Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ №17» (утверждено приказом от 30.08.2023) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Дизайн и оформление текстильных изделий» среднее общее образование (10–11 класс) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного курса по технологии для учащихся 10–11 классов общеобразовательных школ «Дизайн и оформление текстильных изделий». Программа курса рассчитана на 34 часа и предусматривает обучение учащихся в учебных кабинетах по технологии, где учащиеся последовательно ознакомятся с дизайном и оформлением текстильных изделий и освоят первоначальные приемы декоративно-прикладного искусства. Курс технологии «Дизайн и оформление текстильных изделий» позволит школьникам осуществить профессиональные пробы и с ориентироваться по выбору профессии, овладеть безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, приспособлениями; получить специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки текстильных материалов, художественное оформление швейных изделий, оценить свои потребности и возможности в области дизайна, декора, обновления текстильных изделий как в интерьере дома так и в одежде, через разработку эскизов и создания проектов текстильного декора кухни, столовой, зала, спальни, а также декорирование и обновление одежды различных ассортиментных групп мужской, женской и детской одежды. В процессе реализации программы «технологии» осуществляется развитие технического и художественного мышления учащихся, творческие способности личности, формируются экологическое мировоззрение, навыки делового общения. Цель данной программы: Профилирование учащихся общеобразовательных школ на профессии швейного профиля (швея, портной, закройщик) по средствам изучения основ прикладного искусства и моделирования. Формирование и развитие интереса у учащихся к обновлению и декоративному оформлению одежды через практическое выполнение отделки в одежде, развитие интереса у учащихся к моделированию одежды через разработку эскизов моделей одежды и изучение истории костюма, а текстильный дизайн интерьера. Задачи: Ознакомить учащихся со спецификой профессий через самостоятельную практическую деятельность. Формирование первичных знаний по предмету технология «Дизайн и обновление текстильных изделий». Способствовать формированию потребности самостоятельного выбора профессионального образования. Развитие творческой активности школьников путем демонстрации на занятиях новых технологий в области обновления и декора одежды и интерьера. Активизация интереса учащихся общеобразовательных школ к профессиям швейного профиля. Формирование первичных знаний по предметам «Декоративно-прикладное искусство в интерьере», «Моделирование текстильных изделий». Развитие творческой активности школьников путем демонстрации на занятиях новых технологий в области текстильного дизайна интерьера и одежды. В данной программе выделено четыре темы. Тема 1, на которую отведен 1 час, имеет характер введения в предмет. В темах с 2 по 3 последовательно рассматриваются варианты текстильного оформления оконных и дверных проемов, а также текстильное оформление мебели. По окончанию каждой темы планируется выполнение практической работы по разработке эскизом текстильного оформления оконных и дверных проёмов, а также текстильное оформление мебели по предложенным темам с выполнением декоративных аксессуаров. 2 Тема № 4 является заключительной. В ней раскрывается направление моды текстильного интерьера, а также планируется проектирование и практическое выполнение творческой работы по созданию текстильного интерьера помещений, что и будет являться завершающей работой по курсу, которая продемонстрирует степень заинтересованности в данной профессии. Показатели к выполнению практических работ: Умение разработать эскиз текстильного интерьера помещения в одном стилевом решении. Выбор необходимых материалов по колориту. Степень самостоятельности выполнения работы. Качество выполненной работы. Самооценка. Рабочая программа рассчитана в 10 классе на 34 часа в год (1 час в неделю), в 11 классе на 34 часа в год (1 час в неделю). Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем. Курс изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями и творческими выступлениями. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. 4 Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты: 1) значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; 2) правила выбора профессии; 3) понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; 4) понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоциональноволевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры. 5) уметь соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; 6) использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; 7) анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; 8) пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. 5 9) иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда. 10) использовать полученные знания и умения для самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации. Приоритетными результатами освоения предметной области «Технология» являются: ответственное отношение к труду и навыки сотрудничества; владение проектным подходом; знакомство с жизненным циклом продукта и методами проектирования, решения изобретательских задач; знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий; освоение их важнейших базовых элементов; знакомство с региональным рынком труда и опыт профессионального самоопределения; овладение опытом конструирования и проектирования; навыками применения ИКТ в ходе учебной деятельности; базовые навыки применения основных видов ручного инструмента (в том числе электрического) как ресурса для решения технологических задач, в том числе в быту; умение использовать технологии программирования, обработки и анализа больших массивов данных и машинного обучения. 