РП ВД_Театральная студия Сюрприз_5_класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ «СОШ №17»
(утверждено приказом от 30.08.2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Театральная студия «Сюрприз»»
основное общее образование
(5 класс)

Пояснительная записка
Театр — это волшебный мир искусства, где нужны самые разные
способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с
детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с
помощью выразительных средств театрального искусства таких как,
интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с
содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей
воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события,
взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра
способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов
детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,
танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно
способствует расширению культурного диапазона учеников и учителей,
повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность,
синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе
– эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр –
симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом.
Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем,
музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и
рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и
исполнительскую культуру.
Актуальность данного курса заключается в следующем: идея
использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать
личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства
ритма, пластики движений.
Рабочая программа курса «Театральная студия «Сюрприз»» разработана в
соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с
учётом Рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17».
Цель изучения курса:
Цель курса - обеспечение
эстетического,
интеллектуального,
нравственного
развития
воспитанников.
Воспитание
творческой
индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству
театра и актерской деятельности.
Задачи курса:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный,
драматический и т.д.)
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества;
2

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и
воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в
заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие
качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других
Описание курса внеурочной деятельности:
Рабочая программа рассчитана в 5 классе на 34 часа в год (1 час в
неделю. Особенностью программы является её вариативность: возможность
свободно планировать и изменять порядок изучения тем. Курс изучается с
учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний,
подкрепленных практическими занятиями и творческими выступлениями.
Планируемые образовательные результаты
личностные результаты
— потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
— целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
— этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
— осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
— понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
— планировать свои действия на отдельных этапах работы;
— осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
— анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
— пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
— понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
— проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Коммуникативные УУД:

3

— включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
— работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от
собственных;
— обращаться за помощью;
— формулировать свои затруднения;
— предлагать помощь и сотрудничество;
— слушать собеседника;
— договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— осуществлять взаимный контроль;
— адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
— читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
— выразительному чтению;
— различать произведения по жанру;
— развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
— видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
— сочинять этюды по сказкам;
— умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение)

Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс – 1 год обучения
Раздел 1 (1 час)
Вводное занятие
Теория: правила техники безопасности при работе в классе, на выездных
занятиях и экскурсиях. Содержание, цели и задачи программы. Знакомство с
понятиями «Театр», «Актёр», «Спектакль».
Практика: Знакомство с коллективом, знакомство с основными тезисами
программы, выбор направления работы школьного театра.
Раздел 2 (5 часов)
Театральная игра
Теория: обучение детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
Практика: выполнение упражнений на развитие способности произвольно
напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев
спектаклей
4

Раздел 3 (6 часов)
Ритмопластика
Теория: развитие умения произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Практика:
выполнение
комплексных
ритмических,
музыкальных
пластических игр и упражнений. Упражнения «Зеркало», «Зонтик»,
«Пальма».
Раздел 4 (6 часов)
Культура и техника речи
Теория: развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, четкой дикции
Практика: выполнение игр и упражнений, направленных на развитие дыхания
и свободы речевого аппарата, проговаривание скороговорок для улучшения
работы речевого аппарата.
Раздел 5 ( 5 часов)
Основы театральной культуры.
Теория: знакомство детей с театральной терминологией; с основными видами
театрального искусства.
Практика: знакомство с элементарными понятиями, профессиональной
терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства;
виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура
зрителя).
Раздел 6 ( 10 часов)
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)
Теория: обучение детей сочинять этюды по сказкам, басням.
Практика: знакомство с пьесами, сказками, работа над спектаклем – от
этюдов к рождению спектакля.
Раздел 7 (1 час)
Итоговое занятие. Подведение итогов работы школьного театра за год
Практика: Анализ проведённой работы, выявление удачных и неудачных
моментов работы школьного театра в конкретном учебном году.

5

Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности «Школьный медиацентр» 5 класс
№ п/п

Тема (раздел)

Количество
часов

Основное содержание

Форма
проведения
занятий

1.Введение
1

1.

Содержание, цели и задачи
программы. Знакомство с понятиями
«Театр», «Актёр», «Спектакль».

Теория: правила техники безопасности при
работе в классе, на выездных занятиях и
экскурсиях. Содержание, цели и задачи
программы. Знакомство с понятиями «Театр», Рассказ, беседа,
«Актёр», «Спектакль».
групповая
Практика: Знакомство с коллективом, работа.
знакомство
с
основными
тезисами
программы, выбор направления работы
школьного театра.

2. Театральная игра
2

3

Обучение детей базовым упражнениям
3
для ориентировки в пространстве и
для построения диалога

Выполнение упражнений

2

Теория: обучение детей ориентироваться
в пространстве, равномерно размещаться
на площадке, строить диалог с партнером
на заданную тему;
Практика: выполнение
упражнений на развитие
способности произвольно
напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев
спектаклей; развивать зрительное,
слуховое внимание, память,
наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству; упражнять в
четком произношении слов, отрабатывать
дикцию; воспитывать нравственно-

Лекция,
групповая
работа, работа в
парах,
индивидуальная
работа.
Практическая
работа.

Использование ЭОР

эстетические качества.

3. Ритмопластика
4

5

Развитие у ребёнка пластики,
воображения.

