РП-учебного курса_финансовая грамотность_10-11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17»

Приложение к основной
образовательной программе
среднего общего образования
(утверждено приказом от 30.08.2023 №99/2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Финансовая грамотность»
среднее общее образование
(10-11 классы)

СОДЕРЖАНИЕ
_____________________________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................................................................. 3
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ...................................................................................................................... 5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» .... 8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ....................................................................................................... 15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
_____________________________________________________________________________
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к
человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти
изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного
функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и
навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления
с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать
конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль

и

оценку,

взаимодействовать

с

другими,

действовать

в

ситуации

неопределенности.
Целью программы «Финансовая грамотность» является развитие экономической
компетентности обучающихся, формирование опыта применения полученных знаний и в
решении практических задач, а также ответственного отношения к личным финансам.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного
образования спектром компонентов функциональной грамотности.
Для обучающихся 10-11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет
особое значение. Очень важно, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь
подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями: коммерческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, фондовой и
валютной биржами, налоговыми органами и др. Кроме того, школьники в этом возрасте
непосредственно сталкиваются с различными финансовыми ситуациями и приобретают
соответствующий жизненный опыт.
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений,
установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых
решений. Занятия по программе способствуют

выработке

умений

и

навыков,

необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно
правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий
сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или
семьи.
Современное общество стремительно развивается во всех сферах, и финансовая
область, которая сегодня вбирает в себя все последние достижения научно-технического
прогресса, не исключение. В такой ситуации главное - не просто научить старшеклассника
действовать по алгоритму (что тоже очень важно при решении многих финансовых задач),

а сформировать метапредметное умение ориентироваться в финансовом пространстве,
оценивать различные варианты решения финансовых задач и находить оптимальный
вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным являются
формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым
обязательствам и умение сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и
моральными нормами государства и общества.
Данный элективный курс имеет модульную структуру. Каждый модуль посвящён
определённой финансовой теме. Связующим внутрипредметным звеном курса является
деятельностная компонента - на основе выявления, анализа и оценки вариантов
обоснованное принятие решения и осуществление выбора, наиболее удовлетворяющего
условиям реальной финансовой задачи. Это означает, что при изучении курса старшеклассники включаются в решение практических задач, подобных тем, с которыми
сталкивается каждый человек в своей повседневной жизни.
Элективный курс «Финансовая грамотность» рассчитан на изучение в течение
одного учебного года (в 10 или 11 классе), по одному занятию в неделю (1 час в неделю
при 34 учебных неделях).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
_____________________________________________________________________________
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Базовые понятия и знания: финансовая грамотность, финансовое благополучие.
Личностные характеристики и установки:
• понимание последствий принятия безграмотных финансовых решений;
• понимание необходимости действовать грамотно при взаимодействии с финансовыми
организациями;
• понимание взаимосвязи финансовой грамотности и благополучия человека и семьи.
Компетенции: оценка финансового поведения с точки зрения финансовых и других
последствий.
МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ В ЖИЗНИ
Базовые понятия и знания:
• банк, коммерческие банки, Центральный банк, механизм взаимодействия Центрального
банка и коммерческих банков, пассивные и активные операции банка, кредитор, заёмщик,
банковский счёт, процентная ставка, номинальный и реальный процент, простой и
сложный процент, банковская карта, банкомат;
• вклад, типы вкладов, доход по вкладу, вклад до востребования, срочный вклад, депозит,
типы депозитов, агентство по страхованию вкладов, сберегательная книжка (именная, на
предъявителя), сберегательный сертификат;
• кредит, типы кредитов, кредитный договор, кредитная история, автокредит, договор
залога,

образовательный

дифференцированный

кредит,

платёж,

потребительский

обеспечение

кредит,

кредита,

полная

аннуитетный

платёж,

стоимость

кредита,

недвижимость, ипотека, первоначальный взнос;
МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНКИ: КАК ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ
РОСТА ДОХОДОВ
Базовые понятия и знания:
• фондовый рынок, механизм функционирования фондового рынка, фондовая биржа,
субъекты (участники) фондового рынка и суть их деятельности;
• различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга, акции, облигации, эмиссия
ценных бумаг;
• возможность участия физических лиц в игре на рынке ценных бумаг, правила выбора
профессионального агента, депозитарий, дилер, доверительный управляющий, брокер;
• прямые инвестиции, инвестиционный портфель, виды инвестиционных портфелей, виды
инвесторов; • обменный курс, Forex, как выигрывают и проигрывают на рынке Forex.
МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ ИХ НАДО ПЛАТИТЬ

