Программа сопровождения коррекционной работы на уровне НОО и ООО (2)

Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования и основного общего
образования
Паспорт программы
1.
2.

Наименование программы
Основания для разработки
программы

Программа коррекционной работы

0. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
(вступает в силу с 1 сентября 2013 г. с изменениями)

1. Государственный образовательный стандарт (федеральный компонент) утвержденный

приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных

учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; одобрен
решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования
от 23 декабря 2003 года №21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об
утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного
общего и среднего (полного) образования от 9 марта 2004 года № 1312. Закон РФ «Об
основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-Ф3 от 24.07.98 (в ред. от 20.07.2000 г.).

3. Порядок организации общего образования детей, нуждающихся в длительном лечении, детей инвалидов на дому и компенсации затрат родителей (законных представителей) детейинвалидов на эти цели (утвержден постановлением Правительства Свердловской области от
16.10.2013 № 1232-ПП.

4. Закон Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской
области»

(Статьи 14, 17)
5. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом
Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082)
6. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования. (Данный Порядок утвержден приказом
Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, с изменениями на 13 декабря 2013
года).
3.

Заказчик программы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

5.

Основные разработчики
программы
Цель программы

6.

Задачи программы

4.

Заместитель директора по УВР
Коррекция недостатков психического и физического развития детей с ограниченными возможностями
здоровья, преодоление трудностей в освоении основной образовательной программы начального
общего и основного общего образования, оказание помощи и поддержки детям данной категории
1. выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы
начального общего и основного общего образования;
2. определение особенностей организации образовательного процесса детей в соответствии с
индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью
выраженности;
3. обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным
программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных
образовательных коррекционных услуг (возможно дистанционно);
4. развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного
общения в группе сверстников;
5. реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной
ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

7.
8.
9.

10.

Сроки реализации программы
Исполнители программы
Ожидаемые конечные
результаты программы

Система организации контроля
за реализацией программы

6. оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с
ограниченными возможностями здоровья по социальным, правовым и другим вопросам.
2017-2022г
Администрация ОУ, педагоги ОУ, субъекты образовательного процесса
В результате выполнения программы планируются следующие результаты:




положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;
достижение предметных, личностных результатов в соответствии с ООП ООО;
формирование и развитие коммуникативной, социальной компетентностей учащихся.

Исполнение программы 1 раз в год

Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья в освоении начального общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.
Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
— создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса;
— дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном
учреждении.
Разработка и реализация программы коррекционной работы осуществлятся общеобразовательным учреждением совместно с
образовательными учреждениями посредством организации сетевого взаимодействия, направленная на обеспечение возможности освоен ия
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего и основного общего
образования.
Цели программы:
— оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями
здоровья и их родителям (законным представителям);
— осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования,
дополнительных образовательных программ.
Приоритетными направлениями программы становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи программы:
— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при
освоении ими основной образовательной программы начального общего и основного общего образования;
— определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии
с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья с учѐтом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей
детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
— разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (и ли) групповых занятий для
детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного
учреждения;
— обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и
других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
— формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

— расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах
жизнедеятельности;
— развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
— реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями
здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Инновационной составляющей программы является:
1. необходимость существенной коррекции работы учителя с детьми с ОВЗ (содержания, методов, форм, организация воспитательно образовательного процесса) в условиях перехода на новую ступень образования;
2. необходимость внедрения современных форм мониторинга достижения планируемых результатов ООП.
1.
2.

Планируемый результат
Создание благоприятных условий для получения качественного образования учащимися с ограниченными возможностями
здоровья.
Получение качественного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Возможные риски в ходе реализации программы:
1. Отсутствие кадров (педагогов, психолога, логопеда).
2. Неготовность ряда учителей к работе в рамках программы коррекционной работы.
3. Разрыв между представлениями родителей о целях и задачах образования в отношении их детей и целями и задачами развития школы.
4. Отсутствие контакта с родителями (неготовность родителей выполнять рекомендации специалистов).
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
— Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего
образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, предметных результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования, необходимых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья для
продолжения образования.
— Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребѐнка с
максимальной пользой и в интересах ребѐнка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход
специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка.

