РП функциональная грамотность 1-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ «СОШ №17»
(утверждено приказом от 30.08.2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Функциональная грамотность»»
начальное общее образование
(1-4 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие
тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым
для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось оно в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО
и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывались с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем этот подход был
признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную,
политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Таким образом, в современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные
способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание;
стремиться к саморазвитию. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные
универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные
(языковая, литературная, математическая, естественно-научная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К
интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном
содержании.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего
школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного
участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и
понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных
методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе - 33 часа (1 час в
неделю), во 2 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе - 34 часа (1 час в неделю).
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей для занятий используются сюжеты художественных и
научно-познавательных текстов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о
семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые
вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную
от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное
содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или
небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
1 класс
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
2 класс
- способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- способность различать тексты различных жанров и типов;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
3 класс
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
4 класс
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

своих

своих

своих

своих

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
1 класс
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
2 класс
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
3 класс
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
4 класс
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
1 класс
- понимание и правильное использование финансовых терминов;

необходимы

необходимы

необходимы

необходимы

- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
2 класс
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
3 класс
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
4 класс
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
1-4 классы
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых
знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных
произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная
и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав
чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк,
реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином;
воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое
сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного.
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значени й математических выражений в пределах
100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур,
нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта,
правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами,
мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей
корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление
текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научнаяграмотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в
организме человека,дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет,
заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги.
Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах
100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и
заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 КЛАСС
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части,
составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с
понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки,
возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум,
минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы,кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление
числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,

сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли
ученики с ними самостоятельно;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.

№
п/п

Темы

1

В. Бианки. Лис и мышонок.

2

Русская народная сказка.
Мороз и заяц.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Предмет
Формируемые умения
изучения
Блок «Читательская грамотность»
Содержание сказки.
- Определять жанр произведения;
Качество:
– называть героев сказки;
осторожность,
- дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
предусмотрительность - давать характеристику героям;
- определять последовательность событий и рассказывать сказку;
- составлять из частей пословицы и определять их соответствие
произведению
Содержание сказки.
– Определять национальную принадлежность сказки по информации в
Качество:
заголовке занятия;
выносливость,
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

упорство.

3

В. Сутеев. Живые грибы.

4

Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.

– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без
введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со сведениями,
полученными из научно-познавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
Содержание сказки.
– Давать характеристику героям;
Качество:
– дополнять предложения на основе сведений из текста;
трудолюбие.
– определять последовательность событий и рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать
верные высказывания.
Содержание сказки.
– Определять вид сказки;
Качество: вежливость,
– называть героев сказки, находить среди них главного героя;
умение признавать свои – определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на
ошибки.
текст);
– определять последовательность событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями
собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной

5

М. Пляцковский. Урок дружбы.

Содержание сказки.
Дружба, жадность.

6

Грузинская сказка. Лев и заяц.

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.

7

Русская народная сказка. Как
лиса училась летать

Содержание сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.

сказкой; – строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей; – определять, чему
учит сказка
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие
произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение сказки
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с
опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной
сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– располагать в правильной последовательности предложения для
составления отзыва на прочитанное произведение;

8

Е. Пермяк. Четыре брата.

9

Про курочку Рябу, золотые и
простые яйца.

10

Про козу, козлят и капусту.

11

Про петушка и жерновцы.

– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
Содержание сказки.
– Определять жанр произведения;
Семейные ценности.
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить 10 ответы из
прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной
сказкой; – строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»
Счёт предметов,
– Определять количество предметов при счёте;
составление и решение – составлять и решать выражения с ответом 5;
выражений, задачи.
– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
Многоугольники.
– соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
Счёт предметов,
– Определять количество предметов при счёте;
составление и решение – образовывать число 8;
выражений, задачи.
– составлять и решать выражения с ответом 9;
Ломаная.
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую
фигуру – ломаную.
Состав числа 9, анализ – Раскладывать число 9 на два слагаемых;

данных и ответы на
вопросы.

12

Как петушок и курочки делили
бобовые зернышки.

Разложение числа 10 на
два и три слагаемых.

13

Про наливные яблочки.

Увеличение числа на
несколько единиц,
сложение и вычитание
в переделах 20.

