Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №1 от 30.08.2023 . Цепилова 2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА с. Шогринское, 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи образовательной программы дополнительного образования детей и взрослых 1.3 Концептуальная основа дополнительного образования 1.4 Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы дополнительного образования и перспективы ее развития 2. Содержательный раздел 2.1. Основные положения 2.2. Направления дополнительных образовательных программ 2.3. Форма и порядок проведения аттестации 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план 3.2. Календарный учебный график 3.3. Кадровые условия реализации образовательной программы дополнительного образования. 3.4. Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы дополнительного образования детей и взрослых 3.5. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы дополнительного образования 3.6. Материально-технические условия реализации образовательной программы дополнительного образования 3.7. Условия образования по программам дополнительного образование детей с ограниченными возможностями здоровья Приложения №1 Календарный учебный график 2023-2024 учебный год Приложение № 2 Учебный план дополнительного образования на 2023-2024 учебный год Приложение № 3 Расписание работы кружков и объединений дополнительного образования 2 3 3 5 6 8 10 10 12 17 17 17 18 19 20 21 21 22 25 27 32 1. Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования 1.1. Пояснительная записка Дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно - образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ «СОШ №17» (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ «СОШ №17» (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.04.2023 №302 "О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N467" - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»), 3 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». - Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года"); - Устав МБОУ «СОШ № 17». Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона № 273 - ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных способностей детей. Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению. Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации процесса становления личности, разностороннего развития личности в разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании. Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на: - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и 4 интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и спортом; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся; - выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности; - профессиональную ориентацию обучающихся; - социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - формирование общей культуры обучающихся; удовлетворение образовательных потребностей и интересов обучающихся. 1.2. Цели и задачи дополнительного образования Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся МБОУ «СОШ №17» соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся. Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих техническую, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и социально-гуманитарную направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков. Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются: - изучение интересов и потребностей обучающихся и их законных представителей в дополнительном образовании детей; - обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по общеразвивающим программам; - обеспечение необходимых условий для личностного, духовно нравственного, трудового развития и воспитания обучающихся; - формирование условий для создания единого образовательного пространства; - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; 5 формирование общей культуры личности обучающихся, их социализации и адаптации к жизни в обществе; - формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; - создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа. 1.3. Концептуальная основа дополнительного образования Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно, дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования. Деятельность Учреждения по дополнительному образованию детей строится на следующих принципах: - природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет; - гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка; - демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому ребенку максимально благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей; - творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов; - свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста; - дифференциация образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося: существующая система дополнительного образования обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. 6 Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Функции дополнительного образования: образовательная - обучение ребенка по дополнительным общеобразовательным программам, получение им новых знаний; - воспитательная - обогащение культурного слоя Учреждения, формирование культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре; - информационная - передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которой обучающийся берет столько, сколько хочет и может усвоить); - коммуникативная - это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время; - рекреационная- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка; - интеграционная - создание единого образовательного пространства школы; компенсаторная - освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности; социализация - освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни; - самореализация - самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. 7 1.4. Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы дополнительного образования и перспективы ее развития В процессе занятий обучающихся в детских объединениях по интересам, в ходе подготовки и участия в мероприятиях различного уровня и направленности планируется: - осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности; - осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время; - формирование установок детей на эффективные способы и формы проведения своего досуга, ведущие к развитию положительных личностных качеств; - приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно, с пользой проводить свободное время; - освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры; - повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; - формирование и сохранение атмосферы позитивного сотрудничества в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях; - формирование традиций образовательного учреждения; рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности; - рост числа обучающихся, готовых к успешной адаптации в социуме; положительная динамика физического и психического здоровья школьников; - рост числа родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников; - рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью; - увеличение числа обучающихся, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта; - уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ПДН, на внутришкольном контроле; 8 - увеличение числа педагогов в ОУ, вовлеченных в процесс формирования творческой личности школьников в пространстве дополнительного образования. В результате освоения образовательной программы дополнительного образования детей и взрослых планируется положительная динамика по следующим критериям: - рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающей деятельности; -удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию; - расширение перечня образовательных учреждений, вовлеченных в воспитательную деятельность дополнительного образования обучающихся; - положительная динамика физического и психического здоровья школьников; - рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью; - уменьшение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле; - увеличение числа педагогов в ОУ, вовлеченных в процесс формирования творческой личности школьников в пространстве дополнительного образования. Процесс интеграции общего и дополнительного образования предусматривает доработку и обновление критериев эффективности. Контроль результативности дополнительного образования в школе, его интеграции с общим образованием осуществляется в журналах по дополнительному образованию: Перспективами развития дополнительного образования МБОУ «СОШ №17» является: - расширение спектра услуг дополнительного образования; - интеграция общего и дополнительного образования; - организация методического сопровождения педагогов по вопросам организации дополнительного образования; - расширение доступа к услугам дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей из малоимущих семей, детей-сирот, детей мигрантов за счет использования инструментов адресной поддержки. 9 2. Содержательный раздел образовательной программы дополнительного образования 2.1. Основные положения Организация услуг дополнительного образования - целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации программ дополнительного образования. Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение индивидуальных, творческих, социокультурных, образовательных потребностей обучающихся. Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на обучающихся: - оно способствует возникновению у ребенка потребности в само развитии; - формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности; - повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. Развитие системы дополнительного образования создает дополнительные условия для формирования коммуникативной, информационной, социальной компетентностей. Дополнительное образование детей обладает следующими важными особенностями: - оно не является обязательным, что выражается в добровольности посещения и свободе выбора детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ, исходя из индивидуальных особенностей; - процесс воспитания и образования построен на учете способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации; - преобладает «диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанником»; 10 - дополнительное образование имеет практико-ориентированный характер образовательного процесса, позволяющего его профилизации, либо профессионализации. Образовательная деятельность в дополнительном образовании МБОУ «СОШ №17» осуществляется через различные объединения детей по интересам. На основании желаний и потребностей, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также в соответствии Программой развития в МБОУ «СОШ №17» создаются и работают объединения по интересам. Организация занятий в объединениях дополнительного образования регламентируется Положением о дополнительном образовании обучающихся МБОУ «СОШ №17». Прием обучающихся в объединения осуществляется в течение всего учебного года на основе свободного выбора детей. В объединениях могут заниматься дети от 6 до 18 лет. Объединения дополнительного образования формируются в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий, являющиеся основным составом объединения, а также индивидуально. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Численный состав детских объединений определяется программой педагога в зависимости от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности данной группы и формируются на основании распоряжения Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Приказ от 26 июня 2019 год № 70 Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение всего календарного года, включая каникулярное время. В период школьных каникул занятия могут: - проводиться по специальному расписанию с переменным составом обучающихся; - продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.; - проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий. Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться в любой день недели, включая воскресные дни и каникулы. Также предусматривается проведение как аудиторных, так и внеаудиторных (самостоятельных) занятий, которые проводятся по группам и индивидуально. В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в списочный состав и по согласованию с педагогом. 11 Рекомендуемый режим занятий объединений дополнительного образования Методические рекомендации Приказ распоряжения Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26 июня 2019 год № 70: № п/п Направленность Число занятий в Число и объединения неделю продолжительность занятий в день 1 Техническая 2-3 2 по 40 2 Социально 1-2 1-2 по 40 гуманитарная 3 2-3 Физкультурно 1 по 40 спортивная 4 Естественнонаучная 2-3 2-3 по 40 Согласно СанПин занятия рекомендовано начинать не ранее 8.00 часов утра и заканчиваются не позднее 20.00 часов. Для обучающихся в возрасте 16 -18 лет допускается окончание занятий в 21.00 часов. Рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день. После 30 - 45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин. 2.2. Направления дополнительных образовательных программ В МБОУ «СОШ №17» дополнительное образование осуществляется в рамках дополнительных общеобразовательных программ. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности: - Художественной, - Физкультурно-спортивной, - Социально-гуманитарной, - Естественнонаучной, - Технической. Физкультурно-спортивная направленность ориентирована: - на воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся и как следствие формирование здорового образа жизни у будущего выпускника; 12 - создание условий для развития физической активности обучающихся с соблюдением гигиенических норм и правил, - формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу, - организация межличностного взаимодействия обучающихся на принципах успеха, - укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта, - формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота, способной успешно выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов Родины в мирное и военное время. Социально-гуманитарная направленность ориентирована: - на формирование у подростков приемов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; - социальное и профессиональное самоопределение обучающихся, - формирование гражданского самосознания, формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность приобщения школьников к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ, - развитие мотивации личности к познанию и творчеству. Программы социально-гуманитарной направленности обеспечивают общественное развитие человека во взаимодействии и общении с другими людьми, социально-культурной средой, осуществляют формирование у детей положительного социального опыта, освоение социальных ролей, учат успешно общаться с детьми разными по возрасту и уровню развития. Художественная направленность ориентирована: - на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах искусства, - создание художественных образов, самореализация в творческой деятельности, формирование коммуникативной культуры; - формирование музыкальной и эстетической культуры, навыков вокального искусства; - формирование навыков культуры сценической речи, пластики, движения, навыков оценки произведений театрального искусства; - овладение навыками декоративно-прикладного искусства. Естественнонаучная направленность ориентирована: на формирование научного мировоззрения и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук, 13 - на развитие у детей и подростков исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, и взаимосвязей между ними, - на экологическое воспитание и на формирование практических навыков в области природопользования и охраны природы. Техническая направленность ориентирована: - на освоение сферы деятельности, связанной с использованием достижений технического прогресса в целях продуктивного творчества; расширение политехнического кругозора детей, развитие конструкторских способностей, формирование работы с различными инструментами, - проектирование моделей и конструкций, образцов техники; - развитие исследовательских способностей в техническом творчестве; - развитие навыка практического применения теоретических знаний. Цели, задачи и содержание деятельности групп объединений дополнительного образования определяются на основе примерных образовательных программ, предложенных Министерством образования РФ или программ педагогов дополнительного образования, разработанных ими самостоятельно. Программа реализуется педагогом через учебный план занятий, который составляется на весь период обучения. Обучающиеся, показавшие высокий уровень достижений и результатов, могут заниматься по индивидуальным программам. Работа обучающихся в группе объединения дополнительного образования строится на принципах сотрудничества и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности. В 2023-2024 учебном году в МБОУ «СОШ №17» деятельность в сфере дополнительного образования осуществляется по следующим программам: 14 Направление Физкультурно спортивное Программа дополнительного образования «Волейбол» «Навстречу ГТО» «Шахматы» Социально гуманитарное «Школьный музей» «Медиа «Я» Цель программы Форма обучения Формирование интереса и спортивная секция потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди обучающихся школы, пропаганда ЗОЖ. к Развитие общей физической спортивная подготовки и укрепление здоровья секция занимающихся. Цель образовательной программы спортивная создание условий для секция личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Создание условий для кружок всестороннего развития личности ребёнка и его жизненного самоопределения средствами музейно-краеведческой деятельности Формирование социально творческое активной, интеллектуально объединение 15 Возраст детей Срок обучения 8-17 лет 1 год 7-12 лет 5 лет 7-13 лет 1 год 10-18 лет 1 год 10-18 лет 1 год развитой, творческой личности и способной реализовать свои умения и навыки в любой жизненной ситуации. «Дружина юных Создание условий для обучения пожарных» подростков мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружины юных пожарных Техническая «Робототехника» Развитие интереса учащихся в области информационных компьютерных технологий, а также формирование различных видов мышления: образного, логического, алгоритмического Естественнонаучная «Таинственный Повышение интереса к мир биологии» общебиологическим наукам и формирование ответственного отношения к окружающей среде. 