РП_география_8-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования
(утверждено приказом от 30.08.2023 №99/2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
основное общее образование
(5-9 классы)

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и
успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных,
культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих еѐ народов, определяющей общность
их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и еѐ крупных районов и стран, о России
как субъекте мирового географического пространства, еѐ месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных
проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
10)осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи;
11)развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТкомпетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
1) формирование представлений о географической науке, еѐ роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе
задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания
своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нѐм;

3) формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и
во времени, об основных этапах еѐ географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и
качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе еѐ экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного
общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков
безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
Выпускник научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практикоориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их
положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую
информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек

Выпускник научится:
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе
известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами,
процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра,
абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения
концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией.
Население Земли
Выпускник научится:
• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных
регионов и стран;
• сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;
• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических
различий;
• проводить расчѐты демографических показателей;
• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.
Выпускник получит возможность научиться:
• приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и
геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;
• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.
Материки, океаны и страны
Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных
регионов и стран;
• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, происходящих в географической оболочке;
• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;
• оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;
• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими
факторами.
Особенности географического положения России
Выпускник научится:
• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической
зоной России;
• оценивать воздействие географического положения России и е. отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;
• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по
определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими,
геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России
Выпускник научится:
• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;
• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
• оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Население России
Выпускник научится:
• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;
• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по
территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и е. отдельных регионов;
• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных
демографических и социальных процессов или закономерностей;
• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и
сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной
структуры, развитии человеческого капитала;
• оценивать ситуацию на рынке труда и е. динамику.
Хозяйство России
Выпускник научится:
• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практикоориентированных задач в контексте реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной
структуры хозяйства страны;
• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Районы России
Выпускник научится:

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;
• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и
процессов.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства
географических районов и их частей;
• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических
явлений и процессов на территории России.
Россия в современном мире
Выпускник научится:
• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми
показателями и показателями других стран;
• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Выпускник получит возможность научиться:
• выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

2.Содержание учебного курса «География»
Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических
карт. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко
Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные
путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России),
Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших
впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для
географической науки. Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной
оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на
периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и
ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб.
Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение
азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности.
Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации.
Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы.
Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических
координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Природа Земли.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на
Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной
поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и
изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты
равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной
высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин
Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана
– температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения. Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные
части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя
мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его
графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической
широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра.

Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и
прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка
результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты
местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения
растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу.
Охрана природы.
Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение
географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные
комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные
зоны Земли.
Человечество на Земле.
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.
Освоение Земли человеком.
Что изучают в курсе географии материков и океанов? Методы географических исследований и источники географической информации.
Разнообразие современных карт. Важнейшие географические открытия и путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы,
идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона). Важнейшие географические открытия и путешествия в
эпоху Средневековья (норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес,
Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А.
Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо-Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов-ТяньШанский, Н.М. Пржевальский.
А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский,
А.В. Елисеев, экспедиция на корабле “Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).
Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф.
Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).
Описание и нанесение на контурную карту географических объектов одного из изученных маршрутов.
Главные закономерности природы Земли.
Литосфера и рельеф Земли. История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли. Строение земной коры. Типы
земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
Атмосфера и климаты Земли. Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на
климатических картах. Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли.
Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние

современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли. Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической
широты, абсолютной высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной
высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др. показателей).
Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения.
Система океанических течений. Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Атлантический океан.
Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и
его отличительные особенности. Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.
Географическая оболочка. Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности
целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность. Природные зоны Земли (выявление по картам
зональности в природе материков). Высотная поясность.
Характеристика материков Земли.
Южные материки. Особенности южных материков Земли.
Африка. Географическое положение Африки и история исследования. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды.
Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Природные зоны Африки. Эндемики. Определение
причин природного разнообразия материка. Население Африки, политическая карта.
Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций,
современный район добычи нефти и газа).
Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных,
эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).
Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и
древних государств).
собенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой
страной континента (ЮАР)).
Австралия и Океания. Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.
Австралийский Союз (географический уникум – страна-материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран
мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий,
слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп:
Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими
жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).
Южная Америка. Географическое положение, история исследования и особенности рельефа материка. Климат и внутренние воды. Южная
Америка – самый влажный материк. Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы. Население Южной

Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения). Страны востока и запада материка (особенности
образа жизни населения и хозяйственной деятельности).
Антарктида. Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими
оазисами). Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и
разработки в Антарктиде.
Северные материки. Особенности северных материков Земли.
Северная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет). Особенности рельефа
и полезные ископаемые. Климат, внутренние воды. Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории
Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка. Особенности
населения (коренное население и потомки переселенцев). Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как
одной из ведущих стран современного мира.
Евразия. Географическое положение, история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климатические
особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей. Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное
оледенение. Природные зоны материка. Эндемики.
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и
хозяйственную деятельность людей).
Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мирой
экономики).
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья,
сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную
деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки
(оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и
культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность природных условий и ресурсов и их отражение на жизни
людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его
неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая ситуация) и культуру региона).
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального
прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное
переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).

Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая
численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр
возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»).
Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни
из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в
уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион –
двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая).
Взаимодействие природы и общества.
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных
материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны. Развитие природоохранной
деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и
др.).
Территория России на карте мира.
Характеристика географического положения России. Водные пространства, омывающие территорию России. Государственные границы
территории России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России. Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей.
История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв. История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв.
История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.
Общая характеристика природы России.
Рельеф и полезные ископаемые России. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Тектоническое
строение территории России. Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими структурами. Факторы образования
современного рельефа. Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России. Изображение рельефа на картах разного
масштаба. Построение профиля рельефа.
Климат России. Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы. Закономерности циркуляции воздушных масс
на территории России (циклон, антициклон, атмосферный фронт). Закономерности распределения основных элементов климата на
территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России.
Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат. Неблагоприятные и опасные климатические явления. Прогноз и
прогнозирование. Значение прогнозирования погоды. Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами.
Определение зенитального положения Солнца.
Внутренние воды России. Разнообразие внутренних вод России. Особенности российских рек. Разнообразие рек России. Режим рек. Озера.
Классификация озер. Подземные воды, болота, многолетняя мерзлота, ледники, каналы и крупные водохранилища. Водные ресурсы в жизни
человека.
Почвы России. Образование почв и их разнообразие на территории России. Почвообразующие факторы и закономерности распространения
почв. Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального использования и охраны почв.

Растительный и животный мир России. Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного и животного мира.
Биологические ресурсы России.
Природно-территориальные комплексы России.
Природное районирование. Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные.
Природное районирование территории России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры. Разнообразие
лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.
Крупные природные комплексы России. Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя равнина; разнообразие
рельефа; благоприятный климат; влияние западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних вод и ландшафтов).
Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов; полярные
ночь и день; особенности расселения населения (к речным долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах, транспортные
пути, рыбные ресурсы)).
Центр Русской равнины (всхолмленная равнина с возвышенностями; центр Русского государства, особенности ГП: на водоразделе (между
бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей).
Юг Русской равнины (равнина с оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные факторы (всхолмленность рельефа,
легкоразмываемые грунты), и социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов); богатство почвенными (черноземы) и
минеральными (железные руды) ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение.
Крым (географическое положение, история освоения полуострова, особенности природы (равнинная, предгорная и горная части;
особенности климата; природные отличия территории полуострова; уникальность природы)).
Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой страны; особенности климата в западных и восточных частях;
высотная поясность; природные отличия территории; уникальность природы Черноморского побережья).
Урал (особенности географического положения; район древнего горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата на
севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и широтная зональность). Урал (изменение природных особенностей с
запада на восток, с севера на юг).
Обобщение знаний по особенностям природы европейской части России.
Моря Северного Ледовитого океана: история освоения, особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.
Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от
зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение, влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе
природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).
Западная Сибирь: природные ресурсы, проблемы рационального использования и экологические проблемы.
Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения, развитие физико-географических процессов (речные долины с
хорошо выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер
полезных ископаемых и формирование природных комплексов).

Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность рельефа (котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в северные
низменности; суровость климата; многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на природу; особенности природы).
Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности
формирования природы района).
Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье (особенности положения, геологическое строение и история развития, климат и внутренние воды,
характерные типы почв, особенности природы).
Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы. Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного
наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути решения).
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного
климата на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых
ландшафтов).
Чукотка, Приамурье, Приморье (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Камчатка, Сахалин, Курильские острова (географическое положение, история исследования, особенности природы).
Население России.
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды. Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности,
естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика половозрастной структуры населения России. Миграции населения в
России. Особенности географии рынка труда России. Этнический состав населения России. Разнообразие этнического состава населения
России. Религии народов России. Географические особенности размещения населения России. Городское и сельское население. Расселение и
урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России их классификация.
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и
водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические
проблемы и пути их решения. Особенности населения своего региона.
Хозяйство России.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование. Экономическая и социальная география в жизни современного
общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики
России. Географическое районирование. Административно-территориальное устройство Российской Федерации.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства. Растениеводство.
Животноводство. Отраслевой состав животноводства. География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Пищевая и
легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная промышленность.
Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и газовая промышленность.
Электроэнергетика. Типы электростанций. Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема страны. Перспективы развития.
Металлургический комплекс. Черная и цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и перспективы развития отрасли.

Машиностроительный комплекс. Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями. Особенности размещения. ВПК. Отраслевые
особенности военно-промышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав отрасли. Особенности размещения. Перспективы
развития. Транспорт. Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть. Проблемы транспортного комплекса. Информационная
инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное
хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.
Хозяйство своей местности.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства своего региона. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства своей местности.
Районы России.
Европейская часть России. Центральная Россия: особенности формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
особенности населения, географический фактор в расселении, народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района.
Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География важнейших отраслей хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица
Российской Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население, древние города района и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное
хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение, ресурсы.
Европейский Север: история освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Крым: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация. География важнейших отраслей хозяйства.
Южные моря России: транспортное значение, ресурсы.

Уральский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Азиатская часть России.
Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Северного Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Моря Тихого океана: транспортное значение, ресурсы.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего Востока в
социально-экономическом развитии РФ. География важнейших отраслей хозяйства.
Россия в мире.
Россия в современном мире (место России в мире по уровню экономического развития, участие в экономических и политических
организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные внешнеэкономические партнеры страны, структура и география экспорта и импорта
товаров и услуг). Россия в мировой политике. Россия и страны СНГ.
Примерные темы практических работ
1. Работа с картой «Имена на карте».
2. Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
3. Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года.
4. Определение координат географических объектов по карте.
5. Определение положения объектов относительно друг друга:
6. Определение направлений и расстояний по глобусу и карте.
7. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин.
8. Определение азимута.
9. Ориентирование на местности.
10. Составление плана местности.
11. Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых.
12. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа.
13. Описание элементов рельефа. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием
хозяйственной деятельности человека.
14. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии.
15. Описание объектов гидрографии.

16. Ведение дневника погоды.
17. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений).
18. Определение средних температур, амплитуды и построение графиков.
19. Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным,
анализ полученных данных.
20. Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от
высоты местности.
21. Изучение природных комплексов своей местности.
22. Описание основных компонентов природы океанов Земли.
23. Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации.
24. Описание основных компонентов природы материков Земли.
25. Описание природных зон Земли.
26. Создание презентационных материалов о материке на основе различных источников информации.
27. Прогнозирование перспективных путей рационального природопользования.
28. Определение ГП и оценка его влияния на природу и жизнь людей в России.
29. Работа с картографическими источниками: нанесение особенностей географического положения России.
30. Оценивание динамики изменения границ России и их значения.
31. Написание эссе о роли русских землепроходцев и исследователей в освоении и изучении территории России.
32. Решение задач на определение разницы во времени различных территорий России.
33. Выявление взаимозависимостей тектонической структуры, формы рельефа, полезных ископаемых на территории России.
34. Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа России.
35. Описание элементов рельефа России.
36. Построение профиля своей местности.
37. Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии России.
38. Описание объектов гидрографии России.
39. Определение закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланс, выявление особенностей распределения
средних температур января и июля на территории России.
40. Распределение количества осадков на территории России, работа с климатограммами.
41. Описание характеристики климата своего региона.
42. Составление прогноза погоды на основе различных источников информации.
43. Описание основных компонентов природы России.
44. Создание презентационных материалов о природе России на основе различных источников информации.
45. Сравнение особенностей природы отдельных регионов страны.

