РП_биология_11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»

Приложение к основной
образовательной программе
среднего общего образования
(утверждено приказом от 30.08.2023 №99/2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Биология»
среднее общее образование
(11 класс)

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность
законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование
приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной
естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на
организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов,
наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в
экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в
экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическом у составу, зародыши человека и других
млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и
бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и
пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях,
компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания
по данному учебному предмету. (абзац введен Приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 N 2643)

Содержание учебного предмета биология
Биология как наука. Методы научного познания
Биология как наука. ОТРАСЛИ БИОЛОГИИ, ЕЕ СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. Объект изучения биологии - биологические системы.
Общие признаки биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной
картины мира.
Клетка
Цитология - наука о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн - основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной
теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КЛЕТКИ.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи
строения и функций молекул. Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов
клетки. Химический состав, строение и функции хромосом. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики
распространения вирусных заболеваний. Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического
обмена. БРОЖЕНИЕ И ДЫХАНИЕ. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих
бактерий на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер
реакций биосинтеза. Клетка - генетическая единица живого. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз.
Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных. Проведение биологических исследований: наблюдение
клеток растений и животных под микроскопом; приготовление микропрепаратов, их изучение и описание; опыты по определению
каталитической активности ферментов; сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов и бактерий, ПРОЦЕССОВ
БРОЖЕНИЯ И ДЫХАНИЯ, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза, развития половых клеток у растений и животных.
Организм
Одноклеточные и многоклеточные организмы. ТКАНИ, ОРГАНЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ КАК ОСНОВА
ЦЕЛОСТНОСТИ ОРГАНИЗМА. Гомеостаз. Гетеротрофы. САПРОТРОФЫ, ПАРАЗИТЫ. Автотрофы (ХЕМОТРОФЫ И ФОТОТРОФЫ).
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и
постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ И ЧЕРЕДОВАНИЕ ПОКОЛЕНИЙ.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика.
Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон
Т. Моргана. Определение пола. ТИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛА. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как

целостная система. РАЗВИТИЕ ЗНАНИЙ О ГЕНОТИПЕ. ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА. Хромосомная теория наследственности. ТЕОРИЯ ГЕНА.
Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и
мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения
мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Селекция, ее задачи. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.
Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.
Методы селекции, их генетические основы. ОСОБЕННОСТИ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ, МИКРООРГАНИЗМОВ.
Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека,
направленное изменение генома). Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания; решение генетических задач;
ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАЦИОННОГО РЯДА И ВАРИАЦИОННОЙ КРИВОЙ; выявление источников мутагенов в окружающей среде
(косвенно), изменчивости у особей одного вида; сравнительная характеристика бесполого и полового размножения, оплодотворения у
цветковых растений и позвоночных животных, внешнего и внутреннего оплодотворения, ПОРОД (СОРТОВ); анализ и оценка этических
аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.
Вид
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. Развитие эволюционных идей. Значение
работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида.
Учение Ч. Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие
силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция элементарная единица эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.
Четверикова. ЗАКОНОМЕРНОСТИ
НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ В ПОПУЛЯЦИЯХ РАЗНОГО ТИПА. ЗАКОН ХАРДИ - ВАЙНБЕРГА. Результаты эволюции.
Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия
видов как основа устойчивости биосферы. Микро- и макроэволюция. ФОРМЫ ЭВОЛЮЦИИ (ДИВЕРГЕНЦИЯ, КОНВЕРГЕНЦИЯ,
ПАРАЛЛЕЛИЗМ). Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Причины
биологического прогресса и
биологического регресса. Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле. ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ
ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Гипотезы происхождения человека.
Этапы эволюции человека. Происхождение человеческих рас. КРИТИКА РАСИЗМА И СОЦИАЛЬНОГО ДАРВИНИЗМА.
Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов, идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов;
наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная характеристика разных видов одного рода по
морфологическому критерию, искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов видообразования, микро- и
макроэволюции, путей и направлений эволюции; анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле, происхождения
человека и формирования человеческих рас.
Экосистемы
Экологические факторы, ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ВЛИЯНИЯ НА ОРГАНИЗМЫ. ЗАКОН ОПТИМУМА. ЗАКОН МИНИМУМА.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ.

