РП_ВД_Орлята России 1-4 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №17»

Приложение к основной
образовательной программе
основного общего образования
(утверждено приказом от 30.08.2023 №99/2)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
начального общего образования
срок реализации 4 года

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России»
разработана в соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
- Методических рекомендаций по использованию и включению в
содержание процесса обучения и воспитания государственных символов
Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от
15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996р; СП 2.4.3648-20;
- Программы развития социальной активности «Орлята России» для
обучающихся начальных классов общеобразовательных
школ
/под
редакцией А. В. Джеуса; автор- составитель: А. В. Спирина и др./
Ставрополь, 2022г.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в
образовательнойполитике, связанных с усилением роли воспитания в
образовательных организациях(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»). Так, «активноеучастие в социально-значимой
деятельности»
артикулируется
как
в
текстах
последнегоФГОСначальногообщегообразования,такив«Примернойрабочейпр
ограммевоспитания»,вкоторойуказывается,что«поощрениесоциальнойактивн
остиобучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции
воспитания вобразовательнойорганизации».
Участиедетейипедагоговвпрограмме«ОрлятаРоссии»способствует
восстановлениюбогатогоопытавоспитательнойработысподрастающимпоколе
ниеми егодальнейшемуразвитию с учётом всехвызововсовременногомира.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного

возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта
позитивного преобразования социального мира на основе российских
базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему
Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и
ответственности.
Задачи курса:
1. Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему
народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России.
2. Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре
своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной,
религиозной принадлежности.
3. Формировать лидерские качества и умение работать в
команде.
4. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5. Воспитывать
ценностное отношение к
здоровому
образу
жизни, прививать интерес к физической культуре.
6. Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать
значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других
людей.
7. Содействовать воспитанию экологической культуры и
ответственного отношения к окружающему миру.
8. Формировать ценностное отношение к знаниям через
интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Описание курса внеурочной деятельности:
Рабочая программа рассчитана в 1 классе на 33 часа в год (1 час в
неделю), 2-4 классы – 34 часа в каждом классе.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
формировать основы российской гражданской идентичности,
чувствогордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формировать гуманистические и демократические ценностные
ориентации;
- овладевать
начальными
навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности, личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- формировать навыки сотрудничества со взрослыми исверстниками
в разных социальных ситуациях;

- формировать безопасный, здоровый образ жизни;
-формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- планировать свою деятельность;
- осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе
деятельности;
- анализировать причины своего успеха/неуспеха.
Познавательные УУД:
- сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и
классифицироватьобъекты, явления по родовидовымпризнакам;
- устанавливать аналогии и причинно- следственные связи;
- работать с таблицами, картами, схемами;
- умению кодировать и декодировать информацию.
Коммуникативные УУД:
владеть методами поиска, переработки, хранения и передачи
информации;
- уметь слушать собеседника и вести диалог;
- уметь излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
-уметь договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности
Воснову курса внеурочной деятельности положен системнодеятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком
образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного
развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к
«социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии
программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для
проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его
инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В
структуре заложено понимание особенностей психологического развития
младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности
будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и
распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на
полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и
попробовать применить этот опыт в своей жизни.

Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по
7-ми трекам.
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт
совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года.
Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива,
сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта
совместной деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти,
которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных
конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения
информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе
познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается
высокая мотивация и интерес к учёбе.
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно
быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека
«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время
первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или
представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в
данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик
всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в
обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года

накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от
учебной
нагрузки.
Дополнительные
физкультурно-оздоровительные
мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог»
позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на
природу. Есть возможность использования природных материалов при
изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника.
7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла
Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная
деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к
своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и
принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего
родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности
«Орлята России» 1 класс
№

Тема

Подготовительный этап к участию в Программе- 4 ч
1.
Игровая программа «Играй, узнавай, найди
1
друзей в классе»
2.
«Мы будем друзьями в классе»
1
3.
«Правила настоящих друзей»
1
4.
Вводный Орлятский урок
1
«Орлёнок – Эрудит» 4 ч.
5.
«Кто такой эрудит?»
1
6.
«Всезнайка»
1
7.
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
1
8.
«Подведём итоги»
1