14

Про Машу и трех медведей.

Состав чисел 9, 10, 11.
Задачи на нахождение
суммы.

15

Про старика, старуху, волка и
лисичку. Проект «Мои
любимые сказки»

Задачи на нахождение
части. Состав числа 12.

16

Про медведя, лису и мишкин

Задачи на нахождение

– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых
больше другого;
– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
– Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;
– находить недостающие данные при решении задач;
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими навыками деления числа на части на
наглядно-образной основе;
– выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
– решать задачи на нахождение суммы;
– овладевать практическими навыками деления числа на части на
наглядно-образной основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице 11 данные;
– устанавливать закономерности.
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых; – решать задачи на
нахождение части числа: – читать таблицы; заполнять недостающие
данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; –
практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора
круговой диаграммы; –сравнивать числовые выражения, составленные
по рисункам; – находить прямоугольники на рисунке.
– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на

мёд.

17

За покупками.

18

Находчивый колобок.

19

День рождения МухиЦокотухи.

20

Буратино и карманные деньги.

21

Кот Василий продаёт молоко.

суммы. Состав чисел
второго десятка.

несколько единиц;
– читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по
самостоятельно выполненным подсчётам;
– раскладывать числа первого и второго десятка на несколько
слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
Цена, товар, спрос.
– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость
товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
Деньги, цена, услуги,
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
товар.
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
– работать в группе.
Цена, стоимость, сдача, – Наблюдать над различием цены и стоимости;
сбережения.
– определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
Карманные деньги,
– Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка,
необходимая покупка,
желаемая покупка;
желаемая покупка.
– выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;
– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности принятого решения;
– проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию
собственных действий по решению учебной задачи.
Реклама
– Наблюдать над понятием «реклама»;

22

Лесной банк.

23

Как мужик и медведь прибыль
делили.

24

Как мужик золото менял.

25

Как Иванушка хотел попить
водицы.

– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
– анализировать представленную информацию и выбирать надпись для
магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
Банк, финансы,
– Наблюдать над понятием «банк»;
банковские услуги,
– объяснять значение понятий на доступном для первоклассника
работники банка.
уровне;
– анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на
её основе делать соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
Мошенник, сделка,
– Наблюдать над понятием «сделка»;
доход, выручка,
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;
прибыль, продажа
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
оптом.
– выбирать товары для покупки на определенную сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей
Услуга, равноценный
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием
обмен, бартер.
«равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Вода, свойства воды.
– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода
смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой

26

Пятачок, Винни-пух и
воздушный шарик.

Воздушный шарик,
воздух.

27

Про репку и другие
корнеплоды.

Корнеплоды.

28

Плывёт, плывёт кораблик.

Плавучесть предметов.

29

Про Снегурочку и превращения Три состояния воды.
воды.

поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче
воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и
соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их
существенные признаки, описывать другие корнеплоды, особенности
внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя,
из собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;

30

Как делили апельсин.

Апельсин, плавучесть,
эфирные масла из
апельсина.

31

Крошка енот и тот, кто сидит в
пруду.

Зеркало, отражение,
калейдоскоп.

32

Иванова соль.

Соль, свойства соли.

– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять
полученные результаты опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых
явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на
него сока из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты
опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение;
– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и
вогнутых металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты
опытов; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и
песка;
– составлять связное речевое высказывание в соответствии с
поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской деятельности в
различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное
письменное высказывание;

33

Владимир Сутеев. Яблоко.

Яблоко

– анализировать условия проведения опыта и проводить опыт,
аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные
результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей
– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;
– давать характеристику герою; определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.
2 КЛАСС

№
п/п
1

2

Михаил Пришвин. Беличья
память

Предмет
изучения
Различия научнопознавательного и
художественного
текстов.

Про беличьи запасы

Сложение одинаковых

Темы

Формируемые умения
– Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и художественный; находить
их сходство и различия.
– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;

слагаемых, решение
задач.

3

Беличьи
деньги

Бумажные и
металлические деньги,
рубль, копейка.

4

Про белочку и погоду

Наблюдения за
погодой.

5

И. Соколов-Микитов.
В берлоге

Содержание рассказа.
Отличия
художественного,
научнопознавательного и
газетного стилей.

6

Медвежье
потомство

Столбчатая диаграмма,
таблицы, логические
задачи.

– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;
– объяснять графические модели при решении задач;
– анализировать представленные данные, устанавливать
закономерности;
– строить ломаную линию.
– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка»,
«деньги»;
– понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и
«копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;
– готовить небольшое сообщение на заданную тему.
– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода»,
«облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых
явлений;
– работать в парах.
Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;
– составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.
– Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в
явном и неявном виде;
– дополнять недостающие на диаграмме данные;

7

Повреждённые и фальшивые
деньги

Наличные деньги,
средства защиты
бумажных денег,
повреждённые деньги.

8

Лесные сладкоежки

Медонос, настоящий и
искусственный мёд

9

Лев Толстой. Зайцы

Содержание рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного
текстов.

– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;
– анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и
ложность;
– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое
фальшивые и поврежденные деньги;
– знать правила использования поврежденных денег;
– находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;
– находить необходимую информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на основе полученной информации.
– Проводить несложные опыты с мёдом;
– определять последовательность действий при проведении опытов;
– делать выводы по результатам опытов;
– различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;
– анализировать данные таблицы;
– строить логические рассуждения и оформлять их в устной и
письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах мёда.
– Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять объект на рисунке с помощью подсказки;
– определять последовательность действий, описанных в рассказе;
– различать художественный и научно-познавательный текст;

10

Про зайчат и зайчиху

Единицы измерения
времени: сутки, часы.
Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.

11

Банковская карта

Банковская карта.

12

Про Зайчишку и овощи

Морковь, огурец,
помидор, свёкла,
капуста.

13

Николай Сладков. Весёлая игра

Содержание рассказа

– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие
сведения;
– определять по высказываниям информацию, полученную из текста;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Определять количество часов в сутках;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять
математические вычисления;
– подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух
слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
– решать логические задачи по данному условию;
– составлять элементарную диаграмму.
– Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.
– Определять по рисункам названия растений и находить среди них
овощи;
– выделять среди овощей корнеплоды;
– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным путём;
– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
– Определять тип и тему текста, называть его персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве
ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;
– объяснять лексическое значение слов и выражений;
– устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или

14

Лисьи забавы

Решение логических
задач с помощью
таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж.

15

Безопасность
денег на
банковской карте

Правила безопасности
при использовании
банковских карт.

16

Лисьи норы

Устройство лисьей
норы, свойства лесной
земли, песка и глины,
состав почвы.

17

Обыкновенные
кроты

Содержание научнопознавательного
текста.

опровергая их с помощью цитат;
– составлять на доступном для второклассника языке
инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.
– Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте и выполнять
математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью таблицы;
– анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме,
дополнять недостающие в диаграмме данные;
– составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным
столбчатой диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в
соответствии с данными задачи.
– Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и
оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение;
– находить необходимую информацию в тексте задания;
– формулировать правила безопасности при использовании банковских
карт.
– Иметь представление об устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли,
песка и глины, состава почвы;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.
– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и соотносить слова-ассоциации;
– соединять линиями части предложений и определять их
последовательность в тексте;

18

Про крота

Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.

19

Про кредиты

Кредит. Ипотечный
кредит. Автокредит.
Кредит наличными.

20

Корень – часть растения

Корень. Виды
корневых систем.
Видоизменённые
корни.

21

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

Содержание
художественного
текста.

– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
– определять название раздела, в котором может быть размещён текст.
– Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;
– решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;
– определять цвета геометрических фигур на основе верных
высказываний.
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;
– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его
оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам
его оплаты.
– Называть части цветочных растений;
– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменённые корни.
– Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный
художественный текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– находить в тексте предложение по заданному вопросу;

22

Про ежа

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграмма, названия
месяцев.

23

Про вклады

Вклад, вкладчик,
срочный вклад, вклад
до востребования.

24

Занимательные особенности
яблока

Яблоко, свойства
яблока.

25

Полевой
хомяк

Содержание научнопознавательного
текста.

– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;
– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с
буквами и читать название насекомого;
– определять время с помощью скорости и расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и
записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в
круговую диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе полученных данных;
– определять последовательность маршрута на основе схемы;
– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент по вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают проценты.
– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии
разреза соком лимона не темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.
– Определять вид текста;
– составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;
– дополнять описание хомяка на основе рисунка;

26

Про полевого
хомяка

Решение выражений,
столбчатая и круговая
диаграммы,
именованные числа,
четырёхугольники.

