Учебный план основного общего образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями на 2025-2026 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 17"

Приложение
к адаптированной основной
общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ
«СОШ №17», утверждена приказом директора
МБОУ «СОШ №17» от 29.08.2025 №77-ОД

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17»
на 2025 – 2026учебный год
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (ФГОС УО)

Артемовский муниципальный округ Свердловской области, 2025

Пояснительная записка
Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
определяет
перечень,
трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин, формы промежуточной аттестации.
Учебный план формируется в соответствии с требованиями: Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями);
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее ФГОС УО); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с
изменениями); федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.06.2016 № 699; Санитарно-эпидемиологических требований к условиям
и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26
(далее - СанПиН 2.4.2.3286- 15); Устава МБОУ «СОШ №17».
Учебный план определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся с легкой степенью отсталости, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика;
Математика;
Естествознание;
Человек и общество;
Искусство;
Физическая культура;
Технологии.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение),Речевая практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном)
языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию

и возрасту литературных текстов.
Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных
произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков
связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в
различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого
этикета
Предметная область «Математика».
Учебный предмет: Математика (Математика и информатика)
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных
видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые
математические знания в жизни.
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: Мир природы и человека, Природоведение,Биология, География.
Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире:
живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и
взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в
повседневной жизни. Развитие активности,
любознательности и разумной
предприимчивости во взаимодействии с миромживой и неживой природы.
Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его
здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними
животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения
бытовых, медицинских и экологических проблем.
География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической
географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и
океанов. Расширение географическихпредставлений о родном крае.
Предметная область «Человек и общество».
Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества, Этика,
Обществоведение.
Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного
ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности
более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Усвоение морально- этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных
жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека,
общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его
соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада
семейных отношений.
Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических
представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и
изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного
человека и общества.

История Отечества. Формирование представлений о наиболее значимых
исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических
делах народов, проживающих на территории нашей Родины , о примерах служения своему
Отечеству в борьбе за свободу и независимость.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их
применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения
отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание
потребности в художественномтворчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Физическая культура (Адаптивная физическая культура).
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов
спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с
возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферыи психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой
сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область «Технология».
Учебные предметы: Профильный труд.
Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми
умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к
трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в
жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Профильный труд. Формирование трудовых умений, необходимых в разных
жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового
взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе,
воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционноразвивающая
область»,
которая
представлена
коррекционными
занятиями
(логопедическими и психокоррекционными).
Основные задачи реализации содержания:
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения
знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция
сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,

повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального
поведения.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены курсы:
«Основы безопасности жизнедеятельности», «Мир музыки», «Изобразительное
искусство». Выбор курсов осуществляется исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью, индивидуальной программы реабилитации.
Коррекционно-развивающая область представлена курсами: ритмика, коррекционноразвивающие занятия (логопедические и психокоррекционные). Время, отведенное на
реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится до 6 часов в
неделю. Выбор курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий осуществляется
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и
индивидуальной программы реабилитации.
Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время.
Формы промежуточной аттестация обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой, проведение диагностики состояния образовательного процесса и основных
результатов образовательной деятельности за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка во 2-9 классах
выставляется на основе четвертных отметок. Порядок, периодичность, систему оценок и
формы проведения промежуточной аттестации обучающихся регулирует локальный акт
образовательной организации «Положение о формах, периодичности и порядке
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся».
Сроки освоения АООП ОО обучающимися с легкой умственной отсталостью с
интеллектуальными нарушениями составляют 5 лет; на основании заключений ПМПК
сроки могут быть увеличены. Срок освоения АООП обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет. Для тех обучающихся с
умственной отсталостью, которые оказываются неготовыми к школьному обучению,
обучение пролонгируется на один год. Обучение в 1 классе имеет диагностикопропедевтическую направленность. В целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней (при
соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной
образовательной нагрузки согласно действующему СанПиНу).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Количество учебных занятий составляет за
9 учебных лет не более 8 377 часов, за 12 лет – не более 11 845 часов, за 13 лет не более 12
538 часов.
Учебный план разрабатывается с учетом рекомендаций ПМПК и психофизических
особенностей ребенка.

Недельный учебный план
ФАООП УО (вариант 1) обучающихся 5 - 9 классов
Предметные
области
Язык и
речевая
практика
Математика

Учебные предметы (учебные
Количество часов в неделю
курсы)
5
6
7
8
9
Обязательная часть
Русский язык
4
4
4
4
4
Чтение (литературное чтение)
4
4
4
4
4

Математика
Информатика
Естествознание Природоведение
Биология
География
Человек и
Основы социальной жизни
общество
Мир истории
История Отечества
Искусство
Музыка
Рисование (изобразительное
искусство)
Физическая
Адаптивная физическая
культура
культура
Технологии
Труд (технология)
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений:
Адаптивная физическая культура
Занимательная биология

Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в соответствии
с санитарными правилами и нормами
Внеурочная деятельность:

коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика)
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
другие направления внеурочной деятельности
Всего часов
Количество учебных недель
Всего часов в год

4
0
2

4
0
2

3
1

3
1

3
1

2
0
0
1
2

2
2
2
0
0
0

2
2
2
0
2
0
0

2
2
2
0
2
0
0

2
2
2
0
2
0
0

2

2

2

2

2

6
27
2

6
28
2

7
29
1

7
29
1

7
29
1

1
1
29

1
1
30

1

1

1

30

30

30

6
4

5,5
3

7,5
3

6,5
3

6,5
4

2
2
2

1
2
2,5

1
2
4,5

1
2
3,5

2
2
2,5

35
34
1190

35,5
34
1207

37,5
34
1275

36,5
34
1241

36,5
34
1241


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».