— Непрерывность. Принцип гарантирует ребѐнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного
решения проблемы или определения подхода к еѐ решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные
недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
— Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав
родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, формы обучения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения, классы (группы).
Направления работы
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, раскрывающие еѐ основное содержание:
диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
— выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление
его резервных возможностей;
— изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;
— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка;
— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья;
— системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья
(мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).
Коррекционно-развивающая работа включает:
— реализацию комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического и медицинского сопровождения в
условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учѐтом особенностей психофизического
развития;
— выбор оптимальных для развития ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и
приѐмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления
нарушений развития и трудностей обучения;
— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;
— развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения.

Консультативная работа включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приѐмов работы с обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка с
ограниченными возможностями здоровья;
— консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами,
индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
— информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей
(законных представителей), педагогических работников;
— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на
разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Механизмы реализации программы
Программа коррекционной работы может реализовываться общеобразовательным учреждением как совместно с другими
образовательными и иными организациями, так и самостоятельно (при наличии соответствующих ресурсов).
Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций является одним из основных механизмов реализации
программы коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Сетевая форма реализации программы
коррекционной работы предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организаций (общеобразовательная школа,
государственные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи,
специальные (коррекционные) образовательные учреждения), а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, спорта и
иных организаций.
Сетевое взаимодействие осуществляется в форме совместной деятельности образовательных организаций, направленной на обеспечение
возможности освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья основной программы начального общего и основного
общего образования.
Сетевая форма реализации программы коррекционной работы применяется в целях повышения качества специальных образовательных
услуг, расширения доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к современным образовательным технологиям и
средствам воспитания и обучения, более эффективного использования имеющихся образовательных ресурсов. Сетевая форма реализации
программы осуществляется по соглашению образовательных организаций или по решению органов власти, в ведении которых находятся
образовательные учреждения. Инициаторами организации соответствующей деятельности могут выступать также обучающиеся с
ограниченными возможностями здоровья, их родители (законные представители). Образовательные организации, участвующие в реализ ации

программы коррекционной работы в рамках сетевого взаимодействия, должны иметь соответствующие лицензии на право осуществления
образовательной деятельности. Порядок и условия взаимодействия образовательных организаций при совместной реализации программ ы
коррекционной работы определяются договором между ними.
Взаимодействие специалистов общеобразовательного учреждения обеспечивает системное сопровождение обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему специализированной квалифицированной
помощи;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития обучающегося;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной,
речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребѐнка.
Наиболее распространѐнные и действенные формы организованного взаимодействия специалистов — это консилиумы и службы
сопровождения общеобразовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребѐнку и его родителям (законным
представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, разв итием,
социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Требования к условиям реализации программы
Организационные условия
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты
специального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализуются формы обучения в общеобразовательном
классе; по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе; с использованием над омной
и (или) дистанционной форм обучения. Варьируется степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы
(в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Психолого-педагогическое обеспечение включает:
— дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок);
— психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учѐт индивидуальных
особенностей ребѐнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных п едагогических технологий, в
том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
— специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных
на решение задач развития ребѐнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование
специальных методов, приѐмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на
особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учѐтом специфики нарушения
здоровья ребѐнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
— здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

— участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с
нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых
мероприятиях;
— развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используют:
- рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической направленности,
- диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности
учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,
- специальные (коррекционные) образовательные программы,
- учебники и учебные пособия для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе
цифровые образовательные ресурсы (приложение 1).
Кадровое обеспечение
- курсовая подготовка педагогов
- учитель – психолог,
- учитель - логопед,
- медицинский работник
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить
адаптивную и коррекционно-развивающую среду образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия:
- кабинет психолога,
- комната психологической разгрузки,
- кабинет логопеда,
- оборудование и технические средства обучения
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие
дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных
представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие

методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио - и
видеоматериалов.
Результатом реализации указанных требований является создание комфортной развивающей образовательной среды:
— преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего
образования, а также специфику психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на данной ступени
общего образования;
— обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;
— способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);
— способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы начального общего и основного
общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями, установленными
Стандартом.
Психолого-педагогическая характеристика.
Обучающиеся с задержкой психического развития.
Обучающиеся с задержкой психического развития — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с задержкой психического развития – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать
органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические
соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие
этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню
возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и
др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление
познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и
мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной
сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности
первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего
и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих
временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по стру ктуре нарушениями
когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться

совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической
и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной
поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с
ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников .
Адаптированная основная образовательная программа начального общего и основного общего образования адресована обучающимся
с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в
отдельных функциях(замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания,
памяти, восприятия и др.познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или и ной
степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в
поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и
неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального
эмоционального состояния.
Особые образовательные потребности.
Обучающихся с задержкой психического развития.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных категорий, поскольку задаются спецификой
нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своѐ отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп
обучающихся позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ 5, так и специфические.
К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
 выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между начальным и основным
уровнями обучения;
 получение основного общего образования в условиях образовательных организаций общего типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося с ОВЗ;
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных
областей, так и в процессе индивидуальной работы;
 сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и соучениками;
 психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
 постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы образовательной организации.
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП ООО, характерны следующие специфические образовательные потребности:

 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния
центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой
работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 увеличение сроков освоения АООП ООО до 6 лет;
 обеспечение коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
 наглядно-действенный характер содержания образования;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом»
предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося
до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;
 специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному
миру;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
 комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и
на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального
развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
 специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации
собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со
сверстниками, с взрослыми),
формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
 обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация
ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Направления
Диагностическое

Коррекционноразвивающее

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Характеристика содержания
Сроки
р еализации
1. выявление
особых
образовательных
потребностей При
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при переходе
освоении основной образовательной программы основного общего учащихся на
образования;
основную
2. проведение
комплексной
социально-психолого- ступень
педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) образован ия
физическом
развитии
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья;
3. определение уровня актуального и зоны ближайшего
развития обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья, выявление его резервных возможностей;
4. изучение адаптивных возможностей и уровня социализации
ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья;
5. системный разносторонний контроль за уровнем и
динамикой развития ребѐнка с ограниченными возможностями
здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения
образовательных программ основного общего образования).
1.
реализация
комплексного
индивидуально
Во время
ориентированного
социально-психолого-педагогического
и
организац
медицинского сопровождения в условиях образовательного
ии
процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
учебнос учѐтом особенностей психофизического развития;
воспитате
2. выбор
оптимальных
для
развития
ребѐнка
с
льного
ограниченными
возможностями
здоровья
коррекционных
процесса,
программ/методик, методов и приѐмов обучения в соответствии с
коррекци
его особыми образовательными потребностями;
онной
3.
организация и проведение индивидуальных и групповых
работы
коррекционно-развивающих
занятий,
необходимых
для
преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
4. коррекция и развитие высших психических функций,
эмоционально- волевой, познавательной и речевой сфер;
5. развитие форм и навыков личностного общения в группе
сверстников, коммуникативной компетенции;

Формы
деятельности
Наблюдение
Анкетирова
ние
Индивидуа
льные
беседы с
учащимися,
педагогами,
родителями
Направлен ие
на ПМПК
Мониторинг
динамики
развития

Индивидуа
льные
учебные
планы,
рабочие
программы
по
предметам
Подбор
методик и
форм
обучения
Мониторин г
динамики
развития

Ответственные
Администрация
Психолог
Учителяпредметники

Администрац
ия
Психолог
Учителяпредметники
Классные
руководител
и

Консультирован
ие

Информацио
ннопросветитель
ское

1. выработку совместных обоснованных рекомендаций по
основным
направлениям
работы
с
обучающимися
с
ограниченными возможностями здоровья, единых для всех
участников образовательного процесса;
2.
консультирование специалистами педагогов по выбору
индивидуально ориентированных методов и приѐмов работы с
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
3. консультативную помощь семье в вопросах выбора
стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения
ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья;
4. консультационную поддержку и помощь, направленные на
содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и
места обучения в соответствии с профессиональными интересами,
индивидуальными способностями и психофизиологическими
особенностями.
1 информационная поддержка образовательной деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями, их
родителей
(законных
представителей),
педагогических
работников;
2. просветительская
деятельность,
направленная
на
разъяснение участникам образовательного процесса вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и
сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
3. проведение тематических выступлений для педагогов и
родителей
(законных
представителей)
по
разъяснению
индивидуально-типологических
особенностей
различных
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

По плану
работы

Совещания
Консультац
ии
рабочие
программы
по
предметам

По плану
работы

лекции,
беседы,
информаци
онные
стенды,
печатные
материалы

Администрац
ия
Психолог
Учителяпредметники
Классные
руководител
и
Специалисты
соцзащиты
Заместитель
по правовому
регулирован
ию
Медицински
е работники
Администрац
ия
Психолог
Учителяпредметники
Классные
руководител
и
Специалисты
соцзащиты
Заместитель
по правовому
регулирован
ию
Медицински
е работники

