназначен для измерения температуры в водных растворах и в
газовых средах. Имеет различный диапазон измерений от –40 до +180 ◦С. Технические характеристики датчика указаны в инструкции по
эксплуатации.
Датчик температуры термопарный предназначен для измерения температур до 900 ◦С. Используется при выполнении работ,
связанных с измерением температур пламени, плавления и разложения веществ.
Датчик оптической плотности (колориметр) – предназначен для измерения оптической плотности окрашенных растворов.
Используется при изучении тем «Растворы», «Скорость химических реакций», определении концентрации окрашенных ионов или
соединений.
В комплект входят датчики с различной длиной волн полупроводниковых
источников света: 465 и 525 нм. Объём кюветы составляет 4 мл, длина оптического
пути —10 мм
Датчик рН предназначен для измерения водородного показателя (рН). В настоящее время в школу поступают комбинированные
датчики, совмещающие в себе стеклянный электрод с электродом сравнения, что делает работу по измерению водородного показателя
более комфортной. Диапазон измерений рН от 0―14. Используется для измерения водородного показателя водных растворов в различных
исследованиях объектов окружающей среды
Датчик электропроводности предназначен для измерения удельной электропроводности жидкостей, в том числе и водных растворов
веществ. Применяется при изучении теории электролитической диссоциации, характеристик водных растворов.
Датчик хлорид-ионов используется для количественного определения содержания ионов хлора в водных растворах, почве,
продуктах питания. К датчику подключается ионоселективный электрод (ИСЭ) (рабочий электрод), потенциал которого зависит от
концентрации определяемого иона, в данном случае от концентрации анионов Cl–. Потенциал ИСЭ определяют относительно электрода
сравнения, как правило, хлорсеребряного
Датчик нитрат-ионов предназначен для количественного определения нитратов в раз- личных объектах окружающей среды: воде,
овощах, фруктах, колбасных изделиях и т. д.
Микроскоп цифровой предназначен для изучения формы кристаллов и наблюдения за ростом кристаллов.

Аппарат для проведения химических реакций (АПХР) предназначен для получения и демонстрации свойств токсичных паров и
газов. Эти вещества получаются в колбе- реакторе, и при нагревании (или без нагрева- ния) газообразные вещества проходят через
поглотительные ёмкости (насадки) с растворами реагентов, вступают с ними в реакцию (рис. 3). Избыток газа поглощается жидкими и
твёрдыми реагентами, а также активирванным углём. Аппарат чаще всего используют для получения и демонстрации свойств хлора,
сероводорода.
АПХР можно применять на разных этапах обучения – при изучении нового материала, повторении и закреплении, обобщении и
систематизации знаний учащихся. В зависимости от профиля обучаемых, целей урока, уровня знания учащихся возможны различные
варианты постановки эксперимента и выбора реагирующих веществ. Однако при изучении свойств веществ не следует ограничиваться
только экспериментом с использованием АПХР. Многие дидактические цели могут быть достигнуты только демонстрацией опытов в
традиционной форме. Прибор удобно применять при демонстрации свойств диоксида азота (IV), метиламина, брома, при фракционной
перегонки нефти. В целях экономии времени его можно использовать при изучении свойств углекислого газа. АПХР подходит для
получения безводной азотной кислоты, бромбензола, нитробензола и других соединений.
Прибор для демонстрации зависимости скорости химических реакций от различных
факторов используют при изучении
темы «Скорость химической реакции» и теплового эффекта химических реакций. Прибор даёт возможность экспериментально исследовать влияние на скорость химических реакций следующих факторов: природы реагирующих веществ, концентрации реагирующих
веществ, площади границы раздела фаз в гетерогенных системах (поверхности соприкосновения между реагирующими веществами),
температуры, катализатора, ингибитора.
Пипетка-дозатор — приспособление, используемое в лаборатории для отмеривания опреде лённого объёма жидкости. Пипетки
выпускаются переменного и постоянного объёма. В комплек ты оборудования для медицинских классов входят удобные пипетки-дозаторы
одноканальные, позволяющие настроить необходимый объём отбираемой жидкости в трёх различных диапазо нах (рис. 6). Использование
современных технологий и цветовой кодировки диапазона дозиро- вания даёт возможность качественно, точно, безопасно выполнять
пипетирование. Пипетки имеют сменные пластиковые наконечники.
Баня комбинированная предназначена для нагрева стеклянных и фарфоровых сосудов, когда требуется создать вокруг нагреваемого
сосуда равномерное температурное поле, избежать использования открытого пламени и раскалённой электрической спирали. Корпус
комбинированной бани сделан из алюминия. Жидкостная часть комбинированной бани закрывается кольцами различного диаметра.
Для нагревания сосудов до 100 ◦С в качестве теплоносителя используют воду, когда тре буется создать более высокую температуру
применяют солевые растворы. Теплоносителем может быть глицерин. Он обеспечивает интервал температур от 60 до 180 ◦С. Выше этой
температуры глицерин начинает разлагаться и дымить. Для нагревания до более высоких температур используют цилиндровое масло или
силиконовое. Более безопасно использовать для наполнения бань сухой мелкозернистый песок. Однако песочные бани прогреваются
неравномерно. В состав комплекта входит сито для просеивания речного песка.
Источником тепла для комбинированной бани являются электрические плитки с закрытой спиралью.
Прибор для получения газов используется для получения небольших количеств газов: водорода, кислорода (из пероксида водорода),
углекислого газа.

УЧЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока
реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет самостоятельно в соответствии с целями
и задачами урока.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».