Выполнение комплексных
упражнений

3

3

Теория: развивать умение у ребёнка
произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать
согласованно,
включаясь
в
действие
одновременно или последовательно; развивать
координацию движений; учить запоминать
заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в
любую воображаемую ситуацию; учить
создавать образы животных с помощью
выразительных пластических движений.

Лекция,
моделирование
ситуаций,
групповая
работа, работа в
Практика:
выполнение
комплексных парах.
ритмических, музыкальных пластических игр Практическая
и упражнений, обеспечивающих развитие работа.
естественных психомоторных способностей
детей,
свободы
и
выразительности
телодвижении; обретение ощущениягармонии
своего тела с окружающим миром.
Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

4. Культура и техника речи

6

7

Развитие речевого дыхания и
правильной артикуляции, четкой
дикции, разнообразной интонации,
связной образной речи, творческой
фантазии

Выполнение игр и упражнений,
направленных на развитие дыхания и
свободы речевого аппарата

Культура и техника речи

3

3

Теория: развитие речевого дыхания и
правильной артикуляции, четкой дикции,
разнообразной интонации, связной образной
речи, творческой фантазии; обучение детей
сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить
скороговорки и стихи; тренировать четкое
произношение согласных в конце слова;
пользоваться интонациями, выражающими
основные чувства; пополнять словарный

Лекция,
групповая
работа, работа
в парах.
Практическая
работа.

https://pelikan.imcpr.spb.ru/?page_id=1589&ysclid=
lbxy386uti828105356

7

запас.
Практика: выполнение игр и упражнений,
направленных на развитие дыхания и свободы
речевого
аппарата,
проговаривание
скороговорок для улучшения работыречевого
аппарата.

5. Основы театральной культуры
8

9

Изучение театральной терминологии и
основных видов театрального
искусства

Изучение теоритической базы
театральной деятельности

Теория: знакомство детей с театральной
2

3

терминологией; с основными видами
театрального искусства; воспитывать
культуру поведения в театре.
Практика: знакомство с элементарными
понятиями, профессиональной
терминологией театрального искусства
особенности театрального искусства; виды
театрального искусства, основы актерского
мастерства; культура зрителя).

Лекция,
групповая
работа, работа в
парах,
индивидуальная
работа.

https://www.htvs.ru/institute/tsentr
-nauki-i-metodologii/teatralnyepostanovki-

6. Работа над спектаклем (пьесой, сказкой)
10

Обучение детей сочинять этюды по
сказкам, басням

5

11
5
Работа над спектаклем, создание
небольших этюдов

Теория: обучение детей сочинять этюды по
сказкам, басням, навыков действий с
воображаемыми предметами; обучение
находить ключевые слова в отдельных фразах
и предложениях и выделение их голосом;
развитие умения пользоваться интонациями,
выражающими разнообразные
эмоциональные состояния (грустно,
радостно, сердито, удивительно, восхищенно,
жалобно, презрительно, осуждающе,
таинственно и т.д.); пополнение словарного
запаса.

Работа в парах.
Групповая
работа.

https://pelikan.imcpr.spb.ru/?page_id=1589&ysclid=
lbxy386uti828105356

Практика: знакомство с пьесами, сказками,
работа над спектаклем – от этюдов к
8

рождению спектакля.

8.Итоговое занятие. Итоговое занятие. Подведение итогов работы школьного театра за год

12

Анализ проведённой работы,
выявление удачных и неудачных
моментов работы школьного театра в
конкретном учебном году.

итого часов за год:

Практика: Анализ проведённой работы,
выявление удачных и неудачных моментов
работы школьного театра в конкретном
учебном году.

1

Круглый стол

34

Учет рабочей программы воспитания
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ№17» (модуль «Школьный урок») воспитательный
потенциал урока реализуется через:
 установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному
восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их
работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
9

 использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям
примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через
подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих
познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрестиопыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной
атмосферы во время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками,
дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими
индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных
идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет самостоятельно
в соответствии с целями и задачами урока.

10

Учебно-методическое
обеспечение
процессаПрограммное обеспечение

образовательного

- Примерная программа воспитания (одобрена решением
федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) https://fgosreestr.ru/.
Методические материалы для учителя
Название пособия
От «Гамлета» до «Чайки». Настольная книгапрактикум по актерскому мастерству

Автор, издательство, год
Б.Пэнет. Издат-во Бомбора, 2021 г.
448 с.

Методическое пособие для педагога: «Театральная
игра и её практическое применение на занятиях
театральных объединений»

Т.Г. Орлова. – Байкальск, 2016 г.

Учебно-методическое пособие «Театральное
искусство в школе»

Н.И. Касьян. – Орёл, 2006г. 34 с.

Обязательные учебные материалы для ученика
От «Гамлета» до «Чайки». Настольная книга-практикум по актерскому
мастерству Б.Пэнет. Издат-во Бомбора, 2021 г. 448
с.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
Название ЭОР
Сборник пьес для
школьного театра
Взаимодействие
жестов, мимики и
речи в
театрализованной
деятельности
дошкольников

Активная ссылка на ЭОР (если ресурсы сети Интернет)
https://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/teatralnye-postanovki-

https://pelikan.imcpr.spb.ru/?page_id=1589&ysclid=lbxy386uti828105356

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебное оборудование
Перечень учебного оборудования

количество

Рабочее место учителя (компьютер, подключенный к сети Интернет)

1

Проекционное оборудование (проектор)

1

Индивидуальные компьютеры учащихся

0

Множительная техника

1

Стенды для постоянных и временных экспозиций

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».