46. Определение видов особо охраняемых природных территорий России и их особенностей.
47. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для
определения особенностей географии населения России.
48. Определение особенностей размещения крупных народов России.
49. Определение, вычисление и сравнение показателей естественного прироста населения в разных частях России.
50. Чтение и анализ половозрастных пирамид.
51. Оценивание демографической ситуации России и отдельных ее территорий.
52. Определение величины миграционного прироста населения в разных частях России.
53. Определение видов и направлений внутренних и внешних миграций, объяснение причин, составление схемы.
54. Объяснение различий в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.
55. Оценивание уровня урбанизации отдельных регионов России.
56. Описание основных компонентов природы своей местности.
57. Создание презентационных материалов о природе, проблемах и особенностях населения своей местности на основе различных
источников информации.
58. Работа с картографическими источниками: нанесение субъектов, экономических районов и федеральных округов РФ.
59. Работа с разными источниками информации: чтение и анализ диаграмм, графиков, схем, карт и статистических материалов для
определения особенностей хозяйства России.
60. Сравнение двух и более экономических районов России по заданным характеристикам.
61. Создание презентационных материалов об экономических районах России на основе различных источников информации.
62. Составление картосхем и других графических материалов, отражающих экономические, политические и культурные взаимосвязи России
с другими государствами.

3.Тематическое планирование 8 класс
№
урока

1
2

Тема урока

Количество
уроков

Содержание

Географическая карта и источники географической информации (4 часа)
Географическая карта – особый источник информации. Содержание и
Карта и ее математическая основа
1
значение карт
Топографические карты.
Топографическая карта
2

3

Космические и цифровые источники 3
информации

4

Обобщение, контроль и коррекция 4
Географическая карта и источники географической информации
знаний по теме «Географическая карта и
источники географической информации»
Россия на карте мира 5 часов
Что изучает физическая география
1
Характеристика географического положения России. Водные
России
пространства, омывающие территорию России.
Россия на карте мира.
2
Государственные границы территории России.
Практическая работа № 1 Обозначение
на к/к границ, пограничных государств,
крайних точек России
Часовые пояса России.
3
Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны России.
Практическая работа № 2 «Определение 4
Местное, поясное время, его роль в хозяйстве и жизни людей.
поясного времени для разных пунктов
России».
Обобщение по теме «Географическое
5
Характеристика географического положения России. Водные
положение России»
пространства, омывающие территорию России.
История изучения территории России 5 часов
Русские землепроходцы 11-17 веков.
1
История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв.
Географические открытия в России 18-19 2
История освоения и заселения территории России в XVII – XVIII вв.
века.
Географические исследования 20 века.
3
История освоения и заселения территории России в XIX – XXI вв.
Роль географии в современном мире
4
Географические знания в современном мире.
Обобщение и контроль знаний по теме
5
История освоения и заселения территории России в XI – XVI вв.,XVII –
"История изучения территории России"
XVIII, XIX – XXI вв.
Геологическое строение и рельеф России (6ч)

5
6

7
8

9

10
11
12
13
14

15
16

Геологическое летоисчисление и
геологическая карта.
Тектоническое строение.

Современные географические методы исследования Земли. Значение
освоения космоса для географической науки.

Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица.
Тектоническое строение территории России.

17

Общие черты рельефа.

Основные формы рельефа России, взаимосвязь с тектоническими
структурами.
Факторы
образования
современного
рельефа.
Закономерности размещения полезных ископаемых на территории России.
Изображение рельефа на картах разного масштаба. Построение профиля
рельефа.

18

Литосфера и человек.

Литосфера – «каменная» оболочка Земли

19

Обобщение и контроль знаний по теме
"Геологичкское строение и рельеф
России"
Практическая работа 3»География своей
местности (Свердловской области)».

Обобщение изученного материала

20

1

Географическое положение и рельеф.

Климат России 8 часов
Характерные особенности климата России и климатообразующие
факторы.
Закономерности распределения основных элементов климата на
территории России. Суммарная солнечная радиация. Определение
величин суммарной солнечной радиации на разных территориях России..
Неблагоприятные и опасные климатические явления.

21

Климатообразующие факторы.

1

22

Распределение тепла и влаги на
территории России. Практическая
работа №4 Выявление закономерностей
распределения основных климатических
показателей в пределах России

2

23
24
25

Типы климатов России.
Погода.
Атмосферные вихри.

3
4
5

26

6

27

Практическая работа № 5 «Анализ
синоптической карты. Составление
прогноза погоды
Атмосфера и человек.

7

Человек и атмосфера. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей.

28

Обобщение и контроль знаний по теме

8

Климат. Погода.

Климатические пояса и типы климата России. Человек и климат
Прогноз и прогнозирование. Значение прогнозирования погоды
Закономерности циркуляции воздушных масс на территории России
(циклон, антициклон, атмосферный фронт).
Работа с климатическими и синоптическими картами, картодиаграммами.
Определение зенитального положения Солнца.