Базовые понятия и знания:
• налоги, пошлины, сборы, налоговая система, налогоплательщик, основания для
взимания налогов с граждан и фирм в России, общие принципы работы налоговой
службы, налоговые органы;
• основные виды налогов, которые уплачивают физические лица, способы постановки на
налоговый учёт, ИНН, получение ИНН;
• налоговая декларация и в каких случаях её необходимо подавать;
• налоговый вычет, случаи и способы получения налогового вычета;
• пеня по налогам, штраф, признаки налогового правонарушения.
МОДУЛЬ

4.

ОБЕСПЕЧЕННАЯ

СТАРОСТЬ:

ВОЗМОЖНОСТИ

ПЕНСИОННОГО

НАКОПЛЕНИЯ
Базовые понятия и знания:
• пенсия, пенсионная система, пенсионные накопления, пенсионный капитал, страховой
стаж, виды пенсий и условия их получения, пенсионные баллы, свидетельство
обязательного пенсионного накопления;
• существующие программы пенсионного накопления;
• негосударственный пенсионный фонд;
• способы финансового обеспечения старости помимо пенсии, в том числе от
инвестирования.
МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬ И НЕ ПОТЕРЯТЬ
Базовые понятия и знания:
• бизнес, стартап, бизнес-ангел, венчурист, венчурные инвестиции, посевной этап,
дееспособность, правила создания нового бизнеса, этапы жизни стартапа, бизнес-план,
структура бизнес-плана, маркетинг, реклама, франшиза;
• условия, при которых можно стать стартапером;
• юридическая помощь в случае открытия собственного дела;
• государственные, региональные и городские программы, направленные на поддержку
молодых предпринимателей.
МОДУЛЬ 6. РИСКИ В МИРЕ ДЕНЕГ: КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ РАЗОРЕНИЯ
Базовые понятия и знания:
• финансовый риск, декларация о рисках, финансовое мошенничество, финансовые
пирамиды;
• портфель инвестиций, доходность портфеля, управление портфелем, эффективный
портфель;
• финансовые риски в современной российской действительности;

• куда обращаться в случае потери (кражи) финансовых документов (банковской карты,
сертификатов, сберкнижек и др.);
• меры ответственности государства в случае финансового мошенничества.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Проверяются освоенные знания и умения, а также сформированность финансовых
компетенций у старшеклассников за весь
грамотности.

период изучения курса финансовой

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
10 (11) КЛАСС.
_____________________________________________________________________________
Личностные результаты: осознание российской гражданской идентичности
(осознание себя, своих задач и своего места в мире); готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; 6 ценностное отношение к достижениям
своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа;
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
осознание

ценности

самостоятельности

и

инициативы;

наличие

мотивации

к

целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес
к социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания; стремление к
самоизменению;

сформированность

внутренней

позиции

личности

как

особого

ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей; активное участие в жизни семьи; приобретение опыта успешного
межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности,
активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других
творческих работах; проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой
деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта,
основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других; осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической

культуры: умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач
в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.

Личностные

результаты

отражают

готовность

обучающихся

руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия: самостоятельно формулировать и актуализировать
социальную проблему, рассматривать ее всесторонне; устанавливать существенный
признак или основания для сравнения, классификации и обобщения социальных объектов,
явлений и процессов; определять цели познавательной деятельности, задавать параметры
и критерии их достижения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
социальных явлениях и процессах; вносить коррективы в деятельность (с учетом разных
видов деятельности), оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски
последствий деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия; развивать креативное мышление при
решении

жизненных

проблем,

в

том

числе

учебно-познавательных.

