Учебный план для учащихся с интеллектуальными нарушениями на 2023-2024 учебный год

ПРИНЯТ:
Педагогическим советом
МБОУ «СОШ № 17»
Протокол № 1
от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директором МБОУ «СОШ № 17»
Н.В. Цепилова
Протокол №1
от 30.08.2023г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №17»,
реализующего программы основного общего
образованиядля детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

на 2023 – 2024 учебный год.

Пояснительная записка
Учебный
план
общего
образования
обучающихся
с
умственнойотсталостью(интеллектуальными
нарушениями)
определяет
перечень,
трудоемкость,последовательность
и
распределение
по
периодам
обучения
учебныхпредметов,курсов,дисциплин,формыпромежуточнойаттестации.
Учебный
план
формируется
в
соответствии
с
требованиями:Федеральногозаконаот29.12.2012№273ФЗ"ОбобразованиивРоссийскойФедерации"(сизменениями);Федерального
государственного образовательного стандартаобразования обучающихся с умственной
отсталостью(интеллектуальныминарушениями),утвержденногоприказомМинистерстваобр
азованияинаукиРоссийскойФедерацииот19.12.2014№1599(далееФГОСУО);Порядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностипо
основным общеобразовательным программам - образовательнымпрограммам начального
общего, основного общего и среднего общегообразования, утвержденного приказом
Министерства
образования
и
наукиРоссийскойФедерацииот30.08.2013№1015(сизменениями);федеральногоперечняучеб
ников,рекомендуемыхкиспользованиюприреализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательныхпрограмм начального общего, основного общего, среднего
общегообразования,
утвержденного
приказом
Министерства
просвещенияРоссийскойФедерацииот28.12.2018№345;перечня
организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий,которые допускаются к использованию при
реализации имеющихгосударственную аккредитацию образовательных программ
начальногообщего,основногообщего,среднегообщегообразования,утвержденногоприказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от09.06.2016№699;Санитарноэпидемиологических требований к условиям и организацииобучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательнуюдеятельность по адаптированным
основным общеобразовательнымпрограммам для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья,утвержденныхпостановлениемГлавногогосударственногосанитарноговрачаРосси
йскойФедерацииот10.07.2015№26(далее-СанПиН2.4.2.3286-15);УставаМБОУ«СОШ№17».
Учебныйпланопределяетобщийобъемнагрузкиимаксимальныйобъемаудиторной
нагрузки
обучающихся
с
легкой
степенью
отсталости,
состав
иструктуруобязательныхпредметныхобластейпоклассам(годамобучения).
Учебныйпланвключаетобязательныепредметныеобласти:
Языки речеваяпрактика;
Математика;
Естествознание;
Человек и общество;
Искусство;
Физическаякультура;
Технологии.
Основныезадачиреализациисодержанияпредметныхобластей.
Предметнаяобласть«Языкиречеваяпрактика».
Учебныепредметы:Русскийязык,Чтение(Литературноечтение),Речеваяпрактика.
Основныезадачиреализациисодержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения иписьма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарныхпредставлений о русском (родном)
языке как средстве общения и источникеполучения знаний. Использование письменной
коммуникации для решенияпрактико-ориентированныхзадач.
Чтение.Осознание значения чтения для решения социально значимыхзадач, развития

познавательных
интересов,
воспитания
чувства
прекрасного,элементарныхэтическихпредставлений,понятий,чувствадолгаиправильныхжи
зненных
позиций.
Формирование
и
развитие
техники
чтения,
осознанногочтениядоступныхпосодержаниюивозрастулитературныхтекстов.
Формированиекоммуникативныхнавыковвпроцессечтениялитературныхпроизведени
й.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающейдействительности.
Обогащение
лексической
и
грамматикосинтаксическойсторонречи.Развитиенавыковсвязнойустнойречи.Развитиенавыковустнойк
оммуникациииихприменениевразличныхситуацияхобщения.
Ознакомлениесосредствамиустнойвыразительности,овладениенормамиречевогоэтик
ета
Предметнаяобласть«Математика».
Учебный предмет: Математика(Математика и информатика)
Овладениеначаламиматематики(понятиемчисла,вычислениями,решением
арифметических задач и др.). Овладение способностьюпользоваться математическими
знаниями при решении соответствующихвозрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измеренияпространства, времени, температуры и др. в различных
видах
практическойдеятельности).
Развитие
способности
использовать
некоторыематематическиезнанияв жизни.
Предметнаяобласть«Естествознание».
Учебныепредметы:Мирприродыичеловека,Природоведение,Биология,География.
Мир природы и человека. Формирование представлений обокружающем мире:
живой
и
неживой
природе,
человеке,
месте
человека
вприроде,взаимосвязяхчеловекаиобществасприродой.Развитиеспособностик
использованию знаний о живой и неживой природе и сформированныхпредставлений о
мире
для
осмысленной
и
самостоятельной
организациибезопаснойжизнивконкретныхприродныхиклиматическихусловиях.
Природоведение.Формирование
элементарных
знаний
о
живой
инеживойприродеивзаимосвязях,существующихмеждуними.Применениеполученных
знаний
в
повседневной
жизни.
Развитие
активности,любознательностииразумнойпредприимчивостивовзаимодействиисмиромжив
ойи неживой природы.
Биология. Формирование элементарных научных представлений окомпонентах
живой
природы:
строении
и
жизни
растений,
животных,организмачеловекаиегоздоровье.Практическоеприменениебиологическихзнани
й: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например,комнатными)
растениями и домашними животными, ухода за своиморганизмом; использование
полученных знаний для решения бытовых,медицинскихи экологическихпроблем.
География.Усвоение элементарных знаний по физической иэкономической
географии
России.
Формирование
элементарныхпредставленийогеографииматериковиокеанов.Расширениегеографическихпр
едставленийо родномкрае.
Предметнаяобласть«Человекиобщество».
Учебныепредметы:Основысоциальнойжизни,Миристории,ИсторияОтечества,Этика,
Обществоведение.
Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания,самостоятельного
ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшемокружении и возможности
более
широкой
жизненной
ориентации,обеспечениябезопасностижизнедеятельности.Усвоениеморальноэтическихнорм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных
ситуациях.Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества

игосударства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении
егосоматического,
физического
и
психического
здоровья,
формированииправильногоукладасемейныхотношений.
Мир
истории.
Формирование
первоначальных
временныхисторическихпредставлений.Установлениепростейшихвзаимосвязеймеждуисто
рическим временем и изменениями, происходящими в предметном мире(миревещей);
жизниотдельногочеловекаи общества.
История Отечества. Формирование представлений о наиболеезначимых
исторических
событиях
в
жизни
нашей
страны,
о
традициях,трудовыхигероическихделахнародов,проживающихнатерриториинашей
Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу инезависимость.
Предметнаяобласть«Искусство».
Учебныепредметы:Рисование,Музыка.
Рисование.
Формирование
умений
и
навыков
изобразительнойдеятельности,ихприменениедлярешенияпрактическихзадач.Развитиехудо
жественного
вкуса:
умения
отличать«красивое»
от«некрасивого»;пониманиекрасотыкакценности;воспитаниепотребностивхудожественно
мтворчестве.
Музыка.Формирование
и
развитие
элементарных
умений
и
навыков,способствующихадекватномувосприятиюмузыкальныхпроизведенийиихисполне
нию.
Развитие
интереса
к
музыкальному
искусству;
формированиепростейшихэстетическихориентиров.
Предметнаяобласть«Физическаякультура».
Учебный предмет: Физическая культура(Адаптивная физическаякультура).Формирование
установки
на
сохранение
и
укрепление
здоровья,навыковздоровогоибезопасногообразажизни;соблюдениеиндивидуальногорежим
а питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту,формирование
потребности в систематических занятиях физическойкультурой и доступных видах
спорта.
Формирование
и
совершенствованиеосновныхдвигательныхкачеств:быстроты,силы,ловкостиидр.
Формирование
умения
следить
за
своим
физическим
состоянием,
величинойфизических
нагрузок,
адекватно
их
дозировать.
Овладение
основамидоступныхвидовспорта(легкой атлетикой, гимнастикой, лыжнойподготовкой и
др.)
в
соответствии
с
возрастными
и
психофизическимиособенностямиобучающихся.Коррекциянедостатковпознавательнойсфе
рыи
психомоторного
развития;
развитие
и
совершенствование
волевой
сферы.Воспитаниенравственныхкачествисвойствличности.
Предметнаяобласть«Технология».
Учебныепредметы:Профильныйтруд.
Ручнойтруд.Овладениеэлементарнымиприемамиручноготруда,общетрудовыми
умениями и навыками, развитие самостоятельности,положительной мотивации к трудовой
деятельности. Получениепервоначальных представлений о значении труда в жизни
человека иобщества,омирепрофессийиважностивыборадоступнойпрофессии.
Профильныйтруд.Формированиетрудовыхумений,необходимыхвразных жизненных
сферах. Формирование умения адекватно применятьдоступные технологии и освоенные
трудовые навыки для полноценнойкоммуникации, социального и трудового
взаимодействия. Приобретениенавыков самостоятельной работы и в коллективе,
воспитание чувстватоварищества,сотрудничестваи взаимопомощи.
Обязательнымэлементомструктурыучебногопланаявляется
«Коррекционноразвивающаяобласть»,котораяпредставленакоррекционнымизанятиями(логопедическими
ипсихокоррекционными).
Основныезадачиреализациисодержания:

Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видовустной речи
(разговорно-диалогической,
описательно-повествовательной)
наосновеобогащениязнанийобокружающейдействительности.Обогащениеиразвитие
словаря, уточнение значения слова, развитие лексическойсистемности, формирование
семантических
полей.
Развитие
исовершенствованиеграмматическогострояречи.Развитиесвязнойречи.
Коррекциянедостатковписьменнойречи(чтенияиписьма).
Психокоррекционные занятия.Формирование учебной мотивации,стимуляция
сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальныхпроцессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния, формированиепозитивного отношения к своему«Я»,
повышение уверенности в себе,развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитиеспособности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видоввзаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социальногостатусаребенкавколлективе,формированиеиразвитиенавыковсоциальногопове
дения.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений,включены
курсы:«Основыбезопасностижизнедеятельности»,«Мирмузыки»,«Изобразительноеискусст
во». Выбор курсовосуществляется исходя из психофизических особенностей
обучающихся сумственнойотсталостью,индивидуальнойпрограммыреабилитации.
Коррекционно-развивающая область представлена курсами: ритмика,коррекционноразвивающиезанятия(логопедические ипсихокоррекционные). Время, отведенное на
реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимальнодопустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении
объемовфинансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится
до6часоввнеделю.Выборкурсовдляиндивидуальныхиподгрупповыхзанятийосуществляетс
я исходя из психофизических особенностей обучающихся сумственной отсталостью на
основании
заключения
психолого-педагогическоймедикосоциальнойкомиссииииндивидуальнойпрограммыреабилитации.
Индивидуальныезанятияпроводятсявтечениеучебногодняивовнеклассное время.
Сроки освоения АООП ОО обучающимися с легкой умственнойотсталостью с
интеллектуальныминарушениямисоставляют5лет;
наоснованиизаключенийПМПКсрокимогутбытьувеличены.
Срок
освоения
АООП
обучающимися
с
умственной
отсталостью(интеллектуальныминарушениями)9-13лет.

Учебный план
(количество часов в неделю)
Предметные
области

Учебныепредметы

Обязательная часть
Язык и
Русский язык
речевая
Чтение (литературное чтение)
практика
Математика
Математика
Информатика
Естествознание
Природоведение

Человек и
общество

Искусство
Физическая
культура

Биология
География
Основы социальной жизни
Мир истории
ИсторияОтечества
Этика
Музыка
Рисование
Физическая
культура (адаптивная физическая
культура)
Профильный труд

Количествочасоввнед
елю
7
8
9

Всего

4

4

4

12

4

4

4

12

4
1

3
1

3
1

10
3

2
2

2
2

2
2

6
6

2

2

2

6

2

2
1

2
1

6
2

2

2

2

6

4
27

4
27

12
81

1

1

3
1
1

28

28

86

3
1
2
31
34
1054

3
1
2
31
34
1054

9
3
6
95
34
3230

Технологии
4
Итого
27
Часть,формируемая участникамиобразовательныхотношений
Основы безопасности жизнедеятельности
1
Изобразительное искусство
1
Мир музыки
1
Нагрузка
при 5-невной
30
учебнойнеделе
Коррекционно-развивающая область
3
Логопедические занятия
1
Психокоррекционные занятия
2
Итого недельная нагрузка
33
Количество учебных недель
34
Итого часов в год
1122

Учебный план
(количество часов в год)
Предметные
области

Учебныепредметы

Всего
5

6

7

8

9

Русский язык
Чтение (литературное
чтение)
Речевая практика
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Основы социальной
жизни
Миристории
ИсторияОтечества
Этика
Музыка
Рисование
Физическая
культура (адаптивная
физическая культура)
Профильный труд

136
136

136
136

136
136

136
136

136
136

680
680

136

136

136
34

102
34

102
34

68

34
68
68
68

68
68
68

68
68
68

612
102
102
204
238
272

68

68
68

68
68

Итого
Часть,формируемая
участникамиобразовательныхотношений
Основы безопасности жизнедеятельности
Изобразительное искусство
Мир музыки
Внеклассное чтение
Нагрузка
при 5дневной
учебнойнеделе
Коррекционно-развивающая
область

Обязательная часть
Язык и
речевая
практика
Математика
Естествознание
Человеки
общество

Искусство
Физическая
культура
Технологии

34

34
34
68

34
68

68
204
136
34
68

68

68

68

68

68

340

136

136

136

136

136

680

816

782

918

952

952

4420

17

17
34
34
17

34
34
34

34

34

136
68
68
17

833

884

1020

986

986

4709

136

136

136

136

136

680

Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Всего

68
68
969

68
68
1020

68
68
1156

68
68
1122

68
68
1122

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

710858474967985478426001373498448859431888587293
Цепилова Наталья Викторовна
С 22.09.2022 по 22.09.2023

640
640
5389


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».