«Климат и погода»
Гидрография России 9 часов
1
Моря России. Моря Северного Ледовитого океана: история освоения,
особенности природы морей, ресурсы, значение. Северный морской путь.
Южные моря России: история освоения, особенности природы морей,
ресурсы, значение.

29

Моря России.

30

2

Водные пространства, омывающие территорию России.

31

Пр.работа №6 «Описание моря по
плану»
Реки России.

3

32

Пр\р№7 «Описание реки по плану»

4

Разнообразие внутренних вод России. Разнообразие рек России. Режим
рек.
Особенности российских рек.

33

Озера и болота.

5

34
35

Природные льды.
Великое оледенение

6
7

Озера. Классификация озер. Подземные воды,. Водные ресурсы в жизни
человека
Многолетняя мерзлота, ледники
Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота.

36
37

Гидросфера и человек
Обобщение темы «Моря и внутренние
воды»

8
9

Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.
Моря России.Воды суши.

38

Условия формирования и развития почв.

1

39

Основные зональные типы почв на
территории России.

2

40

Обобщение и контроль знаний по теме
3
Почвы России. Образование почв.
"Почвы России".
Растительный и животный мир России 3 часа
Растительный и животный мир России.
Растительный и животный мир России.
1
Разнообразие растительного и животного мира России. Охрана растительного
Ресурсы растительного и животного
2

41
42

Почвы России 3 часа
Образование почв и их разнообразие на территории России.
Почвообразующие факторы и закономерности распространения почв.
Почвы России.
Земельные и почвенные ресурсы России. Значение рационального
использования и охраны почв.

43

44

45
46
47
48
49

50
51

и животного мира. Биологические ресурсы России.
мира.
Растительный и животный мир России.
Обобщение и контроль знаний по теме
3
"Растительный и животный мир России".
Природные зоны России 6часов
Природные комплексы России.
1
Природно-территориальные комплексы (ПТК): природные, природноантропогенные и антропогенные. Природное районирование территории
России.
Природные зоны Арктики и субарктики
2
Природные зоны России. Зона арктических пустынь, тундры и
лесотундры.
Леса умеренного пояса.
3
Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.
Безлесные зоны умеренного пояса.
4
Лесостепи, степи и полупустыни. Высотная поясность.
Субтропики. Высотная поясность.
Практическая работа № 8 «Описание по 5
Природные зоны России
плану одной из природных зон России».
Урок обобщения и контроля знаний по
6
Природные зоны России.
теме «Природные зоны России».
Крупные природные районы России 15 часов
Природа арктических островов
1
Зона арктических пустынь, тундры и лесотундры.
Рельеф, геологическое строение, климат
2
Русская равнина (одна из крупнейших по площади равнин мира, древняя
и полезные ископаемые Русской
равнина; разнообразие рельефа; благоприятный климат; влияние
равнины.
западного переноса на увлажнение территории; разнообразие внутренних
вод и ландшафтов).

52

ПТК Русской равнины.

3

Север Русской равнины (пологая равнина, богатая полезными
ископаемыми; влияние теплого течения на жизнь портовых городов;
полярные ночь и день; особенности расселения населения (к речным
долинам: переувлажненность, плодородие почв на заливных лугах,
транспортные пути, рыбные ресурсы)). Юг Русской равнины (равнина с
оврагами и балками, на формирование которых повлияли и природные
факторы (всхолмленность рельефа, легкоразмываемые грунты), и
социально-экономические (чрезмерная вырубка лесов, распашка лугов);
богатство почвенными (черноземы) и минеральными (железные руды)
ресурсами и их влияние на природу, и жизнь людей).

53

Северный Кавказ. Геологическая история 4
и рельеф. Климат, внутренние воды и
высотная поясность Северного Кавказа.

Кавказ (предгорная и горная части; молодые горы с самой высокой точкой
страны;особенности климата в западных и восточных частях; высотная
поясность; природные отличия территории).

54

Животный и растительный мир.
Заповедники и курорты Кавказа.

5

Кавказ (природные отличия
Черноморского побережья).

55

Крым

6

56

Урал- каменный пояс земли Русской.
Климат и внутренние воды Урала.

7

Крым (географическое положение, история освоения полуострова,
особенности природы (равнинная, предгорная и горная части;
особенности климата; природные отличия территории полуострова;
уникальность природы
Урал (особенности географического положения; район древнего
горообразования; богатство полезными ископаемыми; суровость климата
на севере и влияние континентальности на юге; высотная поясность и
широтная зональность).