27

Ловушки для денег

Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.

28

Про хомяка и его запасы

Горох, свойства
прорастания гороха.

– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным предложениям;
– отвечать на вопросы на основе полученных сведений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к сообщению.
– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с
буквами и читать название животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что
путь выбран правильно;
– записывать именованные числа в порядке возрастания;
– строить четырёхугольники по заданному условию.
– Определять доходы, расходы и прибыль;
– отличать желаемые покупки от необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке
товара;
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.
– Называть растения, плоды которых составляют основу питания
хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на
прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время,
проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание
семян;
– объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание

29

Про бобров

Содержание текста,
текст-описание.

30

Бобры-строители

Диаметр, длина
окружности, решение
практических задач.

31

Такие
разные деньги

Валюта, курс для
обмена валюты, деньги
разных стран.

32

Материал для плотин

Строение древесины

семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание
семян;
– определять правильную последовательность прорастания семян
гороха.
– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его
лексическое значение;
– находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые
можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в письменной форме.
– Иметь представление о диаметре окружности;
– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её
заполнения;
– находить приблизительное значение диаметра окружности, зная
длину окружности;
– заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.
– Иметь представление о валюте как национальной денежной единице;
– находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к
заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной единицы стране;
– иметь представление о банковской операции «обмен валюты».
– Иметь представление о составе древесины

дерева, определение
возраста дерева.

33

Позвоночные животные

34

Встреча друзей

Рыбы, птицы,
рептилии, амфибии,
млекопитающие.

– проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины
разных пород деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев.
– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных животных;
– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого
животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
– Находить необходимую информацию в тексте задания;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский
вклад», «процент по вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;
– выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.
3 класс

№
п/п
1

Предмет
Формируемые умения
изучения
Блок «Читательская грамотность» и Блок «Естественно-научная грамотность»
Про дождевого червяка
Тип текста.
– Определять тип текста;
Содержание научно– дополнять предложение словами из текста;
познавательного
– определять периоды развития дождевого червя на основе теста;
текста.
– объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища,
живущие под землёй;
Тема

2

Дождевые черви

Дождевые черви

3

Кальций

Содержание научнопознавательного
текста.

4

Полезный кальций

Кальций

5

Сколько весит облако?

Тип текста. Главная
мысль текста.

– определять на основе теста способ питания дождевых червей;
– находить предложение, соответствующее рисунку;
– выбирать утверждения, соответствующие тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на
поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.
– Работать с кластером;
– Дополнять предложение словами из текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что происходит с костями и
скорлупой яйца, если из них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными продуктами;
– дописывать вывод о необходимости кальция для организма.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;

Содержание текста

6

Про облака

Облака

7

Хлеб – всему голова

Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста

8

Про хлеб и дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос;
– определять название книг с достоверными сведениями.
– С помощью опыта показывать образование облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.
– Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;

9

Про мел

Главная мысль текста.
Содержание текста.

10

Интересное вещество – мел

Мел.

11

Про мыло

Содержание научнопознавательного
текста.

– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс
брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при
брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от
выдержки теста.
– Заполнять кластер о происхождении мела;
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по заданному условию;

12

Чем интересно мыло и как оно
«работает»

Мыло

13

История свечи

Содержание научнопознавательного
текста.

14

Про свечи

Свеча

15

Магнит

Содержание научнопознавательного
текста.

– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное
натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.
– Давать определение слова;
– записывать ответ на поставленный вопрос;
– определять слово по его лексическому значению;
– называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в тексте;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста;
– называть правила безопасности при использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание дыма.
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный вопрос;

16

17

18

19

– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия между предметами;
– называть предметы, о которых говорится в тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.
Волшебный магнит
Магнит
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через
стекло и другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать
металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
– показывать с помощью опыта, как можно создать компас.
Проверь себя
Материал, изученный в – Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии;
первом полугодии.
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность» и Блок «Математическая грамотность»
Что такое «бюджет»?
Федеральный бюджет, – Понимать и правильно использовать финансовые термины:
уровни бюджета,
«бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;
дефицит, профицит.
– понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они
расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
Расходы и доходы бюджета
Сравнение доходов и
– Определять дефицитный и профицитный бюджет;
расходов. Дефицит и
– анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе
профицит.
этих данных заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;

20

Семейный бюджет

Семейный бюджет,
доходы и расходы.