6 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВВЕДЕНИЕ Содержание элективных курсов. Техника безопасности при работе в кабинете и швейной мастерской. Выбор тканей для текстильного оформления интерьера. Характеристика ткани по расцветке: ткани компаньоны, ткани контрастные по цвету. ТЕКСТИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОКОН Выбор занавесок. Занавески: виды и детали. Портьерные ткани. Изготовление занавесок. Подшивание занавесок отделочная тесьма. Занавески без единого шва. Занавески в стиле «кафе». Занавески с завязками, с пуговицами. Легкие занавески на подкладе. Занавески для окна в нише. Занавески с ламбрекеном. Гардины и ламбрекены. Тюлевые гардины. Легкие занавески со вставками. Двусторонний бордюр. Основные виды стежков. Занавески с напуском. Итальянские занавески. Гирлянды и шлейфы. Деревянные ламбрекены. Ламбрекены на жесткой основе. Виды карнизов. Отделка штанги. Плетевые завязи. Бархатные розы. Держатели занавесок. Разновидности штор из ткани. Роликовые шторы. Шторы с фигурным краем. Шторы с завязками. Шторы отделанные рюшами. Подбор жалюзи. Окраска жалюзи. Практическая работа: выполнение эскизов оформления оконных и дверных проемов на предложенную тему. ТЕКСТИЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МЕБЕЛИ Накидки на мягкую мебель. Диванные подушки. Оформление кроватей. Оформление стола и стульев для гостиной комнаты. Практическая работа: выполнение эскизов текстильного оформления мебели на предложенную тему. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА Направления моды текущей и перспективной в интерьере. Модные стили, декор, модные ткани, другие материалы в интерьере. Источники информации об изменениях современного интерьера. Методические и модельно-конструктивные разработки; проекты, журналы, каталоги и др. Понятие стиля и моды в интерьере. Основные принципы композиция интерьера. Формирование интерьера. Практическая работа: выполнение проекта «Текстильный дизайн интерьера». 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов по классам: № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Наименование темы Введение. Текстильное оформление окон и интерьера. История художественного декорирование, моделирования и оформления одежды Декорирование одежды: Вышивка. Аппликация из различных тканей (х/б, плащевая, сукно, драп, шерсть и т. д.) Отделка аппликацией изделий тесьмой, кожей, мехом и шнуром. Искусственные цветы Помпоны и кисточки. Изготовление декоративных поясов. Проектирование и художественное оформление одежды: История художественного оформления и моделирования одежды. Художественное проектирование одежды различного ассортимента: обновление, реставрация и перекрой юбки, брюки. Текстильное оформление окон: Стилевое решение занавесок. Аксессуары для занавесок Изготовление и отделка штор Текстильное оформление мебели Проектирование и художественное оформление интерьера Презентация проекта Итого: 10 класс Из них на Всего практическое обучение 1 - 11 класс Из них на Всего практическое обучение 1 - 2 1 2 1 3 2 3 2 2 1 2 1 3 3 2 3 3 3 2 3 2 1 2 1 6 5 6 5 1 - 1 - 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 2 2 34 21 2 34 21 8 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование темы п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Количество часов по классам: Всего: Из них Из них на контрольных практическое работ обучение Введение. Охрана труда и инструктаж 1 техники безопасности. Декорирование одежды. Вышивка 2 1 Аппликация 3 2 Отделка изделий тесьмой, кожей и 2 2 мехом Искусственные цветы 3 2 Проектирование и художественное 2 2 оформление одежды Презентация проекта 1 1 Текстильное оформление окон: 1 Стилевое решение занавесок. Аксессуары для занавесок Изготовление и отделка штор 3 3 Текстильное оформление мебели 3 2 Проектирование и художественное 3 2 оформление интерьера Защита творческого проекта 1 1 История художественного 1 оформления и моделирования одежды Закономерности композиции костюма 1 Зрительные иллюзии в одежде 1 Художественное проектирование 2 2 одежды различного ассортимента Проектирование одежды 3 3 Презентация проекта 1 1 Итого: 34 9 3 21 УЧЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока. 10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Технология: Базовый уровень: 10-11 классы: учебник / В.Д.Симоненко, О.П.Очинин, Н.В.Матяш и др. – 6-е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2020. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Технология: 10-11 классы: базовый уровень: методическое пособие / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко, Л.И.Булавинцева. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2019. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://uchebnik.mos.ru/catalogue?class_level_ids=10,11&subject_program_ids= 31937348,31937220 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ компьютер, ноутбук, проектор, швейная машина с электроприводом ПЕРЕЧЕНЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 1. Эскизы текстильного оформления интерьера. 2. Схемы конструкций штор различного вида. 3. Технологические карты по сборке штор, покрывал и накидок на мебель. 4. Наглядное представление уроков в PowerPoint. 5. Тестовые задания. 6. Карточки задания. 7. Методические рекомендации по выполнению практических и проектных работ. 11