57

Проект «Моя Малая Родина». Разработка
маршрута путешествия по своей Малой

8

территории;

уникальность

природы

Урал (изменение природных особенностей с запада на восток, с севера на
юг).

58

Родине.
Западная Сибирь: геологическое
строение, рельеф, климат и полезные
ископаемые

9

Западная Сибирь (крупнейшая равнина мира; преобладающая высота
рельефа; зависимость размещения внутренних вод от рельефа и от
зонального соотношения тепла и влаги; природные зоны – размещение,
влияние рельефа, наибольшая по площади, изменения в составе
природных зон, сравнение состава природных зон с Русской равниной).

59

Средняя Сибирь: рельеф, климат,
геологическое строение, и полезные
ископаемые.

10

Средняя Сибирь (сложность и многообразие геологического строения,
развитие физико-географических процессов (речные долины с хорошо
выраженными террасами и многочисленные мелкие долины), климат
резко континентальный, многолетняя мерзлота, характер полезных
ископаемых и формирование природных комплексов).

60

Северо-Восточная Сибирь:
геологическое строение, рельеф и
климат.

11

Северо-Восточная Сибирь (разнообразие и контрастность
(котловинность рельефа, горные хребты, переходящие в
низменности).
Северо-Восточная
Сибирь
(суровость
многолетняя мерзлота; реки и озера; влияние климата на
особенности природы.

61

Горы Южной Сибири: климат,
внутренние воды, геологическое
строение и рельеф.

12

Горы Южной Сибири (географическое положение, контрастный горный
рельеф, континентальный климат и их влияние на особенности
формирования природы района). Алтай, Саяны, Прибайкалье, Забайкалье
(особенности положения, геологическое строение и история развития,
климат и внутренние воды, характерные типы почв, особенности
природы).

62

Байкал - жемчужина России

13

63

Дальний Восток

14

Байкал. Уникальное творение природы. Особенности природы.
Образование котловины. Байкал – как объект Всемирного природного
наследия (уникальность, современные экологические проблемы и пути
решения.
Дальний Восток (положение на Тихоокеанском побережье; сочетание

рельефа
северные
климата;
природу,

горных хребтов и межгорных равнин; преобладание муссонного климата
на юге и муссонообразного и морского на севере, распространение
равнинных, лесных и тундровых, горно-лесных и гольцовых ландшафтов).
64

Обобщение и контроль знаний по теме
"Крупные природные районы России"

15

65

1

67
68
69

Повторение по теме «Природа регионов
России».
Влияние природных условий на жизнь и
здоровье человека.
Рациональное природопользование.
Роль географии в современном мире.
География своей местности.

70

Главные закономерности природы Земли. 1

66

Природно-территориальные комплексы
(ПТК): природные, природно-антропогенные и антропогенные. Природное
районирование территории России.
Повторение 6 часов
Природа регионов России

1

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1
1
1

Рациональное природопользование.
Роль географии в современном мире
География своей местности.
Географическое положение и рельеф. История освоения. Климатические
особенности своего региона проживания. Реки и озера, каналы и
водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных природных
комплексов своей местности. Природные ресурсы. Экологические
проблемы и
пути их решения. Особенности населения своего региона.
Главные закономерности природы Земли.

Тематическое планирование по географии 9 класс
№
урока

1.

Тема урока

Введение

Кол-во
часов

1ч.

Содержание

1.
2.
3.

Понятие хозяйства. Его структура.
Этапы развития хозяйства.
Географическое районирование.

1ч.
1ч.
1ч.

4.

Обобщение по теме «Общая характеристика
хозяйства»
Сельское хозяйство. Растениеводство.
Животноводство. Зональная специализация
сельского хозяйства.

1ч.

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и
пищевая промышленность.
Лесной комплекс.

1ч.

5.
6.

7.
8.

1ч.
1ч.

1ч.
1ч.

10.
11.
12.

Топливно-энергетический комплекс.
Топливная промышленность.
Энергетика.
Металлургический комплекс.
Машиностроительный комплекс.

13.
14.
15.

Военно-промышленный комплекс (ВПК)
Химическая промышленность.
Транспорт.

1ч.
1ч.
1ч.

16.
17.

Информационная инфраструктура.
Сфера обслуживания. Рекреационное
хозяйство.
Территориальное (географическое)
разделение труда.
Обобщение по теме «Отрасли хозяйства»
Восточно-Европейская равнина.
Волга.

1ч.
1ч.

9.

18.
19.
20.
21.