21

Планируем семейный бюджет

Доходы и расходы в
семейном бюджете.

22

Откуда в семье берутся деньги?
Зарплата

Понятие заработной
платы, виды зарплаты.

23

Подсчитываем семейный доход

Семейный доход в
таблице, на диаграмме.

– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному решению;
– формулировать вопрос задачи.
– Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и письменной речи на
заданную тему.
– анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным
выполнять необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление
круглого числа на однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём
сложения одинаковых слагаемых;
– выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и
«гонорар»;
– анализировать данные, представленные в виде графика;
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.
– Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
– выполнять сложение круглых многозначных чисел;
– находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять
недостающие подписи на круговой диаграмме;

24

Откуда в семье берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия

25

Пенсии и пособия

26

Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, вклад, выигрыш

27

Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы

28

На что тратятся семейные

– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
Пенсия, досрочная
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия»,
пенсия, пособия для
«досрочная пенсия», «пособие»;
разных категорий
– на доступном для третьеклассника уровне определять основание для
граждан.
назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к
эпизодическим.
Прожиточный
– Анализировать данные, представленные в таблице;
минимум,
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
минимальная пенсия,
– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
пособия.
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;
– заполнять таблицу на основе текстового материала;
– подсчитывать доход семьи от детских пособий.
Наследство, вклад,
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
выигрыш.
«случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и
недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается налогом;
– иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от
доходов, полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
– называть предметы, которые человек может получить в наследство.
Налог на выигрыш,
– Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с
доход от выигрыша в
выигрыша;
лотерею.
– подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью калькулятора находить
процент от числа.
Классификация
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
расходов по различным «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные

деньги? Виды расходов

основаниям.

29

Подсчитываем расходы

Обязательные и
непредвиденные
расходы.

30

На что тратятся семейные
деньги? Обязательные платежи

Виды обязательных
платежей.

31

Расходы на обязательные
платежи

Обязательные платежи

32

Как сэкономить семейные
деньги?

Экономия семейного
бюджета.

расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы»,
«разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся те или иные расходы.
– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию, необходимую для выполнения
задания;
– подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от
семейного дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные
расходы.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций определять вид обязательного
платежа.
– Определять, какие налоги должна платить семья;
– анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять
таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных
платежей;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«экономия семейного бюджета», «продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила экономии семейного бюджета;

33

Подсчитываем сэкономленные
деньги

Экономия семейного
бюджета.

34

Проверь себя

Материал, изученный
во втором полугодии.

– на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему
необходимо экономить семейный бюджет.
– Под руководством учителя решать составные задания на нахождения
количества сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;
– находить часть от числа.
– Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.

4 класс
№
п/п

Тема

1

Старинная женская одежда

2

Старинные женские головные

Предмет
Формируемые умения
изучения
Блок «Читательская грамотность»
Содержание научно– Определять лексическое значение слова;
познавательного текста – озаглавливать текст;
– определять тему;
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской
одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
Содержание научно– Определять лексическое значение слова;

уборы

познавательного
текста.

3

Старинная мужская одежда и
головные уборы

Содержание научнопознавательного текста

4

Жилище крестьянской семьи на Содержание научноРуси
познавательного текста

5-6

7

Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы

Содержание научнопознавательного текста

История посуды на Руси

Содержание научнопознавательного текста

– составлять план, используя слова из текста;
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия головных уборов;
– приводить примеры современных головных уборов.
- Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
– отвечать на вопросы по тексту;
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название предмета.
– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы
– Определять лексическое значение слова с помощью словаря; –
письменно отвечать на вопросы; – называть предметы печной утвари; –
работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; –
рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; –
соотносить описание предметов с их рисунками; – описывать
назначение предметов; – составлять обобщающий план.
– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;

8

Какие деньги были раньше в
России

9

Томат

10

Болгарский перец

11

Картофель

– дополнять текст по заданному условию.
Содержание научно– Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;
познавательного текста – называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на
вопрос; – определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Томат
Называть части растения;
– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
Болгарский перец
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной информации.
Картофель
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
– объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске
остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;

12

Баклажан. Семейство
Паслёновые

Баклажан.

