Учебный план МБОУ СОШ №17 обучающихся с УО на 2024-2025 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»

Приложение к адаптированной основной
образовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
МБОУ «СОШ №17», утверждена приказом
директора МБОУ «СОШ №17» №112-ОД от
30.08.2024

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №17»
на 2024 – 2025 учебный год
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (ФГОС УО)

2024 г.

Пояснительная записка
Учебный
план
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее-Учебный план) обеспечивает введение в
действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающих областей по классам (годам обучения).
Учебный план формируется в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС УО);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»»;
Приказа Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. №442 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
Устава МБОУ «СОШ №17».
Организация временного режима обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать их особым образовательным
потребностям и учитывать их индивидуальные возможности.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные
недели; 2-9 классы – 34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном
плане предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул.
В целях сохранения и укрепления здоровьяобучающихся устанавливается
продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований
к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно действующему
СанПиНу).
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. При определении
продолжительности занятий в 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения: в
первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока по 40 минут каждый).
Продолжительность перемен между уроками составляет 15 минут, большой перемены
– 20 минут. Между началом коррекционных, внеклассных, факультативных занятий,
кружков, секций и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв
продолжительностью не менее 45 минут. Выбор вариантов сроков обучения школа
осуществляет самостоятельно и согласовано с родителями, с учетом: особенностей
психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к
школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей; наличия
комплекса условий для реализации АООП ОО (кадровые, финансовые, материальнотехнические).
Реализация АООП ОО в части трудового обучения осуществляется с учетом
индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а
также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей

(законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя
подготовку обучающегося к индивидуальной трудовой деятельности.
Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Человек и общество
Искусство
Физическая культура
Технология.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение), Речевая
практика.
Основные задачи реализации содержания: Русский язык. Формирование
первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой. Формирование
элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и
источнике получения знаний. Использование письменной коммуникации для решения
практико-ориентированных задач.
Чтение.Осознание значения чтения для решения социально значимых задач, развития
познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных этических
представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций. Формирование
и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту
литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения
литературных произведений.
Предметная область «Математика».
Учебный предмет: Математика. Основные задачи реализации содержания:
овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных
видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые
математические знания в жизни).
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: Мир природы и человека, Природоведение, Биология, География.
Основные задачи реализации содержания:
Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и
взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в
повседневной жизни. Развитие активности, любознательности и разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его
здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними
животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения
бытовых, медицинских и экологических проблем.
География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической
географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и
океанов. Расширение географических представлений о родном крае.
Предметная область «Человек и общество».
Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества,
Этика, Обществоведение.