1ч.
1ч.
1ч.

Сельское хозяйство. Отраслевой состав сельского хозяйства.
Растениеводство. Животноводство. Отраслевой состав животноводства.
География животноводства. Агропромышленный комплекс. Состав
АПК. Пищевая и легкая промышленность. Лесной комплекс. Состав
комплекса. Основные места лесозаготовок. Целлюлозно-бумажная
промышленность. Топливно-энергетический комплекс. Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность. Нефтяная и
газовая промышленность. Электроэнергетика. Типы электростанций.
Особенности размещения электростанция. Единая энергосистема
страны. Перспективы развития. Металлургический комплекс. Черная и
цветная металлургия. Особенности размещения. Проблемы и
перспективы развития отрасли. Машиностроительный комплекс.
Специализация. Кооперирование. Связи с другими отраслями.
Особенности размещения. ВПК. Отраслевые особенности военнопромышленного комплекса. Химическая промышленность. Состав
отрасли. Особенности размещения. Перспективы развития. Транспорт.
Виды транспорта. Значение для хозяйства. Транспортная сеть.
Проблемы транспортного комплекса. Информационная
инфраструктура. Информация и общество в современном мире. Типы
телекоммуникационных сетей. Сфера обслуживания. Рекреационное
хозяйство. Территориальное (географическое) разделение труда.

1ч.
1ч.
1ч.
1ч.

Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды.
Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности,

Центральная Россия: состав, географическое
положение.
Центральный район: особенности
населения.

1ч.

24.

Хозяйство Центрального района.

1ч.

25.
26.

Москва – столица России.
Города Центрального района.

1ч.
1ч.

27
28.
29.

Центрально-Чернозёмный район.
Волго-Вятский район.
Северо-Западный район: географическое
положение и природа.

1ч.
1ч.
1ч.

30.

Города на старых водных торговых путях.

1ч.

31.

Санкт-Петербург – новый «хозяйственный
узел» России.

1ч.

22.
23.

1ч.

естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика
половозрастной структуры населения России. Миграции населения в
России. Особенности географии рынка труда России. Этнический
состав населения России. Разнообразие этнического состава населения
России. Религии народов России. Географические особенности
размещения населения России. Городское и сельское население.
Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России
их классификация.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.
Экономическая и социальная география в жизни современного
общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы
хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики
России. Географическое районирование. Административнотерриториальное устройство Российской Федерации.
Европейская часть России. Центральная Россия: особенности
формирования территории, ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
особенности населения, географический фактор в расселении,
народные промыслы. Этапы развития хозяйства Центрального района.
Хозяйство Центрального района. Специализация хозяйства. География
важнейших отраслей хозяйства.
Города Центрального района. Древние города, промышленные и
научные центры. Функциональное значение городов. Москва – столица
Российской Федерации.
Центрально-Черноземный район: особенности ЭГП, природноресурсный потенциал, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Волго-Вятский район: особенности ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района.
География важнейших отраслей хозяйства
Северо-Западный район: особенности ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, население, древние города района и характеристика

Санкт-Петербург – «вторая столица»
России.
Калининградская область.
Европейский Север: Географическое
положение и природа.

1ч.

35.
36.

Этапы развития хозяйства.
Роль Европейского севера в развитии
русской культуры.

1ч.
1ч.

37.

1ч.

38.

Поволжье: географическое положение и
природа.
Население и хозяйство.

39.
40.

Северный Кавказ, природные условия.
Хозяйство района.

1ч.
1ч.

41.
42.

Народы Северного Кавказа.
Южные моря России.

1ч.
1ч.

32.
33.
34.

1ч.
1ч.

1ч.

хозяйства. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Калининградская область: особенности ЭГП, природно-ресурсный
потенциал, население и характеристика хозяйства. Рекреационное
хозяйство района. Особенности территориальной структуры хозяйства,
специализация. География важнейших отраслей хозяйства. Моря
Атлантического океана, омывающие Россию: транспортное значение,
ресурсы. Моря Атлантического океана, омывающие Россию:
транспортное значение, ресурсы.Европейский Север: история
освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших
отраслей хозяйства.
Поволжье: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. География важнейших
отраслей хозяйства.
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды.
Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности,
естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика
половозрастной структуры населения России. Миграции населения в
России. Особенности географии рынка труда России. Этнический
состав населения России. Разнообразие этнического состава населения
России. Религии народов России. Географические особенности
размещения населения России. Городское и сельское население.
Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России
их классификация.
Северный Кавказ: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Рекреационное хозяйство.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация.
География важнейших отраслей хозяйства. Южные моря России:
транспортное значение, ресурсы.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.

