РП_Тайны русского языка 7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ «СОШ №17»
(утверждено приказом от 30.08.2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Тайны русского языка»
основное общее образование
(7 класс)
1

1.Пояснительная записка
Программа «Тайны русского языка» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования , Рабочих программ по русскому языку (предметная линия учебников М.М. Разумовская,
С.И. Львова и др.) в 5-9 классах (М:Дрофа, 2017 г)
Программа внеурочной деятельности основана на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются:
принцип научности, последовательности и системности изложения материала, связи теории с практикой, доступности,
наглядности, принцип занимательности.
Цель: Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, формированию целенаправленной
познавательной деятельности по изучению русского языка, изучению его прошлого и настоящего, региональных
особенностей, осознанию российской и региональной языковой идентичности .
Задачи:
- формирование коммуникативной культуры школьников;
- расширение и углубление знаний, умений обучающихся и формирование языковой компетенции;
- выявление и поддержка лингвистически одаренных обучающихся;
- развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности,
трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Актуальность: В наше время необходимо развитие интереса к гуманитарному образованию на основе расширения
лингвистического кругозора учащихся; формирование коммуникативных умений и навыков обучающихся, создание
предпосылок заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами в зависимости от речевых
ситуаций.

2

Описание курса внеурочной деятельности:
Рабочая программа рассчитана в7 классе на 34 часа в год (1 час в неделю). Особенностью программы является её
вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем. Курс изучается с учетом
системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями и
творческими выступлениями.
2. Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию
собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; воспитание российской и региональной идентичности:
патриотизма, уважения к родному краю, его прошлому и настоящему;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы
других в соответствии с этими критериями.
3

Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть
монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку
зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства
России, Ростовской области, о языке как основе национального самосознания;
представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач.
- формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языка;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при
изучении других учебных предметов;
- использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
- расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения различных видов анализа слова
- формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.
4

3.Содержание курса «Раскрываем тайны русского языка»
7 класс
Содержание курса внеурочной деятельности 7 класс – 1 год обучения
ТЕМА 1. Из истории возникновения письменности. («Дорога к письменности») - 6 часов
Рисуночное письмо. Пиктографическое письмо, узелковое письмо, клинопись. Буквы.новгородские берестяные грамоты
Создание славянского алфавита. Причина, история создания славянского алфавита. Князья Кирилл и Мефодий –
создатели славянской азбуки Кирилица и глаголица.
Реформы русской азбуки. Причины реформ. Реформа года. Реформа 1917 года
Судьбы отдельных букв. Судьбы букв «Фита», Ъ, Ь, Ять и др.
Понятие скорописи. Причина появления стенографии Элементы стенографии.
Практическое значение алфавита. (словари, справочники, списки, алфавитные книги и др.)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Создатели славянской азбуки
2. История одной буквы
3. Алфавит будущего
ТЕМА 2. Фонетика. («Секреты устной речи») – 5 часов
Буквы и звуки. Орфограмма. Орфограммы, основанные на правилах фонетики

5

Интонация. Роль интонации. Оформление интонационных особенностей на письме
Русские говоры. Московские и петербургские говоры.
Особенности говоров Ростовской области. Особенности говоров наших сел. «Справочник диалектов наших сел».
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1. Так говорят наши бабушки.
2.Кто у нас окает?
ТЕМА 3. Лексика («Тайны русского слова») - 15 часов
Знакомство с личностью В.И.Даля. Словарь В.И.Даля. Толковые словари. Словари иностранных слов. Этимологические
словари. Словари писателей. Словари синонимов и омонимов.
Антропонимика. Ономастика. Значение имени. Имя и отчество. История возникновения фамилии. Использование
«говорящих фамилий в художественных произведениях». Понятие «уличная фамилия». Уличные фамилии односельчан.
Причины появления этих фамилий.
Топонимы. Гидронимы. Топонимы наших сел. Из истории названий наших сел.
Понятие «диалектологии». Диалекты южных областей. Диалекты северных областей России
Фразеологические сочетания,
фразеологические сращения, фразеологические единства (идиомы). Библейские
фразеологизмы, фразеологические обороты греческих мифов. Фразеологизмы в речи наших старожилов.
Заимствования в русском языке. История возникновения заимствований. Спор о заимствованиях между обществом
«Арзамас» и «Беседой любителей русской словесности». «Опознавательные» знаки заимствованных слов.
Устаревшие слова (историзмы и архаизмы). Неологизмы. Использование их в художественной литературе
Из истории старинных названий месяцев. Этимология названий. Тесная связь с природой.

