РП_Дизайн и оформление текстильных изделий_10-11 кл.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ «СОШ №17»
(утверждено приказом от 30.08.2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Дизайн и оформление текстильных изделий»
среднее общее образование
(10–11 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного курса по технологии для учащихся 10–11 классов
общеобразовательных школ «Дизайн и оформление текстильных изделий».
Программа курса рассчитана на 34 часа и предусматривает обучение учащихся в
учебных кабинетах по технологии, где учащиеся последовательно ознакомятся с
дизайном и оформлением текстильных изделий и освоят первоначальные приемы
декоративно-прикладного искусства.
Курс технологии «Дизайн и оформление
текстильных изделий» позволит
школьникам осуществить профессиональные пробы и с ориентироваться по выбору
профессии, овладеть безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами,
приспособлениями; получить специальные и общетехнические знания и умения в
области технологии обработки текстильных материалов, художественное оформление
швейных изделий, оценить свои потребности и возможности в области дизайна, декора,
обновления текстильных изделий как в интерьере дома так и в одежде, через разработку
эскизов и создания проектов текстильного декора кухни, столовой, зала, спальни, а
также декорирование и обновление одежды различных ассортиментных групп мужской,
женской и детской одежды.
В процессе реализации программы «технологии» осуществляется развитие
технического и художественного мышления учащихся, творческие способности
личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения.
Цель данной программы: Профилирование учащихся общеобразовательных школ
на профессии швейного профиля (швея, портной, закройщик) по средствам изучения
основ прикладного искусства и моделирования.
Формирование и развитие интереса у учащихся к обновлению и декоративному
оформлению одежды через практическое выполнение отделки в одежде, развитие
интереса у учащихся к моделированию одежды через разработку эскизов моделей
одежды и изучение истории костюма, а текстильный дизайн интерьера.
Задачи:
 Ознакомить учащихся со спецификой профессий через самостоятельную
практическую деятельность.
 Формирование первичных знаний по предмету технология «Дизайн и обновление
текстильных изделий».
 Способствовать
формированию
потребности
самостоятельного
выбора
профессионального образования.
 Развитие творческой активности школьников путем демонстрации на занятиях новых
технологий в области обновления и декора одежды и интерьера.
 Активизация интереса учащихся общеобразовательных школ к профессиям
швейного профиля.
 Формирование первичных знаний по предметам «Декоративно-прикладное
искусство в интерьере», «Моделирование текстильных изделий».
 Развитие творческой активности школьников путем демонстрации на занятиях новых
технологий в области текстильного дизайна интерьера и одежды.
В данной программе выделено четыре темы.
Тема 1, на которую отведен 1 час, имеет характер введения в предмет.
В темах с 2 по 3 последовательно рассматриваются варианты текстильного
оформления оконных и дверных проемов, а также текстильное оформление мебели. По
окончанию каждой темы планируется выполнение практической работы по разработке
эскизом текстильного оформления оконных и дверных проёмов, а также текстильное
оформление мебели по предложенным темам с выполнением декоративных аксессуаров.
2

Тема № 4 является заключительной. В ней раскрывается направление моды
текстильного интерьера, а также планируется проектирование и практическое
выполнение творческой работы по созданию текстильного интерьера помещений, что и
будет являться завершающей работой по курсу, которая продемонстрирует степень
заинтересованности в данной профессии.
Показатели к выполнению практических работ:
 Умение разработать эскиз текстильного интерьера помещения в одном стилевом
решении.
 Выбор необходимых материалов по колориту.
 Степень самостоятельности выполнения работы.
 Качество выполненной работы.
 Самооценка.
Рабочая программа рассчитана в 10 классе на 34 часа в год (1 час в неделю), в 11
классе на 34 часа в год (1 час в неделю). Особенностью программы является её
вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем.
Курс изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических
знаний, подкрепленных практическими занятиями и творческими выступлениями.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон
и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии
с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
физическом
самосовершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления
алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

4

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания
и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
1) значение профессионального самоопределения, требования к составлению
личного профессионального плана;
2) правила выбора профессии;
3) понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об
интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также
психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором
профессии;
4) понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоциональноволевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
значение творческого потенциала человека, карьеры.
5) уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями
конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
6) использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой
деятельности;
7) анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим
признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах
хозяйствования в условиях рынка;
8) пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
5

9) иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и
общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности
хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о
рынке труда.
10) использовать полученные знания и умения для самостоятельного анализа
рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального
поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения
самопрезентации.

Приоритетными результатами освоения предметной области «Технология»
являются:
ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества;
владение проектным подходом;
знакомство с жизненным циклом продукта и методами проектирования,
решения изобретательских задач;
знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел,
современных перспективных технологий; освоение их важнейших базовых
элементов;
знакомство с региональным рынком труда и опыт профессионального
самоопределения;
овладение опытом конструирования и проектирования; навыками применения
ИКТ в ходе учебной деятельности;
базовые навыки применения основных видов ручного инструмента (в том числе
электрического) как ресурса для решения технологических задач, в том числе в
быту;
умение использовать технологии программирования, обработки и анализа
больших массивов данных и машинного обучения.