Кол-во
часов

«Орлёнок – Доброволец» 4 ч.
9.
«От слова к делу»
10.
«Спешить на помощь безвозмездно»
11.
«Доброволец – это доброе сердце»
12.
«Подведём итоги»
«Орлёнок – Мастер» 4 ч.
13.
«Мастер – это…»
14.
«Мастерская Деда Мороза …»
15.
«Класс мастеров»
16.
«Классная ёлка»
«Орлёнок – Спортсмен» 4 ч.
17.
«Утро мы начнём с зарядки»
18.
«Сто затей для всех друзей
19.
«Весёлые старты»
20.
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 8 ч.
21.
«Орлёнок – хранитель исторической памяти»
22.
«История школы – моя история»
23.
«Поход в музей»
24.
«Историческое чаепитие»
25.
«ЭКОЛОГиЯ»
26.
«В гости к природе»
27.
«Мы друзья природе»
28.
«Орлята – экологи»
«Орлёнок – Лидер» 4 ч.
29.
«Лидер – это…»
30.
«Я хочу быть лидером!»
31.
«С командой действую!»
32.
«Мы дружный класс»
Подведение итогов 2 ч.
33.
Подведение итогов участия в Программе в
текущем учебном году

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс
№

Тема

Старт программы – 1 ч
1.
Вводный «Орлятский урок»
Орлёнок – Лидер –4 ч
2.
Лидер – это…
3.
С командой действовать готов. Верёвочный
курс
4.
Встреча с тем, кто умеет вести за собой

Кол-во
часов
1
1
1
1

5.
«Мы дружный класс!»
Орлёнок – Эрудит – 4 ч
6.
Кто такой эрудит?
7.
Развиваемся, играя!
8.
Могу быть изобретателем
9.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги
трека «На старте новых открытий»
Орлёнок – Мастер -6 ч
10.
Мастер – это…
11.
От идеи – к делу!
12.
КТД «Классный театр
13.
Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство»
– подводим итоги
Из них на Подведение промежуточных итогов -2 ч.
14.
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»

1
1
1
1
1

1
1
1
1

1

«Орлёнок – Мастер»
15.

Игра по итогам 3-х треков:

1

«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Орлёнок – Доброволец – 4 ч
16.

От слова к делу.

1

17.

КТД «Создай хорошее настроение»

1

18.

КТД «Братья наши меньшие»

1

19.

Добровольцем будь всегда «Портрет
добровольца»

1

Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
20.

Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в
порядке!

1

21.

О спорт, ты – мир!

1

22.

Спортивная игра «У рекордов наши имена»

1

23.

Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»

1

Орлёнок – Эколог – 4 ч
24.

ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий
эколог?

1

25.

«Мой след на планете»

1

26.

Восхищаемся красивым миром

1

27.

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.

Орлёнок – Хранитель исторической памяти.

1

29.

Хранитель семейных традиций

1

30.

Кодекс «Орлёнка – Хранителя»

1

31.

Историческое чаепитие

1

32.

Расскажи мне о России

1

Подведение итогов –2 ч
33.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

34.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

3 класс
№

Тема

Старт программы – 1 ч
1.
Вводный «Орлятский урок»
Орлёнок – Лидер – 4 ч
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером
3.
«В команде рождается лидер»
4.
КТД «Вместе мы сможем всё»
5.
«Мы дружный класс!
Орлёнок – Эрудит – 4 ч

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

6.

Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…

1

7.

«Игра – это полезно и интересно»

1

8.

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

9.

Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»

1

Орлёнок – Мастер 6 ч
10.

Мастер – это…«Россия мастеровая»

1

11.

«В гости к мастерам»

1

12.

«Мастер – это звучит гордо!»

1

13.

«Путь в мастерство» – подводим итоги

1

Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч.
14.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» 1
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

15.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» 1
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

Орлёнок – Доброволец – 4 ч
16.

От слова к делу. «Спешить на помощь
безвозмездно!»

1

17.

КТД «Подари улыбку миру!»

1

18.

«Доброволец – это доброе сердце»

1

19.

«Портрет добровольца»

1

Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
20.

«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»

1

21.