13

Лук

Лук

14

Капуста

Капуста

15

Горох

Горох

16

Грибы

Грибы

– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший
картофель;
– называть способы размножения картофеля.
– Называть представителей семейства Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для прорастания семян;
– определять условия, необходимые для прорастания семени
баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.
Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
– определять, что горох является холодостойким растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты
двух опытов.
– Называть части гриба;

17

Творческая работа

18
19

Потребительская корзина

20

Прожиточный минимум

21

Инфляция

– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
По выбору
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
Состав
– Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое
потребительской
«потребительская корзина»;
корзины.
– понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх
категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в
разных регионах нашей страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.
Назначение
– Понимать значение и правильно использовать термины
прожиточного
«прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»;
минимума.
– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в
разных регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для
разных категорий населения нашей страны.
Инфляция
– Понимать значение и правильно использовать термины
«прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.

22
23

Распродажи, скидки, бонусы

24

Благотворительность

25

Страхование

26

В бассейне

27
28

Делаем ремонт

Акции, распродажа,
скидки, бонусы,
кешбэк.

– Понимать значение и правильно использовать термины:
«распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа
лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые торговыми точками,
предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения
покупателя;
– понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за
товар; – формировать навыки грамотного покупателя
Благотворительность.
– Понимать значение и правильно использовать термины
«благотворительность», «благотворительный фонд»;
– называть группы населения, которые могут нуждаться в
благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем,
кто в ней нуждается.
Виды страхования.
– Понимать значение и правильно использовать термины
«страхование», «страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
Расписание занятий,
– Анализировать расписание занятий с целью определения свой
выгодная покупка.
занятости;
– решать задачи на определение стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок является более выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи.
Смета ремонта, расчёт – Понимать, что такое «смета»;
стоимости
– решать задачи на расчёт количества необходимого материала для
строительных
ремонта кухни;
материалов.
– решать задачи на расчёт стоимости необходимого 15 материала для

29

Праздничный торт

30

Обустраиваем участок

31
32

Поход в кино

33

Отправляемся в путешествие

34

Составляем словарик по
финансовой грамотности

ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них известные размеры
Рецепт торта, задачи на – Работать с таблицами;
тройку величин «цена, – подсчитывать стоимость продуктов для торта;
количество,
– определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы
стоимость».
уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;
– сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые
преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Расходы на
– Читать простой чертеж и определять его масштаб;
обустройство участка,
– находить площадь и периметр участка и построек на нём;
площадь и периметр
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Расходы на поход в
– Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
кино.
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Расходы на
- Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
путешествие.
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Творческая работа
Понятия по
– Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;
финансовой
– иллюстрировать изученные понятия;
грамотности,
– составлять математические задачи с изученными финансовыми
изученные в 1-4
терминами; – работать самостоятельно и в парах;
классах.
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с
поставленной учебной задачей.

УЧЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока
реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет самостоятельно в соответствии с целями и
задачами урока.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Программное обеспечение
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. –
88 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. –
96 с. – (Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. –
96 с. – (Учение с увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. –
96 с. – (Учение с увлечением).
5. Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы https://fmc.hse.ru/primarySchool
Методические материалы для учителя
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» -http://schoolcollektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы http://katalog.iot.ru/
5. Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинет http://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.ru
Обязательные учебные материалы для ученика
1 класс
Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажёр для школьников / М.В.Буряк, С.А.Шейкина. – М.:Планета, 2022. – 104с
2 класс
Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников / М.В.Буряк, С.А.Шейкина. – М.:Планета, 2022. – 116с
3 класс
Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В.Буряк, С.А.Шейкина. – М.:Планета, 2022. – 112с

4 класс
Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажёр для школьников / М.В.Буряк, С.А.Шейкина. – М.:Планета, 2022. – 116с
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
https://resh.edu.rи Российская Электронная школа
https://www.yaklass.ru Якласс
https://uchi.ru/teachers/lk/main Учи.ру
https://education.yandex.ru/main/ Яндекс Учебник
http://www.nachalka.com/biblioteka Библиотека материалов для начальной школы
http://schoolcollection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://festival.lseptember/ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, учебное оборудование.
Технические средства обучения
1. Классная доска с набором магнитов для крепления картинок.
2. Проектор.
3. Компьютер.
4. Экран.
5. Принтер.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».