Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» Приложение к адаптированной основной образовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «СОШ №17», утверждена приказом директора МБОУ «СОШ №17» №112-ОД от 30.08.2024 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17» на 2024 – 2025 учебный год обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФГОС УО) 2024 г. Пояснительная записка Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающих областей по классам (годам обучения). Учебный план формируется в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС УО); Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; Приказа Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. №442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями); Устава МБОУ «СОШ №17». Организация временного режима обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать их особым образовательным потребностям и учитывать их индивидуальные возможности. Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели; 2-9 классы – 34 учебные недели. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул. В целях сохранения и укрепления здоровьяобучающихся устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно действующему СанПиНу). Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность перемен между уроками составляет 15 минут, большой перемены – 20 минут. Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий, кружков, секций и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут. Выбор вариантов сроков обучения школа осуществляет самостоятельно и согласовано с родителями, с учетом: особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия комплекса условий для реализации АООП ОО (кадровые, финансовые, материальнотехнические). Реализация АООП ОО в части трудового обучения осуществляется с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности. Учебный план включает обязательные предметные области: Язык и речевая практика Математика Естествознание Человек и общество Искусство Физическая культура Технология. Основные задачи реализации содержания предметных областей. Предметная область «Язык и речевая практика». Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение), Речевая практика. Основные задачи реализации содержания: Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач. Чтение.Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных произведений. Предметная область «Математика». Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации содержания: овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни). Предметная область «Естествознание». Учебные предметы: Мир природы и человека, Природоведение, Биология, География. Основные задачи реализации содержания: Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем. География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение географических представлений о родном крае. Предметная область «Человек и общество». Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества, Этика, Обществоведение. Основные задачи реализации содержания: Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений. Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного человека и общества. История Отечества. Формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость. Обществоведение. Формирование первоначальных представлений о правах и обязанностях гражданина; основных законах нашей страны. Предметная область «Искусство».Учебные предметы: Рисование, Музыка. Основные задачи реализации содержания: Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве. Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических ориентиров. Предметная область «Физическая культура».Учебный предмет: Физическая культура (Адаптивная физическая культура). Основные задачи реализации содержания: Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности. Предметная область «Технология».Учебные предметы: Труд (технология). Основные задачи реализации содержания: Труд (технология). Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии. Труд (технология). Формирование трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе, воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, представлена учебными предметами: основы безопасности жизнедеятельности. Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционноразвивающая область», которая представлена Ритмикой и коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными). Основные задачи реализации содержания: Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма). Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую аудиторную нагрузку (письмо МО РФ от 06.09.2002г. № 03-51-127 ин./13-03). Коррекционные занятия организуются логопедом, психологом, социальным педагогом. Длительность коррекционных занятий составляет 15-20 минут. Коррекционная работа направлена на развитие индивидуальных особенностей обучающихся в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены курсы: «Основы безопасного поведения», кроме того курсы внеурочной деятельности. Выбор курсов осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью, индивидуальной программы реабилитации. Коррекционно-развивающая область представлена курсами: ритмика, коррекционноразвивающие занятия (логопедические и психокоррекционные). Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится до 6 часов в неделю. Выбор курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время. Сроки освоения АООП ОО обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляют 9 лет, на основании заключений ПМПК сроки могут быть увеличены до 13 лет. Для тех обучающихся с умственной отсталостью, которые оказываются неготовыми к школьному обучению, обучение пролонгируется на один год. Обучение в 1 классе имеет диагностико-пропедевтическую направленность. В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно действующему СанПиНу). Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Количество учебных занятий составляет за 9 учебных лет не более 8 377 часов, за 12 лет – не более 11 845 часов, за 13 лет не более 12 538 часов. Учебный план является примерным, так как на каждого обучающегося разрабатывается индивидуальный учебный план с учетом рекомендаций ПМПК и психофизических особенностей ребенка. Учебный план-сетка общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС УО (2014) МБОУ «СОШ №17» на 2024-2025 учебный год (5-дневная учебная неделя) Предме Учебные Количество часов в неделю Всего тные предметы / 5 6 7 8 9 области классы Обязательная часть Язык и Русский язык 4 4 4 4 4 20 речевая Чтение 4 4 4 4 4 20 практика Математика Математика 4 4 3 3 3 17 Информатика 0 0 1 1 1 3 Естествозна Природоведение 2 2 0 0 0 4 ние Биология 0 0 2 2 2 6 География 0 2 2 2 2 8 Человек и Основы 2 2 2 2 2 10 общество социальной жизни Мир истории 0 2 0 0 0 2 История 0 0 2 2 2 6 Отечества Искусство Музыка 1 0 0 0 0 1 Рисование 2 0 0 0 0 2 Технология Труд (технология) 6 6 7 7 8 34 Физическая Адаптивная 2 2 2 2 2 10 культура физическая культура Итого 27 28 29 29 30 143 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Основы безопасности и защиты Родины Ритмика Максимально допустимая нагрузка при 5-дневной учебной неделе Коррекционно - развивающая область: 2 2 1 1 1 7 1 1 1 1 1 5 1 29 1 30 0 30 0 30 0 31 2 150 4 4 4 4 4 20 Логопедические занятия (включая коррекцию и развитие познавательной деятельности) Психокоррекционные занятия 2 2 2 2 2 10 2 2 2 2 2 10 В 2024-2025 учебном году обучающиеся с умственной отсталостью обучаются в коррекционном классе. Формы промежуточной аттестация обучающихся. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой, проведение диагностики состояния образовательного процесса и основных результатов образовательной деятельности за учебный год. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка во 2-9 классах выставляется на основе четвертных отметок. Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации обучающихся регулирует локальный акт образовательной организации «Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».