«Сто затей для всех друзей»

1

22.

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

23.

«Встреча-подарок»

1

Орлёнок – Эколог – 4 ч
24.

ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»

1

25.

КТД «Знаю, умею, действую»

1

26.

Игра по станциям «Путешествие в природу»

1

27.

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1

29.

«Традиции моей страны»

1

30.

«Знать, чтобы хранить»

1

31.

КТД «История становится ближе»

1

32.

«Я – хранитель, мы – хранители»

1

Подведение итогов – 2 ч
33.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

34.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

4 класс
№

Тема

Старт программы – 1 ч
1.
Вводный «Орлятский урок».
Орлёнок – Лидер – 4 ч
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером.
3.
«В команде рождается лидер».
4.
КТД «Вместе мы сможем всё».
5.
«Мы дружный класс!
Орлёнок – Эрудит – 4 ч

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

6.

Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…

1

7.

«Игра – это полезно и интересно»

1

8.

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

9.

Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»

1

Орлёнок – Мастер 6 ч
10.

Мастер – это…«Россия мастеровая»

1

11.

«В гости к мастерам»

1

12.

«Мастер – это звучит гордо!»

1

13.

«Путь в мастерство» – подводим итоги

1

Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч.
14.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» 1
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

15.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» 1
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

Орлёнок – Доброволец – 4 ч
16.

От слова к делу. «Спешить на помощь
безвозмездно!»

1

17.

КТД «Подари улыбку миру!»

1

18.

«Доброволец – это доброе сердце»

1

19.

«Портрет добровольца»

1

Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
20.

«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»

1

21.

«Сто затей для всех друзей»

1

22.

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

23.

«Встреча-подарок»

1

Орлёнок – Эколог – 4 ч
24.

ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»

1

25.

КТД «Знаю, умею, действую»

1

26.

Игра по станциям «Путешествие в природу»

1

27.

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1

29.

«Традиции моей страны»

1

30.

«Знать, чтобы хранить»

1

31.

КТД «История становится ближе»

1

32.

«Я – хранитель, мы – хранители»

1

Подведение итогов – 2 ч
33.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

34.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

УЧЕТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17» (модуль
«Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного

отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке
учитель определяет самостоятельно в соответствии с целями и задачами
урока.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Программное обеспечение
1.Методическое пособие | 2023. "Программа развития социальной
активности «Орлята России» для обучающихся начальных классов
общеобразовательных
школ.
2.Подготовительный этап к участию в программе.1 класс (технологические
карты
игровых
занятий).
3.Методический
комплект
«Вводные
Орлятские
уроки».
4.Методический комплект к треку «Орлёнок – Доброволец».
5.Методический комплект к треку «Орлёнок – Доброволец» 1 класс.
6.Методический комплект к треку «Орлёнок – Доброволец» 2 класс.
7.Методический комплект к треку «Орлёнок – Доброволец» 3,4 классы.
8.Методический
комплект
к
треку
«Орлёнок
–
Лидер».
9.Методический комплект к треку «Орлёнок – Лидер» 2 класс.
10.Методический комплект к треку «Орлёнок – Лидер» 3, 4 класс.
11.Методический
комплект
к
треку
«Орлёнок
–
Мастер».
12.Методический комплект к треку «Орлёнок – Мастер» 1 класс.
13.Методический комплект к треку «Орлёнок – Мастер» 2 класс.
14.Методический комплект к треку «Орлёнок – Мастер» 3, 4 классы.
15.Методический комплект к треку «Орлёнок – Спортсмен».
16.Методический комплект к треку «Орлёнок – Спортсмен» 2 класс.
17.Методический комплект к треку «Орлёнок – Спортсмен» 3, 4 класс.
18.Методический
комплект
к
треку
«Орлёнок
–
Эрудит».
19.Методический комплект к треку «Орлёнок – Эрудит» 1 класс.
20.Методический комплект к треку «Орлёнок – Эрудит» 2 класс.
21.Методический комплект к треку «Орлёнок – Эрудит» 3,4 классы.
22.Дополнительные материалы.
Цифровые образоват -ельные ресурсы и ресурсы сети интернет
https://orlyatarussia.ru/library/29
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
учебное оборудование

- проектор;
- ноутбук.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».