Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ №17» (утверждено приказом от 30.08.2023) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Театральная студия «Сюрприз»» основное общее образование (5 класс) Пояснительная записка Театр — это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе – эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр – симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Актуальность данного курса заключается в следующем: идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Рабочая программа курса «Театральная студия «Сюрприз»» разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17». Цель изучения курса: Цель курса - обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности. Задачи курса: - знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический и т.д.) - поэтапное освоение детьми различных видов творчества; 2 - совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях. - развитие речевой культуры; - развитие эстетического вкуса. -воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других Описание курса внеурочной деятельности: Рабочая программа рассчитана в 5 классе на 34 часа в год (1 час в неделю. Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем. Курс изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями и творческими выступлениями. Планируемые образовательные результаты личностные результаты — потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; — целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; — этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; — осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: — понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; — планировать свои действия на отдельных этапах работы; — осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; — анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: — пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; — понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; — проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: 3 — включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность — работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; — обращаться за помощью; — формулировать свои затруднения; — предлагать помощь и сотрудничество; — слушать собеседника; — договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; — формулировать собственное мнение и позицию; — осуществлять взаимный контроль; — адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты — читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; — выразительному чтению; — различать произведения по жанру; — развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; — видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; — сочинять этюды по сказкам; — умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) Содержание курса внеурочной деятельности 5 класс – 1 год обучения Раздел 1 (1 час) Вводное занятие Теория: правила техники безопасности при работе в классе, на выездных занятиях и экскурсиях. Содержание, цели и задачи программы. Знакомство с понятиями «Театр», «Актёр», «Спектакль». Практика: Знакомство с коллективом, знакомство с основными тезисами программы, выбор направления работы школьного театра. Раздел 2 (5 часов) Театральная игра Теория: обучение детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; Практика: выполнение упражнений на развитие способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей 4 Раздел 3 (6 часов) Ритмопластика Теория: развитие умения произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Практика: выполнение комплексных ритмических, музыкальных пластических игр и упражнений. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». Раздел 4 (6 часов) Культура и техника речи Теория: развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции Практика: выполнение игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, проговаривание скороговорок для улучшения работы речевого аппарата. Раздел 5 ( 5 часов) Основы театральной культуры. Теория: знакомство детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства. Практика: знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Раздел 6 ( 10 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) Теория: обучение детей сочинять этюды по сказкам, басням. Практика: знакомство с пьесами, сказками, работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Раздел 7 (1 час) Итоговое занятие. Подведение итогов работы школьного театра за год Практика: Анализ проведённой работы, выявление удачных и неудачных моментов работы школьного театра в конкретном учебном году. 5 Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» 5 класс № п/п Тема (раздел) Количество часов Основное содержание Форма проведения занятий 1.Введение 1 1. Содержание, цели и задачи программы. Знакомство с понятиями «Театр», «Актёр», «Спектакль». Теория: правила техники безопасности при работе в классе, на выездных занятиях и экскурсиях. Содержание, цели и задачи программы. Знакомство с понятиями «Театр», Рассказ, беседа, «Актёр», «Спектакль». групповая Практика: Знакомство с коллективом, работа. знакомство с основными тезисами программы, выбор направления работы школьного театра. 2. Театральная игра 2 3 Обучение детей базовым упражнениям 3 для ориентировки в пространстве и для построения диалога Выполнение упражнений 2 Теория: обучение детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; Практика: выполнение упражнений на развитие способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно- Лекция, групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. Практическая работа. Использование ЭОР эстетические качества. 3. Ритмопластика 4 5 Развитие у ребёнка пластики, воображения. Выполнение комплексных упражнений 3 3 Теория: развивать умение у ребёнка произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Лекция, моделирование ситуаций, групповая работа, работа в Практика: выполнение комплексных парах. ритмических, музыкальных пластических игр Практическая и упражнений, обеспечивающих развитие работа. естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущениягармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма». 4. Культура и техника речи 6 7 Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, связной образной речи, творческой фантазии Выполнение игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата Культура и техника речи 3 3 Теория: развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации, связной образной речи, творческой фантазии; обучение детей сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный Лекция, групповая работа, работа в парах. Практическая работа. https://pelikan.imcpr.spb.ru/?page_id=1589&ysclid= lbxy386uti828105356 7 запас. Практика: выполнение игр и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, проговаривание скороговорок для улучшения работыречевого аппарата. 5. Основы театральной культуры 8 9 Изучение театральной терминологии и основных видов театрального искусства Изучение теоритической базы театральной деятельности Теория: знакомство детей с театральной 2 3 терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре. Практика: знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Лекция, групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа. https://www.htvs.ru/institute/tsentr -nauki-i-metodologii/teatralnyepostanovki- 6. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) 10 Обучение детей сочинять этюды по сказкам, басням 5 11 5 Работа над спектаклем, создание небольших этюдов Теория: обучение детей сочинять этюды по сказкам, басням, навыков действий с воображаемыми предметами; обучение находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом; развитие умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнение словарного запаса. Работа в парах. Групповая работа. https://pelikan.imcpr.spb.ru/?page_id=1589&ysclid= lbxy386uti828105356 Практика: знакомство с пьесами, сказками, работа над спектаклем – от этюдов к 8 рождению спектакля. 8.Итоговое занятие. Итоговое занятие. Подведение итогов работы школьного театра за год 12 Анализ проведённой работы, выявление удачных и неудачных моментов работы школьного театра в конкретном учебном году. итого часов за год: Практика: Анализ проведённой работы, выявление удачных и неудачных моментов работы школьного театра в конкретном учебном году. 1 Круглый стол 34 Учет рабочей программы воспитания С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№17» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; 9 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрестиопыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока. 10 Учебно-методическое обеспечение процессаПрограммное обеспечение образовательного - Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) https://fgosreestr.ru/. Методические материалы для учителя Название пособия От «Гамлета» до «Чайки». Настольная книгапрактикум по актерскому мастерству Автор, издательство, год Б.Пэнет. Издат-во Бомбора, 2021 г. 448 с. Методическое пособие для педагога: «Театральная игра и её практическое применение на занятиях театральных объединений» Т.Г. Орлова. – Байкальск, 2016 г. Учебно-методическое пособие «Театральное искусство в школе» Н.И. Касьян. – Орёл, 2006г. 34 с. Обязательные учебные материалы для ученика От «Гамлета» до «Чайки». Настольная книга-практикум по актерскому мастерству Б.Пэнет. Издат-во Бомбора, 2021 г. 448 с. Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет Название ЭОР Сборник пьес для школьного театра Взаимодействие жестов, мимики и речи в театрализованной деятельности дошкольников Активная ссылка на ЭОР (если ресурсы сети Интернет) https://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/teatralnye-postanovki- https://pelikan.imcpr.spb.ru/?page_id=1589&ysclid=lbxy386uti828105356 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Учебное оборудование Перечень учебного оборудования количество Рабочее место учителя (компьютер, подключенный к сети Интернет) 1 Проекционное оборудование (проектор) 1 Индивидуальные компьютеры учащихся 0 Множительная техника 1 Стенды для постоянных и временных экспозиций 0