16 кружок 13-17 лет 1 год кружок 8-17 лет 1 год кружок 14-16 лет 1 год 2.3. Форма и порядок проведения аттестации При проведении аттестации учитывается участие обучающихся в концертах, выставках, конкурсах и фестивалях детского и юношеского творчества. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических работ; технологичность практической деятельности. Критерии оценки уровня развития личностных качеств и воспитанности обучающихся: - культура поведения; - творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; - участие в коллективной деятельности; - инициатива; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; - сформированность толерантной культуры, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - сформированность установок на безопасный здоровый образ жизни. 3. Организационный раздел 3.1. Учебный план Учебный план по дополнительному образованию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» является нормативно-правовым документом, определяющим программы количество объединений 17 дополнительного образования, количество часов в неделю, отводимых на каждое объединение, нагрузку при пятидневной учебной неделе. Учебный план (Приложение №1) разработан на основе нормативно правовых документов, определяющих содержание дополнительного образования. Основные подходы к формированию учебного плана связаны с приоритетными направлениями деятельности МБОУ «СОШ №17», представленными по уровням образования, и в дополнительных общеобразовательных программах. Учебный план разработан с целью создания условий для реализации прав обучающихся на качественное дополнительное образование на основе свободного выбора, в удобное для обучающихся время и в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами. В плане отражены направления дополнительного образования: - физкультурно-спортивное, - социально - гуманитарное, - естественнонаучное, - техническое. Указаны программы, по которым проводятся занятия в кружках, клубах, студиях и т.д. и количество учебных часов в неделю и год. Расписание занятий в дополнительном образовании составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Продолжительность занятий составлена с учетом требований СанПиН. В структуре учебного плана также отражены: -анализ эффективности дополнительного образования, - оценка результатов дополнительного образования, формы занятий и ожидаемые результаты дополнительного образования, - формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся. 3.2. Календарный учебный график Примерный календарный учебный график реализации образовательной программы составляется ежегодно в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10, ст. 2) с учетом требований СанПиН и мнения участников образовательного процесса. Календарный учебный график обучения по программам дополнительного образования соответствует графику обучения по программам общего образования (Приложение №2). 18 3.3. Кадровые условия реализации образовательной программы дополнительного образования Результатом выполнения требования к условиям реализации основной образовательной программы МБОУ «СОШ №17» является создание и поддержка комфортной развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного, коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. МБОУ «СОШ №17» укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных основной образовательной программой. Деятельность объединений дополнительного образования организуют педагоги дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет педагог-психолог. Рабочая группа Административно координационная (руководитель образовательной организации, заместитель директора по ВР и ПР) Функции Обеспечивают системную образовательную и административно-хозяйственную работу ОО; совершенствование методов организации учебно-воспитательного процесса. Осуществляют контроль за качеством образовательного процесса. Координируют работу классных руководителей, педагогов дополнительного образования. Учитель (классный Способствует участию в объединениях руководитель). дополнительного образования каждого обучающегося своего класса Педагог-психолог Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся Педагог-дополнительного Осуществляет дополнительное образование образования обучающихся в соответствии с образовательной программой, развивает их творческую деятельность. 19 Направление Физкультурно спортивное Социально гуманитарное Техническая Естественнонаучная Количество педагогов человек 3 Образование Квалификация 3 - высшее 3 - высшая 3 2 - высшее 1 - среднее специальное высшее высшее 2 - высшая 1 - без категории 1 1 высшая высшая 3.4. Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы дополнительного образования Требованиями к психолого-педагогическим условиям реализации являются: Учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся; - Обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; - Основными формами психолого-педагогического сопровождения выступают: - диагностика, направленная на определение особенностей развития обучающегося (Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.), А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив», Д.В.