6

Выразительные возможности слова. Многозначность слова. Синонимия. Переносное значение слова. Слово-метафора
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:
1.Тайна моего имени
2. История одной уличной фамилии.
3. «Говорящие» фамилии в художественной литературе.
4. Прозвища моих сверстников. История их появления.
5. Метафора как художественное средство в стихотворениях.
6. Словарь «Библейская» фразеология в разговорной и художественной речи.
7. Какие фразеологические обороты оставили нам греческие мифы?
8. Исчезнувшие в толщах времени…
9.История названия моего села (деревни)
10. Как у наших улиц появились названия?
11. Диалектные слова в речи моих односельчан.
ТЕМА 4. Словообразование («Строим слова») – 7 часов
Состав слова. Морфема
Грамматическое значение слова.
Морфемы иноязычного происхождения.
Гнездо родственных слов. Корень слова и этимологическое значение слова
Значения приставок, суффиксов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов
Словообразование. Способы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательные модели (на
примере образования слов старожилами наших сел)
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ:

7

1.
2.
3.
4.

Индивидуальное словообразование в творчестве поэтов и писателей.
Загадки словообразования в «Сборнике частушек»
О чем расскажут части слова…
Слово о слове…

ИТОГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ - 1час

4. Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Тема учебного
занятия

Всего
часов

Содержание деятельности
Теоретическая

Практическая часть

8

часть
1

Из
истории 1
письменности

Лекция учителя, Самостоятельная работают с информационными
работа
с карточками Составляют карточки с рисуночным
презентацией.
письмом.
Готовят
сообщения
для
одноклассников.
Творческая
мастерская

2

Особенности
славянского
алфавита

Лекция учителя, Работают с литературой по языкознанию.
работа
с
презентацией

3

Реформа
азбуки

русской 1

Лекция учителя, Делают сравнительный анализ славянской азбуки
работа
с и русского алфавита
презентацией

4.

Из
буквы…

истории 1

Рассказ учителя

5.

Зачем нам столько 1
букв?
(стенография)

Рассказ учителя Практикуются в расшифровке и зашифровке слов
о
причинах
появления
стенографии.
Знакомство
с
отдельными
элементами

6.

Обойдемся ли мы 1

Беседа
о Игра-соревнование
практическом

1

Работают с информационными карточками

9

без алфавита?

значении
алфавита

7

Слышу и пишу. 1
Почему не всегда
одинаково.

Беседа
с Выполняют
проблемные
учащимися.
опознавательной
функцией,
Обобщение
элементами занимательности.
знаний по теме
«Фонетика»

8.

Ты знаешь…
Ты знаешь?
Ты знаешь!

Лекция учителя

Выразительно читают художественные тексты,
практикуются в чтении предложений с различной
интонацией, составляют интонационные схемы
предложений

9.

Василий Иванович
Вареник
–
ростовский краевед

Лекция учителя.

Знакомятся с работами ученого,
словечко»

10,

Учимся
«Окаем
акаем»?

Лекция.
Прослушивание
записей. Анализ.
Работа
со
статьями

Самостоятельная работа с информационными
картами-заданиями.
Анализ
частушек,
записанных от наших старожилов, связанных с
особенностями говора

11

1

слушать. 2
или

«поиск слов в словарях», справочниках

10

задания
задания

с
с

игра «угадай

12

Где живут слова?

1

Сообщения
учащихся.
Лекция учителя.

Практическая работа со словарями. Составление
кроссвордов по определенным темам для
последующей работы на уроках.
Грамматические игры. Шарады.

13

Что в имени тебе 1
моем?

Лекция учителя.
Знакомство
с
типами
словарей.

Практическая работа по изучению собственного
имени, фамилии – значение имени, его
происхождение. Анализ художественных текстов
с точки зрения появления в них «говорящих»
имен и фамилий.