6

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ
Содержание элективных курсов. Техника безопасности при работе в кабинете и
швейной мастерской.
Выбор тканей для текстильного оформления интерьера. Характеристика ткани по
расцветке: ткани компаньоны, ткани контрастные по цвету.
ТЕКСТИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОКОН
Выбор занавесок. Занавески: виды и детали. Портьерные ткани. Изготовление
занавесок. Подшивание занавесок отделочная тесьма.
Занавески без единого шва. Занавески в стиле «кафе». Занавески с завязками, с
пуговицами. Легкие занавески на подкладе. Занавески для окна в нише. Занавески с
ламбрекеном. Гардины и ламбрекены. Тюлевые гардины. Легкие занавески со вставками.
Двусторонний бордюр. Основные виды стежков. Занавески с напуском. Итальянские
занавески. Гирлянды и шлейфы.
Деревянные ламбрекены. Ламбрекены на жесткой основе. Виды карнизов. Отделка
штанги. Плетевые завязи. Бархатные розы. Держатели занавесок.
Разновидности штор из ткани. Роликовые шторы. Шторы с фигурным краем.
Шторы с завязками. Шторы отделанные рюшами. Подбор жалюзи. Окраска жалюзи.
Практическая работа: выполнение эскизов оформления оконных и дверных
проемов на предложенную тему.
ТЕКСТИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МЕБЕЛИ
Накидки на мягкую мебель. Диванные подушки. Оформление кроватей.
Оформление стола и стульев для гостиной комнаты.
Практическая работа: выполнение эскизов текстильного оформления мебели на
предложенную тему.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА
Направления моды текущей и перспективной в интерьере. Модные стили, декор,
модные ткани, другие материалы в интерьере.
Источники информации об изменениях современного интерьера. Методические и
модельно-конструктивные разработки; проекты, журналы, каталоги и др. Понятие стиля
и моды в интерьере. Основные принципы композиция интерьера. Формирование
интерьера.
Практическая работа: выполнение проекта «Текстильный дизайн интерьера».

7

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов по классам:
№
п/п
1

2
3

4

5
6

7

8

9

10
11
12
13

Наименование темы

Введение. Текстильное
оформление окон и
интерьера. История
художественного
декорирование,
моделирования и
оформления одежды
Декорирование одежды:
Вышивка.
Аппликация из различных
тканей (х/б, плащевая,
сукно, драп, шерсть и т. д.)
Отделка аппликацией
изделий тесьмой, кожей,
мехом и шнуром.
Искусственные цветы
Помпоны и кисточки.
Изготовление декоративных
поясов.
Проектирование и
художественное
оформление одежды:
История художественного
оформления и
моделирования одежды.
Художественное
проектирование одежды
различного ассортимента:
обновление, реставрация и
перекрой юбки, брюки.
Текстильное оформление
окон: Стилевое решение
занавесок. Аксессуары для
занавесок
Изготовление и отделка
штор
Текстильное оформление
мебели
Проектирование и
художественное
оформление интерьера
Презентация проекта
Итого:

10 класс
Из них на
Всего
практическое
обучение
1
-

11 класс
Из них на
Всего практическое
обучение
1
-

2

1

2

1

3

2

3

2

2

1

2

1

3
3

2
3

3
3

2
3

2

1

2

1

6

5

6

5

1

-

1

-

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

3

2

2
34

21

2
34

21

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование темы
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Количество часов по классам:
Всего: Из них
Из них на
контрольных
практическое
работ
обучение
Введение. Охрана труда и инструктаж
1
техники безопасности.
Декорирование одежды. Вышивка
2
1
Аппликация
3
2
Отделка изделий тесьмой, кожей и
2
2
мехом
Искусственные цветы
3
2
Проектирование и художественное
2
2
оформление одежды
Презентация проекта
1
1
Текстильное оформление окон:
1
Стилевое решение занавесок.
Аксессуары для занавесок
Изготовление и отделка штор
3
3
Текстильное оформление мебели
3
2
Проектирование и художественное
3
2
оформление интерьера
Защита творческого проекта
1
1
История художественного
1
оформления и моделирования
одежды
Закономерности композиции костюма
1
Зрительные иллюзии в одежде
1
Художественное проектирование
2
2
одежды различного ассортимента
Проектирование одежды
3
3
Презентация проекта
1
1
Итого:

34

9

3

21

УЧЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17» (модуль «Школьный
урок») воспитательный потенциал урока реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель
определяет самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока.

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Технология: Базовый уровень: 10-11 классы: учебник / В.Д.Симоненко,
О.П.Очинин, Н.В.Матяш и др. – 6-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф,
2020.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методическое пособие /
Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко, Л.И.Булавинцева. – 2-е изд., перераб. – М.:
Вентана-Граф, 2019.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://uchebnik.mos.ru/catalogue?class_level_ids=10,11&subject_program_ids=
31937348,31937220
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
компьютер,
ноутбук,
проектор,
швейная машина с электроприводом
ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
1. Эскизы текстильного оформления интерьера.
2. Схемы конструкций штор различного вида.
3. Технологические карты по сборке штор, покрывал и накидок на
мебель.
4. Наглядное представление уроков в PowerPoint.
5. Тестовые задания.
6. Карточки задания.
7. Методические рекомендации по выполнению практических и
проектных работ.

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».