Григорьева «Социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе», оценка Портфолио обучающихся и др. (вовлеченности обучающегося и оценка результативности внеурочной деятельности)). - консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной организации; - профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени. К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения относятся: - сохранение и укрепление психологического здоровья; - мониторинг возможностей и способностей обучающихся; 20 - психолого-педагогическую поддержку участников объединений ДО; - формирование у обучающихся понимания ценности здоровья и безопасности жизни; - развитие экологической культуры; - выявление и поддержку детей с особыми образовательными потребностями и особыми возможностями здоровья; - формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; - выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Консультативная работа ведётся по запросам педагогов, учеников, родителей. Проблемы, затронутые на консультациях, имеют следующее направление: - поведенческие - эмоциональные - проблемы воспитания - проблемы отношений с родителями, педагогами - проблемы обучения. 3.5. Финансово-экономические условия реализации образовательной программы дополнительного образования Финансовое обеспечение реализации образовательной программы образовательной программы дополнительного образования детей и взрослых опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих государственные гарантии прав на получение общедоступного и бесплатного образования. Объем действующих расходных обязательств отражается в муниципальном задании образовательной организации. Муниципальное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) муниципальной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения). 3.6. Материально-технические условия реализации образовательной программы дополнительного образования Материально-техническая база МБОУ «СОШ №17» соответствует требованиям и задачам по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательной организации, необходимого учебно-материального оснащения образовательного процесса и созданию соответствующей образовательной и социальной среды. 21 В соответствии с требованиями ФГОС в образовательной организации, реализующей основную образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, имеются: - учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников; - помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством; - спортивный зал, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем; - помещение для питания обучающихся; - административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием; - гардеробы, санузлы, места личной гигиены; - участок (территория) с земельным участком. Проект школы на 140 мест. Оснащенность учебного процесса соответствует заявленным видам деятельности. Школа оснащена в достаточном количестве мебелью, соответствующей росто-возрастным особенностям обучающихся, другим инвентарем. Школа располагает компьютерным классом и Центром «Точка роста» с химической, физической, биологической и технологической лабораториями. Для реализации целей и задач могут быть использованы технические средства: мультимедийные проекторы, стационарные компьютеры, ноутбуки, интерактивная доска (4), телевизор (1), документ-камера (1), принтеры и МФУ. 3.7. Условия образования по программам дополнительного образование детей с ограниченными возможностями здоровья Дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на детей, в том числе детей с ограниченными особенностями здоровья (далее - ОВЗ): оно способствует возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей 22 практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Деятельность МБОУ «СОШ №17», реализующей программы дополнительного образования для детей, в т.ч. детей с ОВЗ, предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и детей из разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система дополнительного образования детей учитывает индивидуальные образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, предлагая семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями подходы развития творческого потенциала в позитивной среде детско-взрослых сообществ. Для решения этой задачи в школе адаптируются и применяются вариативные образовательные формы и методы включения детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные права с другими обучающимися. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов, инвалидов организации, организация образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам осуществляется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся и по заявлению родителей (законных представителей). Содержание дополнительных общеобразовательных программ и организация учебного процесса выстраиваются с учетом характера течения заболеваний обучающихся, их интересов, потребностей и возможностей. При организации дополнительного образования создаются специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детейинвалидов, инвалидов. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек. Занятия в объединениях с обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми инвалидами и инвалидами могут быть 23 организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах. С обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа, как в образовательном учреждении, так и по месту жительства. Выбор формы организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от особенностей психофизического развития и возможностей учащегося, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций учреждения здравоохранения, рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и отсутствия противопоказаний для занятий в детском коллективе. В МБОУ «СОШ №17» установлена следующая продолжительность занятий с учащимися с ОВЗ: для детей, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата и другие нарушения - не более 30 минут; для детей с задержкой психического развития - не более 30 минут; для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта - не более 30 минут. 