Основные направления коррекционной работы:
1. Сопровождение слабоуспевающих учащихся:
- организация индивидуально-групповых занятий;
- составление индивидуальных образовательных маршрутов;
- работа с родителями;
- организация индивидуального подхода при обучении в общеобразовательном классе.
2. Работа с детьми с ОВЗ:
- составление коррекционного блока в рабочих программах педагогов с целью организации индивидуального подхода при обучении в
общеобразовательном классе;
- организация индивидуально-групповых занятий;
- составление индивидуальных образовательных маршрутов;
- работа с родителями;
- комплексная работа с детьми с ОВЗ, включающая обеспечение дифференцированных, психолого-педагогических, специализированных
условий.
3. Формирование мотивации учебной деятельности школьников
- формирование учебно - познавательных мотивов, через участие в предметных конкурсах, олимпиадах;
- повышение уверенности в себе: психологическая поддержка;
- развитие самостоятельности: участие в организации мероприятий, участие в дне самоуправления.
Результаты внедрения программы коррекционной работы отслеживаются через систему мониторинга учебно-воспитательного процесса.
Учебный план учащихся,
осваивающих образовательные программы основного общего образования
для детей с задержкой психического развития
Учебный план регламентирует организацию образования детей с расстройствами психологического развития в различных формах, и
механизмом реализации задач коррекционного образования: обеспечение коррекции психического развития и эмоционально -волевой
сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности детей, у кот орых при
потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и
подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности,
эмоциональная неустойчивость.
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:
 активизация познавательной деятельности;

повышение уровня умственного развития;
нормализация учебной деятельности;
коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;
социально-трудовая адаптация.
Соблюдение охранительного режима при обучении будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный
режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение
физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и создание благоприятного психологического климата.
Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводит психолог, логопед, которые работают в тесном
контакте с учителями, постоянно ведет отслеживание развития ребенка.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части (федеральный компонент) и компонента образовательной организации и НРК.
Обязательная часть (федеральный компонент) учебного плана определяет состав учебных предметов, которые должны быть реализованы
во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП ООО, и учебно е время, отводимое на
их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечив ает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: формирование жизненных компетенций , обеспечивающих
овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующем уровне общего образования; формирование основ нравственного
развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа
жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его
индивидуальностью. Образовательная организация самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в выборе видов деятельнос ти
по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии и т. д.).
Компонент образовательной организации и НРК. обеспечивает реализацию особых (специфических образовательных потребностей),
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть ,
внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии. Количество часов,
отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части (федеральный компонент) и компонента
образовательной организации и НРК, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки
обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Учебный план





Учебные предметы

Русский язык
Литература

Количество часов в год (неделю)
Федеральный компонент

VII

VIII

IX

105 (3)
70 (2)

105 (3)
70 (2)

70 (2)
105 (3)

Иностранный язык (английский язык)
Математика
Информатика и ИКТ
История
Обществознание (включая экономику и право)

105 (3)
175 (5)

География
Физика
Химия
Биология
Искусство (музыка, изобразительное искусство)

70 (2)
70 (2)

Технология
Основы безопасности жизнедеятельности

70 (2)

Физическая культура

Русский язык

70 (2)
35 (1)

70 (2)
70 (2)

35 (1)

Основы безопасности жизнедеятельности

35 (1)

105 (3)
175 (5)
70 (2)
70 (2)
35 (1)

70 (2)
70 (2)
70 (2)
70 (2)
35 (1)

70 (2)
70 (2)
70 (2)
70 (2)
35 (1)

35 (1)
35 (1)

105 (3)
Итого:
1015 (29)
Компонент образовательной организации и НРК
35 (1)

Введение в информатику

105 (3)
175 (5)
35 (1)
70 (2)
35 (1)

105 (3)
1085 (31)

105 (3)
1050 (30)

35 (1)

Коррекционно-развивающий блок
Коррекционно-развивающие занятия с психологом

За счет часов из ставки психолога

Коррекционно-развивающие занятия с логопедом

За счет часов из ставки логопеда

Коррекционные занятия по восполнению пробелов по математике и
информатике

1

1

1,5

Коррекционные занятия по восполнению пробелов по русскому языку и
литературе

1

1

1,5

Факультативы
Итого:
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной
учебной неделе (требования СанПиН)

Сокращения, используемые в предлагаемой программе:
ООО — основное общее образование;
ОУ — образовательное учреждение;
ООП — основная образовательная программа;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья,
УМК – учебно-методический комплекс.

1

3

2

210(6)

175(5)

245(6)

1225
(35)

1260
(36)

1260
(36)

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».