14

О чем рассказали 1
названия…
Путешествие
по 1
России.
Диалектные слова

Лекция, беседа.

Работа над пополнением словарика.

Учимся слушать. 2
Диалектные слова
наших сел

Лекция учителя

15

16,
17

Лекция учителя. Работают со словарем «Живого великорусского
Работа
с языка» В.И.Даля
презентацией
Урокпутешествие.
Анализ
литературных
произведений.
Работают со «Сборником диалектных слов»
Игры. «Лингвистическое лото»

11

Удивительный мир 2
русской
фразеологии

Лекция
преподавателя.
Сообщения
учащихся
об
истории
отдельных
фразеологизмов.

21

Сколько в русском 2
языке
русских
слов?
Как
«поймать» чужака?

Лекционный
Практическая работа по определению языкаматериал. Работа «прародителя» заимствованных слов.
с презентацией.
Лингвистические игры.

22,

Поезд истории

Лекция учителя.

18,
19

20,

2

Аналитическая работа по выявлению значения
фразеологизмов, работа с фразеологическим
словарем.
Исследование
«жизни»
фразеологического оборота в художественном
тексте, в разговорной речи.

23
24

В гостях у братьев- 1
месяцев.

Лекция учителя. Анализируют
древние названия
Работа
с вникают в этимологию слов.
презентацией.

25,

Жизнь слова в 2
художественном
тексте..

Работа
с Работают с карточками-заданиями, определяют
презентацией.
виды тропов. Задания с элементами игры,
занимательности. Задания с объяснительной
функцией.

26

12

месяцев,

27

Из чего состоит 1
слово. Морфемыкирпичики.

Практикум
по
определению
состава
слова,
значения
отдельных
морфем.

28

История
«глокойкуздре»

Практикум
по Проблемные
определению
функцией.
грамматического
значения слова о
морфемам.

29

Морфемыиностранки

1

Практическое
занятие

Игра «Грамматическое лото»

30,

Смотри в корень

2

Лекция.

Работа
с
этимологическим
Грамматические игры.

32

Морфемытруженики

1

Рассказ учителя Практическая работа. Задания с опознавательной
о
значении функцией. Задачи с объяснительной функцией.
отдельных
приставок
и
суффиксов.

33

Как
образуются 1
слова?

о 1

31

Задания
с
объяснительной
функцией.
Проблемные
задания
с
опознавательной
функцией. Сочинение лингвистических сказок о
морфемах.

задания

Лекция учителя Практическая работа.
о
способах
словообразовани

13

с

опознавательной

словарем.

я
34

Конкурс знатоков

1

14

УЧЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17» (модуль «Школьный урок») воспитательный
потенциал урока реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному
восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы
с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с
другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы
во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками,
дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
15

-инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык
самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного
выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет самостоятельно в
соответствии с целями и задачами урока.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Программное обеспечение
Методические материалы для учителя
1.Даль В .И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1990.
2. Иванова В .А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение ,
1990.
3. Минскин Е. М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
4. Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. М.: Просвещение , 2014.
5 Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы .Автор-составитель В. Н.
Пташкина.
Волгоград: Учитель, 2019.
6 Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по
русскому
языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т. А. Чернова. М.: Планета, 2018.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 2020.
8.Чаплыгина И. Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для
учителя. М.:Владос, 2000.
9. Шанский Н. М., Боброва Т .А. Школьный этимологический словарь русского языка.Происхож16

дение слов М.: Дрофа, 2000.
10. Яранцев Р .И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык, 1997.
Обязательные учебные материалы для ученика

1. Бройде М. Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2020.
2. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому
языку.
3. Шанский Н. М., Боброва Т .А. Школьный этимологический словарь русского языка.
Происхождение слов.- М.: Русский язык, 2018.
.
4. Яранцев Р .И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык, 1997

Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1.Русский язык для всех – справочно-информационный портал. Интерактивные диктанты, тренажеры, учебники,
олимпиады, видео и пр. http://www.gramota.ru
2.http://window.edu.ru/
3.http://www.saharina.ru/

17

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса учебное оборудование
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».