Основные задачи реализации содержания: Основы социальной жизни. Развитие
навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной
ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Усвоение морально-этических
норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях. Понимание
роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в
воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического,
физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных
отношений.
Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических
представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и
изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного
человека и общества. История Отечества. Формирование представлений о наиболее
значимых исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и
героических делах народов, проживающих на территории нашей Родины, о примерах
служения своему Отечеству в борьбе за свободу и независимость.
Обществоведение. Формирование первоначальных представлений о правах и
обязанностях гражданина; основных законах нашей страны.
Предметная область «Искусство».Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Основные задачи реализации содержания: Рисование. Формирование умений и навыков
изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание
красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».Учебный предмет: Физическая
культура (Адаптивная физическая культура). Основные задачи реализации содержания:
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами
доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в
соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств
личности.
Предметная область «Технология».Учебные предметы: Труд (технология).
Основные задачи реализации содержания: Труд (технология). Овладение элементарными
приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие
самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение
первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире
профессий и важности выбора доступной профессии.
Труд (технология). Формирование трудовых умений, необходимых в разных
жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового
взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе,
воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
представлена учебными предметами: основы безопасности жизнедеятельности.
Обязательным элементом структуры Учебного плана является «Коррекционноразвивающая область», которая представлена Ритмикой и коррекционными занятиями
(логопедическими и психокоррекционными).
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные
движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением. Развитие
координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики,
пространственной ориентировки. Привитие навыков участия в коллективной творческой
деятельности.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения
знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция
сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков
социального поведения.
Часы коррекционно-развивающей области не входят в предельно допустимую
аудиторную нагрузку (письмо МО РФ от 06.09.2002г. № 03-51-127 ин./13-03).
Коррекционные занятия организуются логопедом, психологом, социальным педагогом.
Длительность коррекционных занятий составляет 15-20 минут. Коррекционная работа
направлена на развитие индивидуальных особенностей обучающихся в соответствии с
рекомендациями ПМПК и индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные
занятия проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены курсы:
«Основы безопасного поведения», кроме того курсы внеурочной деятельности. Выбор
курсов осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающихся с
умственной отсталостью, индивидуальной программы реабилитации.
Коррекционно-развивающая область представлена курсами: ритмика, коррекционноразвивающие занятия (логопедические и психокоррекционные). Время, отведенное на
реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится до 6 часов в
неделю. Выбор курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий осуществляется
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и
индивидуальной программы реабилитации. Индивидуальные занятия проводятся в
течение учебного дня и во внеклассное время.
Сроки освоения АООП ОО обучающимися с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) составляют 9 лет, на основании заключений ПМПК
сроки могут быть увеличены до 13 лет. Для тех обучающихся с умственной отсталостью,
которые оказываются неготовыми к школьному обучению, обучение пролонгируется на
один год. Обучение в 1 классе имеет диагностико-пропедевтическую направленность. В
целях
сохранения
и
укрепления
здоровья
обучающихся
устанавливается

продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований
к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно действующему
СанПиНу).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Количество учебных занятий составляет за 9 учебных лет не более 8 377 часов, за 12
лет – не более 11 845 часов, за 13 лет не более 12 538 часов.
Учебный план является примерным, так как на каждого обучающегося
разрабатывается индивидуальный учебный план с учетом рекомендаций ПМПК и
психофизических особенностей ребенка.
Учебный план-сетка общего образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС УО (2014)
МБОУ «СОШ №17» на 2024-2025 учебный год
(5-дневная учебная неделя)
Предме
Учебные
Количество часов в неделю
Всего
тные
предметы /
5
6
7
8
9
области
классы
Обязательная часть
Язык и
Русский язык
4
4
4
4
4
20
речевая
Чтение
4
4
4
4
4
20
практика
Математика Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
0
0
1
1
1
3
Естествозна Природоведение
2
2
0
0
0
4
ние
Биология
0
0
2
2
2
6
География
0
2
2
2
2
8
Человек и
Основы
2
2
2
2
2
10
общество
социальной жизни
Мир истории
0
2
0
0
0
2
История
0
0
2
2
2
6
Отечества
Искусство
Музыка
1
0
0
0
0
1
Рисование
2
0
0
0
0
2
Технология Труд (технология)
6
6
7
7
8
34
Физическая Адаптивная
2
2
2
2
2
10
культура
физическая
культура
Итого
27
28
29
29
30
143
Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
Основы безопасности и защиты
Родины
Ритмика
Максимально допустимая
нагрузка при 5-дневной
учебной неделе
Коррекционно - развивающая
область:

2

2

1

1

1

7

1

1

1

1

1

5

1
29

1
30

0
30

0
30

0
31

2
150

4

4

4

4

4

20

Логопедические занятия
(включая коррекцию и развитие
познавательной деятельности)
Психокоррекционные занятия

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10

В 2024-2025 учебном году обучающиеся с умственной отсталостью обучаются в
коррекционном классе.
Формы промежуточной аттестация обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой, проведение диагностики состояния образовательного
процесса и основных результатов образовательной деятельности за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка во 2-9 классах
выставляется на основе четвертных отметок.
Порядок, периодичность, систему оценок и формы проведения промежуточной
аттестации обучающихся регулирует локальный акт образовательной организации
«Положение о формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».