43.
44.

Урал: географическое положение и природа.
Этапы развития хозяйства и современное
состояние.

1ч.
1ч.

45.

1ч.

46.
47.
48.

Обобщение по теме «Европейская часть
России»
Природа Сибири.
Природа и ресурсы гор Южной Сибири.
Арктические моря.

49.
50.

Население Сибири.
Хозяйственное освоение Сибири.

1ч.
1ч.

51.

Западная Сибирь: природные условия и
ресурсы.
Хозяйство района.

1ч.

52.

1ч.
1ч.
1ч.

1ч.

Экономическая и социальная география в жизни современного
общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы
хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики
России. Географическое районирование. Административнотерриториальное устройство Российской Федерации.
География своей местности. Географическое положение и рельеф.
История освоения. Климатические собенности своего региона
проживания. Реки и озера, каналы и
водохранилища. Природные зоны. Характеристика основных
природных комплексов своей местности. Природные ресурсы.
Экологические проблемы и пути их решения. Особенности населения
своего региона.
Особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, население и
характеристика хозяйства своего региона. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района.
География важнейших отраслей хозяйства своей местности. Уральский
район: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал, этапы
освоения, население и характеристика хозяйства. Особенности
территориальной структуры хозяйства, специализация района.
География важнейших отраслей хозяйства.

Западная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства. Моря Северного
Ледовитого океана: транспортное значение, ресурсы.
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды.
Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности,
естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика
половозрастной структуры населения России. Миграции населения в
России. Особенности географии рынка труда России. Этнический
состав населения России. Разнообразие этнического состава населения

53.

Восточная Сибирь: природные условия и
ресурсы.

1ч.

54.
55.

Байкал.
Хозяйство района.

1ч.
1ч.
1ч.

57.

Формирование территории Дальнего
Востока.
Природные условия и ресурсы.

58.

Моря Тихого океана.

1ч.

59.

Население района.

1ч.

56.

1ч.

России. Религии народов России. Географические особенности
размещения населения России. Городское и сельское население.
Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России
их классификация.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.
Экономическая и социальная география в жизни современного
общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы
хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики
России. Географическое районирование. Административнотерриториальное устройство Российской Федерации.
Восточная Сибирь: особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
этапы и проблемы освоения, население и характеристика хозяйства.
Особенности территориальной структуры хозяйства, специализация
района. География важнейших отраслей хозяйства.
Дальний Восток: формирование территории, этапы и проблемы
освоения, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал,
население и характеристика хозяйства. Особенности территориальной
структуры хозяйства, специализация района. Роль территории Дальнего
Востока в социально-экономическом развитии РФ. География
важнейших отраслей хозяйства.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.
Экономическая и социальная география в жизни современного
общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы
хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики
России. Географическое районирование. Административнотерриториальное устройство Российской Федерации. Моря Тихого
океана: транспортное значение, ресурсы.
Численность населения и ее изменение в разные исторические периоды.
Воспроизводство населения. Показатели рождаемости, смертности,
естественного и миграционного прироста / убыли. Характеристика
половозрастной структуры населения России. Миграции населения в
России. Особенности географии рынка труда России. Этнический
состав населения России. Разнообразие этнического состава населения

60.

Хозяйство района

1ч.

61.

Обобщение по теме «Азиатская часть
России»
Экология России.
Россия в мире.
Обобщение изученного за год.

1ч.

Резерв времени

4ч.

62.
63.
64.

1ч.
1ч.
1ч.

России. Религии народов России. Географические особенности
размещения населения России. Городское и сельское население.
Расселение и урбанизация. Типы населенных пунктов. Города России
их классификация.
Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование.
Экономическая и социальная география в жизни современного
общества. Понятие хозяйства. Отраслевая структура хозяйства. Сферы
хозяйства. Этапы развития хозяйства. Этапы развития экономики
России. Географическое районирование. Административнотерриториальное устройство Российской Федерации.

Россия в современном мире (место России в мире по уровню
экономического развития, участие в экономических и политических
организациях). Россия в мировом хозяйстве (главные
внешнеэкономические партнеры страны, структура и география
экспорта и импорта товаров и услуг). Россия в мировой политике.
Россия и страны СНГ.

УЧЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока
реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет самостоятельно в соответствии с целями и
задачами урока.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».