Базовые

исследовательские действия: развивать навыки учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыки разрешения проблем; проявлять способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов социального познания; осуществлять деятельность по получению нового знания,
его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том
числе при создании учебных и социальных проектов; формировать научный тип
мышления, применять научную терминологию, ключевые понятия и методы социальных
наук; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях; выявлять причинно-следственные связи социальных явлений и
процессов и актуализировать познавательную задачу, выдвигать гипотезу ее решения,

находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и
критерии решения; анализировать результаты, полученные в ходе решения задачи,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, возникающим в процессе познания социальных
объектов, в социальных отношениях; оценивать приобретенный опыт; уметь переносить
знания об общественных объектах, явлениях и процессах в познавательную и
практическую области жизнедеятельности; уметь интегрировать знания из разных
предметных областей; выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения; ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения. Работа с
информацией: владеть навыками получения социальной информации из источников
разных

типов,

самостоятельно

осуществлять

поиск,

анализ,

систематизацию

и

интерпретацию информации различных видов и форм представления; создавать тексты в
различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая
оптимальную

форму

представления

и

визуализации;

оценивать

достоверность,

легитимность информации различных видов и форм представления (в том числе
полученной из интернет-источников), ее соответствие правовым и морально-этическим
нормам; использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности; владеть навыками распознавания и
защиты информации, информационной безопасности личности.
Коммуникативные универсальные учебные действия: осуществлять коммуникации
во всех сферах жизни; распознавать невербальные средства общения, понимать; значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;

владеть

различными

способами

общения

и

взаимодействия;

аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; развернуто и
логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: самостоятельно
осуществлять

познавательную

деятельность;

выявлять

проблемы,

ставить

и

формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и в жизненных
ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; давать оценку новым ситуациям,
возникающим в познавательной и практической деятельности, в межличностных
отношениях; расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений; делать
осознанный

выбор

стратегий

поведения,

решений

при

наличии

альтернатив,

аргументировать сделанный выбор, брать ответственность за принятое решение;
оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой
эрудиции в разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: давать оценку новым
ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям; владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приемы
рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения; оценивать риски и
своевременно принимать решения по их снижению; принимать мотивы и аргументы
других при анализе результатов деятельности; принимать себя, понимая свои недостатки
и достоинства; принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов
деятельности; признавать свое право и право других на ошибку; развивать способность
понимать мир с позиции другого человека. Совместная деятельность понимать и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать тематику и
методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена
коллектива; принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы; оценивать качество своего
вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным
критериям; предлагать новые учебные исследовательские и социальные проекты,
оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Предметные результаты:
• владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель
инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, акции,
облигации, налоги, пошлины, сборы, налоговый вычет, пеня по налогам, пенсия,
пенсионная система, пенсионные накопления, бизнес, стартап, бизнес-план, бизнес-ангел,
венчурный предприниматель, финансовое мошенничество, финансовые пирамиды,
финансовые риски);
• владение знаниями:
- об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических
лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения
кредитов;

- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах,
обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;
- об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан,
содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика,
последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
- об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих
размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
- об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана,
налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
- о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах
идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов;
- o правилах поведения при взаимодействии с различными финансовыми институтами.
Освоение компетенции финансовой грамотности:
-оценивать выгоды и издержки, сопряжённые с использованием разных видов денег;
- выбирать вид денег для использования в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать риски, связанные с использованием различных видов денег, учитывать их при
осуществлении различных финансовых операций;
- оптимизировать расходы семейного бюджета;
-оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения финансовых
возможностей семьи;
- совершать «умные» покупки на основе анализа, сравнения и оценки различных
вариантов;
- определять ресурсы, которые могут приносить доход и находить способы увеличения
доходов семьи;
- грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и финансовых
потерь;
- находить (подбирать) варианты личного заработка в конкретных жизненных условиях;
- оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции соблюдения трудовых прав
несовершеннолетнего;
- защищать свои права работника в случае их нарушения;
- формировать план накоплений на финансовую цель;
- выбирать страховой продукт для конкретных жизненных ситуаций;
- защищать свои права потребителя финансовых услуг;
- определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных ситуациях;

- оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов на налоги, планирования
своевременной уплаты налогов и оформления налогового вычета;
- определять способы инвестиций в свой человеческий капитал;
- формировать свою траекторию накопления человеческого капитала.
К концу обучения в обучающийся получит следующие предметные результаты:
•

различать экономические явления и процессы общественной жизни;

•

выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных

финансов;
•

анализировать

ситуации,

связанные

с

гражданскими,

трудовыми

правоотношениями в области личных финансов;
•

объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;

•

знать и конкретизировать примерами виды налогов;

•

различать сферы применения различных форм денег;

•

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

•

формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;

•

различать виды ценных бумаг;