24 Приложение №1 к Приказу от 30.08.2023 г. №99/2 Календарный учебный график 2023-2024 учебный год Календарный учебный график дополнительного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» (далее - МБОУ «СОШ №17») является одним из основных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса. Календарный учебный график дополнительного образования МБОУ «СОШ №17» разработан на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012г.№ 273-ФЗ; - Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1015); - СП 3.1/2.4.3598/20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения COVID-19»; - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пункта»; - Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17». Календарный учебный график дополнительного образования МБОУ «СОШ №17» учитывает в полном объеме возрастные психофизические особенности обучающихся и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Учебный год начинается 1 сентября 2023 года, заканчивается 31 августа 2024 г. Последний день занятий 24.05.2024г. Занятия дополнительного образования (кружки, секции) организуются в другую для обучающихся смену, с предусмотренным временем на обед. Но не ранее, чем через час после основных занятий. Занятия объединений дополнительного образования проходят в соответствии с расписанием. П родолж ит ельност ь у ч еб н о го го д а в 1 классе составляет 33 недели, во 2-4 классах - 34 недели, в 5-8, 10 классах - 34 недель, в 9 и 11 классах - 34 недели(без учета государственной итоговой аттестации): I четверть - 8 учебных недель, 1 день; II четверть - 8 учебных недель; III четверть - 10 учебных недель, 4 дня (для 1 класса - 9 учебных недель, 4 дня); IV четверть - 7 учебных недель. П родолж ит ельност ь каникул в течение учебного года составляет 28 календарных дня (для 1 класса - 40 дней): 25 - Осенние каникулы с 28.10.2023г по 05.11.2023(9дней), выход на занятия 07.11.2023г - Зимние каникулы с 31.12.2023г по 08.01.2024г (9 дней), выход на занятия 09.01.2024г - Весенние каникулы с 25.03.2024г по 02.04.2024г (9 дней), выход на занятия 03.04.2024г - Летние каникулы с 27.05.2024г по 31.08.2024г - Для обучающихся в 1 классе в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы с 17 по 25 февраля (9 дней), выход на занятия 26.02.2024г. П родолж ит ельност ь занят ий во2-11 классах: 40 минут. П родолж ит ельност ь перем ен между занятиями составляет 10 минут. 26 Приложение №2 Приложение №1 к Приказу от 30.08.2023 г. №99/2 Учебный план дополнительного образования МБОУ «СО Ш № 17» на 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Учебный план дополнительного образования МБОУ «ГОТТТ №17» включает перечень кружков и секций дополнительного образования для всех ступеней общего образования, и обеспечивает полноту реализации целей образования, сформулированных в программе развития школы, соответствие содержания дополнительного образования типу и виду ОУ и образовательной программе школы, а также интересам и потребностям обучающихся, их особенностям и возможностям. Расписание занятий в объединениях дополнительного образования составлено с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в образовательном учреждении. Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях. Формирование кружков и секций происходит по запросам родителей и обучающихся. Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию, через регистрацию на сайте персонифицированного дополнительного образования Свердловской области. Нормативно - правовая и документальная основа: Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организац....... осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.04.2023 №302 "О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467" Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих 27 социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года") Учебный план по дополнительному образованию является нормативно-правовым документом и определяет программы, количество объединений дополнительного образования, количество часов в неделю и год, отводимых на каждое объединение. Учебный план обеспечивает реализацию прав обучающихся на получение качественного дополнительного образования на основе свободного выбора, в свободное от урочных занятий время и в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами. Основная цель реализации учебного плана создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, развитие их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству через освоение дополнительных общеразвивающих программ. Учебный план дополнительного образования детей базируется на реализации дополнительных общеразвивающих программ, способствует повышению качества и эффективности обучения и воспитания детей с учетом их индивидуальных способностей, и развития. Интеграция основного и дополнительного образования детей позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Она предполагает расширение «воспитательного поля» школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Система дополнительного образования детей создается в целях формирования единого образовательного пространства школы, повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Раздел 1. Регламентирование образовательного процесса на уровне дополнительного образования Организация образовательного процесса регламентируется: - календарным учебным графиком. Календарный учебный график занятий по дополнительным общеразвивающим программам составляется ежегодно и полностью соответствует календарному графику обучения по программам общего образования, разработанному в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», с учетом требований СанПиН и в соответствии с Уставом МБОУ «СОШ № 17; 28 - расписанием занятий, которое составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей обучающихся и утверждается школой ежегодно. Начало занятий объединений дополнительного образования в 2023-2024 учебном году 01.09.2023г., окончание - 31.08.2024 г. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются в течение всего учебного года, 6 дней в неделю (с понедельника по субботу). В период школьных каникул занятия по основному расписанию не проводятся, однако допускаются занятия по специальному расписанию, с переменным составом учащихся: - дополнительная подготовка к конкурсам, турнирам, соревнованиям; - выходы, выезды на экскурсии, конкурсы, посещение мастер-классов. Занятия начинаются с 9.00 часов утра и заканчиваются не позднее 21.30. Продолжительность академического часа - 40 минут. После 40 минут занятий для обучающихся организуется перерыв длительностью не менее 10 минут. Предусматривается проведение как аудиторных, так и внеаудиторных занятий, которые проводятся по группам и индивидуально. Численный состав детских объединений определяется программой педагога в зависимости от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности данного объединения или материально-техническими особенностями школы. В среднем, численный состав одной группы объединения дополнительного образования составляет 15 человек. Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом коллектива. В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные испытания. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам осуществляется с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся, занятия могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных группах. Образовательная деятельность в объединениях дополнительного образования регламентируется рабочими программами. Программы объединений дополнительного образования школы составлены на основе типовых и авторских программ, являются модифицированными и адаптированы педагогами к условиям МБОУ «СОШ №17». Программы имеют личностно-ориентированный характер и учитывают потребности детей, их родителей (законных представителей), социальной среды в целом. Содержание программ дополнительного образования направлено на: - создание условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; - интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; - укрепление психического и физического здоровья ребенка; 29 - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Все программы содержат пояснительную записку, в которой отражены ее отличительные особенности, возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы, сроки реализации, формы и режим занятий, содержание деятельности, ожидаемые результаты, формы подведения итогов. Раздел 2. Структура учебного плана Структура учебного плана включает дополнительные общеразвивающие программы по направленностям, ФИО автора-составителя программы (руководителя объединения дополнительного образования), недельное и годовое количество учебных часов на каждую группу и возраст обучающихся. МБОУ «СОШ №17» осуществляет образовательный процесс в системе дополнительного образования по 4 направленностям: 1. Естественнонаучная направленность. Цель естественнонаучной направленности - развитие познавательной активности обучающихся, удовлетворение познавательных интересов детей в области естественных наук, формирование научного мировоззрения, мышления. 2. Техническая направленность. Развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности с целью последующего наращивания кадрового потенциала в высокотехнологичных и наукоемких отраслях промышленности 3. Социально-гуманитарная направленность. Программы в данной направленности ориентированы на социальное самоопределение обучающихся, развитие детской социальной инициативы, а так же на формирование опыта проживания в социальной системе, знаний об основных сферах современной социальной жизни, определение профессиональных перспектив, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, воспитание социальной компетентности и формирование педагогических навыков обучающихся. 4. Физкультурно-спортивная направленность. Занятия направлены на формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства обучающихся, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья; на создание условий для развития физической активности обучающихся с соблюдением гигиенических норм и правил, формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу; организацию межличностного взаимодействия обучающихся на принципах успеха, укрепление здоровья обучающихся. Раздел 3. Содержание учебного плана дополнительного образования МБОУ «СОШ №17» на 2023 - 2024 учебный год Направленность Физкультурно- Название программы Волейбол Возраст участников 10-18 лет 30 Количество часов в неделю 2 Количество групп 1 спортивная Навстречу к ГТО Шахматы Социально гуманитарная Дружина юных пожарных «Дозор» Школьный музей Медиа«Я» «Таинственный мир биологии» Естественнонаучная Техническая Итого «Робототехника» 7-18 лет 7-12 лет 13-16 лет 2 6 1 2 6 1 14-18 лет 2 1 10-18 лет 14-15 лет 2 1 2 1 7-12 лет 2 18 2 16 Раздел 4. Форма и порядок проведения аттестации по освоению дополнительных общеразвивающих программ Формы проведения аттестации в системе дополнительного образования школы определяются педагогом в рабочей программе объединения дополнительного образования. В зависимости направленности объединения и особенностей организации занятий, формы аттестации могут быть следующими: наблюдение, тестирование, собеседование, творческие, практические работы, выставки, конкурсы, концерты, спектакли, спортивные соревнования, турниры, концертные прослушивания, защита творческих работ и проектов и т.п. 31 Приложение №3 Расписание работы объединений дополнительного образования Расписание кружков и объединений на 2023-2024 учебный год понедельник вторник среда четверг пятница суббота Таинственный мир биологии 17.00-17.40 Навстречу к ГТО 17.00-17.40 Волейбол Робототехника Волейбол 17.00 17.40 17.00-17.40 Навстречу к ГТО 17.00-17.40 Робототехника 17.00-17.40 16.10-16.50 17.00 17.40 Дружина юных пожарных «ДЮП» 16.10 16.50 «Школьный музей» 10.00-10.40 10.50-11.30 Меди «Я» 15.10-15.50 16.00-16.40 «Шахматы» 12.10-12.50 13.00-13.40 13.50-14.30 14.40-15.20 15.30-16.10 16.20-16.50 32