ФОТОПЕРИОДИЗМ.
Понятия "биогеоценоз" и "экосистема". Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты экосистемы. Пищевые связи в
экосистеме. Трофические уровни. ТИПЫ ПИЩЕВЫХ ЦЕПЕЙ. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения
энергии в экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЭКОСИСТЕМЫ.
СУКЦЕССИЯ.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический
круговорот. БИОГЕННАЯ МИГРАЦИЯ АТОМОВ. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема
устойчивого развития биосферы. Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление приспособлений у организмов к
влиянию различных экологических факторов, абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах),
антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и
сетей); сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем и агроэкосистем своей местности (видовая и
пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений); исследование изменений в экосистемах на
биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ КРУГОВОРОТОВ УГЛЕРОДА, КИСЛОРОДА,
АЗОТА; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.

Тематическое планирование по биологии 11 класс
№урока

Тема урока

1

Вид
Развитие биологии в додарвиновский период.

количество
уроков
20
1

2

Эволюционная теория Ж. Б.
Ламарка

1

3

Предпосылки возникновения
теории Ч. Дарвина

1

4

Эволюционная теория Дарвина

1

5

Ч.Дарвин об искусственном отборе

1

Содержание
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический
закон. Закон зародышевого сходства. Развитие эволюционных
идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка,
эволюционной теории Ч. Дарвина. Вид, его критерии. Популяция
- структурная единица вида. Учение Ч. Дарвина об эволюции.
Роль эволюционной теории в формировании современной
естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции.
Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил
эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция элементарная единица эволюции. Элементарные факторы
эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Закономерности
наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди
- Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование

1
1
1
1

16

Вид: критерии и структура
Популяция как структурная единица вида
Популяция как единица эволюции
Естественный отбор – главная движущая
сила эволюции
Адаптация организмов. Л/р
«Приспособление организмов к среде
обитания».
Видообразование как результат эволюции
Сохранение многообразия видов
Доказательства эволюции органического
мира.
Развитие представлений о происхождении
жизни.
Современные представления о
возникновении жизни.
Развитие жизни на Земле

17

Гипотезы происхождения человека

1

18

1

19

Положение человека в системе органического
мира
Эволюция человека

20

Человеческие расы

1

21

1

22

Промежуточный контроль
Экосистемы
Организм и среда. Экологические факторы

23

Абиотические факторы среды

1

6
7
8
9
10

11
12
13
14
15

1

1
1
1
1
1
1

приспособленности к среде обитания. Образование новых видов.
Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как
основа устойчивости биосферы. Микро- и макроэволюция.
Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм).
Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И.
Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и
биологического регресса. Отличительные признаки живого.
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Этапы эволюции
органического мира на земле. Основные ароморфозы в эволюции
растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы
эволюции человека. Происхождение человеческих рас. Критика
расизма и социального дарвинизма. Проведение биологических
исследований: выявление ароморфозов, идиоадаптаций,
приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и
описание особей вида по морфологическому критерию;
сравнительная характеристика разных видов одного рода по
морфологическому критерию, искусственного и естественного
отбора, форм естественного отбора, способов видообразования,
микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции;
анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на
Земле, происхождения человека и формирования человеческих
рас.

1

12
1

Экологические факторы. Общие закономерности, их влияния на
организмы. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические
ритмы. Фотопериодизм. Понятия "биогеоценоз" и "экосистема".

24

Биотические факторы среды

1

25

Структура экосистемы

1

26

1

27

Пищевые связи. Круговорот веществ и
энергии
Причины устойчивости и смены экосистем

28

Влияние человека на экосистемы

1

29

Биосфера-глобальная экосистема.

1

30

Роль живых организмов в биосфере

1

31

Биосфера и человек

1

32
33

Экологические проблемы современности
Пути решения экологических проблем

1
1

34

Итоговый контроль
Итого

1

1

34

Видовая и пространственная структура экосистемы. Компоненты
экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни.
Типы пищевых цепей. Правила экологической пирамиды.
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.
Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика
экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Биосфера глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический
круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема
устойчивого развития биосферы. Проведение биологических
исследований: наблюдение и выявление приспособлений у
организмов к влиянию различных экологических факторов,
абиотических и биотических компонентов экосистем (на
отдельных примерах), антропогенных изменений в экосистемах
своей местности; составление схем переноса веществ и
энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей); сравнительная
характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем
и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная
структура, сезонные изменения, наличие антропогенных
изменений); исследование.
Обобщить знания по курсу

УЧЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока
реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной
деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и
сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на
уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач д ля
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию
позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет самостоятельно в соо тветствии с целями и
задачами урока.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».