•

находить,

извлекать

и

осмысливать

информацию

правового

характера

относительно личной финансовой безопасности, полученную из доступных источников,
систематизировать, анализировать полученные данные;
•

определять практическое назначение основных элементов банковской системы;

•

различать виды кредитов и сферу их использования;

•

уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;

•

разумному и безопасному финансовому поведению;

•

применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;

•

выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических

лиц.
•

анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники

информации;
•

применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической

деятельности и повседневной жизни;
•

анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из

источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах
(текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

•

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои

материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый
план;
•

грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических

действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и
гражданина;
•

применять полученные теоретические и практические знания для определения

экономически рационального поведения;
•

оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные

последствия для себя, своего окружения и общества в целом.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
_____________________________________________________________________________
10 (11) класс – 34 час.
№

Название разделов и тем

п/п

Количе Формы контроля

Образовательные

ство

цифровые

часов

ресурсы

Введение в курс «Финансовая грамотность», 1ч
1

Инструктаж по технике безопасности Б 1

http://финграмотно

И-01 УД.

стьвшколе.рф/page/

Введение

в

курс

6

«Финансовая

грамотность»
Модуль 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни
2

3

Что такое банк и чем он может быть 1

https://resh.edu.ru/su

полезен

bject/lesson/4897/sta

Какие бывают банковские вклады и 1

rt/
http://финграмотно

каковы их условия
4

1
От чего зависят ставки по вкладам

5

Как

выбрать

вклад

и

Терминологичес
кий диктант

стьвшколе.рф/page/
6

оформить 1

документы
6

Что такое кредит и как оценить его 1
условия

7

8

Как понять, сможете ли вы выплатить 1

Терминологичес

кредит

кий диктант

Ипотека:

как

решить

жилищную 1

проблему и не попасть в беду
9

Как

банки

инвестировании

могут

помочь

и

в 1

управлении

сбережениями
10

Итоговые задания к модулю 1

1

Тестовая работа

Модуль 2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для роста доходов.
11

12

Что такое ценные бумаги и каких типов 1

http://финграмотно

они бывают

стьвшколе.рф/page/

Как можно торговать ценными бумагами

1

Терминологичес

6

кий диктант
13

Как заработать на фондовом и валютном 1
рынках

14

Итоговые задания к модулю 2

1

Тестовая работа

Модуль 3. Налоги: почему их надо платить
15

Какие бывают налоги и зачем они нужны

1

https://resh.edu.ru/su

16

Как платить налоги

1

bject/lesson/

17

Что такое налоговый вычет и как его 1

Терминологичес

получить

кий диктант

18

Какова

ответственность

за

неуплату 1

Итоговые задания к модулю 3

1

http://финграмотно
стьвшколе.рф/page/
6

налогов
19

5518/start/75767/

Тестовая работа

Модуль 4.Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления
20

Что такое пенсия и кому она положена

1

http://финграмотно

21

От чего зависит размер пенсии и как его 1

стьвшколе.рф/page/

увеличить

6

22

Как выбрать программу пенсионного 1
накопления

23

Итоговые задания к модулю 4

1

Тестовая работа

Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять
24

Как создать успешный стартап

1

https://resh.edu.ru/su

25

Как разработать реальный бизнес-план

1

bject/

1

lesson/4746/start/70

26

655/

Кто может помочь в создании стартапа
27

Игра "Создаем свой бизнес"

28

1
1

Игра "Создаем свой бизнес"
29

Итоговые задания к модулю 5

Имитационноролевая игра

1

Тестовая работа

Модуль 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения
30

Какие бывают финансовые риски

31

Что такое финансовое мошенничество и 1

.рф/project/den-

как строятся финансовые пирамиды

finzozh-

Как

znanij/materialy-

32

управлять

1

инвестиционными 1

https://моифинансы

рисками
33

dlya-provedeniya-

1

Тестовая работа

urokov/

http://финграмотностьв
школе.рф/page/6

Итоговые занятия к модулю 6
Подведение итогов
34

Мониторинг учебных достижений

1

Итоговая
проверочная
работа

Контрольно-измерительные материалы подготовлены на основе: Лавренова Е.Б.
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10–11 классы общеобразоват. орг., социальноэкономический профиль. – М.: ВАКО, 2020. – 176 с. – (Учимся разумному финансовому
поведению).
https://clck.ru/35aKEr


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».