Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 17"
Приложение
к адаптированной основной
общеобразовательной программе образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МБОУ
«СОШ №17», утверждена приказом директора
МБОУ «СОШ №17» от 29.08.2025 №77-ОД
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №17»
на 2025 – 2026учебный год
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (ФГОС УО)
Артемовский муниципальный округ Свердловской области, 2025
Пояснительная записка
Учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
определяет
перечень,
трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин, формы промежуточной аттестации.
Учебный план формируется в соответствии с требованиями: Федерального закона от
29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями);
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 (далее ФГОС УО); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (с
изменениями); федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 09.06.2016 № 699; Санитарно-эпидемиологических требований к условиям
и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26
(далее - СанПиН 2.4.2.3286- 15); Устава МБОУ «СОШ №17».
Учебный план определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся с легкой степенью отсталости, состав и структуру обязательных
предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика;
Математика;
Естествознание;
Человек и общество;
Искусство;
Физическая культура;
Технологии.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык, Чтение (Литературное чтение),Речевая практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном)
языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию
и возрасту литературных текстов.
Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных
произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков
связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в
различных ситуациях общения.
Ознакомление со средствами устной выразительности, овладение нормами речевого
этикета
Предметная область «Математика».
Учебный предмет: Математика (Математика и информатика)
Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных
видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые
математические знания в жизни.
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: Мир природы и человека, Природоведение,Биология, География.
Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире:
живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Природоведение. Формирование элементарных знаний о живой и неживой природе и
взаимосвязях, существующих между ними. Применение полученных знаний в
повседневной жизни. Развитие активности,
любознательности и разумной
предприимчивости во взаимодействии с миромживой и неживой природы.
Биология. Формирование элементарных научных представлений о компонентах
живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его
здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними
животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения
бытовых, медицинских и экологических проблем.
География. Усвоение элементарных знаний по физической и экономической
географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и
океанов. Расширение географическихпредставлений о родном крае.
Предметная область «Человек и общество».
Учебные предметы: Основы социальной жизни, Мир истории, История Отечества, Этика,
Обществоведение.
Основы социальной жизни. Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного
ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности
более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Усвоение морально- этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных
жизненных ситуациях. Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека,
общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его
соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада
семейных отношений.
Мир истории. Формирование первоначальных временных исторических
представлений. Установление простейших взаимосвязей между историческим временем и
изменениями, происходящими в предметном мире (мире вещей); жизни отдельного
человека и общества.
История Отечества. Формирование представлений о наиболее значимых
исторических событиях в жизни нашей страны, о традициях, трудовых и героических
делах народов, проживающих на территории нашей Родины , о примерах служения своему
Отечеству в борьбе за свободу и независимость.
Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их
применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения
отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание
потребности в художественномтворчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Физическая культура (Адаптивная физическая культура).
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и сна.
Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов
спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с
возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков
познавательной сферыи психомоторного развития; развитие и совершенствование волевой
сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область «Технология».
Учебные предметы: Профильный труд.
Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми
умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к
трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в
жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Профильный труд. Формирование трудовых умений, необходимых в разных
жизненных сферах. Формирование умения адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового
взаимодействия. Приобретение навыков самостоятельной работы и в коллективе,
воспитание чувства товарищества, сотрудничества и взаимопомощи.
Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционноразвивающая
область»,
которая
представлена
коррекционными
занятиями
(логопедическими и психокоррекционными).
Основные задачи реализации содержания:
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов устной речи
(разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения
знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение
значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.
Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации, стимуляция
сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я»,
повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков
самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование
продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение
социального статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального
поведения.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены курсы:
«Основы безопасности жизнедеятельности», «Мир музыки», «Изобразительное
искусство». Выбор курсов осуществляется исходя из психофизических особенностей
обучающихся с умственной отсталостью, индивидуальной программы реабилитации.
Коррекционно-развивающая область представлена курсами: ритмика, коррекционноразвивающие занятия (логопедические и психокоррекционные). Время, отведенное на
реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится до 6 часов в
неделю. Выбор курсов для индивидуальных и подгрупповых занятий осуществляется
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании заключения психолого-педагогической медико-социальной комиссии и
индивидуальной программы реабилитации.
Индивидуальные занятия проводятся в течение учебного дня и во внеклассное время.
Формы промежуточной аттестация обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой, проведение диагностики состояния образовательного процесса и основных
результатов образовательной деятельности за учебный год.
Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу,
дисциплине, модулю по итогам учебного года. Годовая отметка во 2-9 классах
выставляется на основе четвертных отметок. Порядок, периодичность, систему оценок и
формы проведения промежуточной аттестации обучающихся регулирует локальный акт
образовательной организации «Положение о формах, периодичности и порядке
проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся».
Сроки освоения АООП ОО обучающимися с легкой умственной отсталостью с
интеллектуальными нарушениями составляют 5 лет; на основании заключений ПМПК
сроки могут быть увеличены. Срок освоения АООП обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9-13 лет. Для тех обучающихся с
умственной отсталостью, которые оказываются неготовыми к школьному обучению,
обучение пролонгируется на один год. Обучение в 1 классе имеет диагностикопропедевтическую направленность. В целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся устанавливается продолжительность учебной недели – 5 дней (при
соблюдении гигиенических требований к максимальным величинам недельной
образовательной нагрузки согласно действующему СанПиНу).
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель. Количество учебных занятий составляет за
9 учебных лет не более 8 377 часов, за 12 лет – не более 11 845 часов, за 13 лет не более 12
538 часов.
Учебный план разрабатывается с учетом рекомендаций ПМПК и психофизических
особенностей ребенка.
Недельный учебный план
ФАООП УО (вариант 1) обучающихся 5 - 9 классов
Предметные
области
Язык и
речевая
практика
Математика
Учебные предметы (учебные
Количество часов в неделю
курсы)
5
6
7
8
9
Обязательная часть
Русский язык
4
4
4
4
4
Чтение (литературное чтение)
4
4
4
4
4
Математика
Информатика
Естествознание Природоведение
Биология
География
Человек и
Основы социальной жизни
общество
Мир истории
История Отечества
Искусство
Музыка
Рисование (изобразительное
искусство)
Физическая
Адаптивная физическая
культура
культура
Технологии
Труд (технология)
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений:
Адаптивная физическая культура
Занимательная биология
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе) в соответствии
с санитарными правилами и нормами
Внеурочная деятельность:
коррекционно-развивающая
область
(коррекционные занятия и ритмика)
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
другие направления внеурочной деятельности
Всего часов
Количество учебных недель
Всего часов в год
4
0
2
4
0
2
3
1
3
1
3
1
2
0
0
1
2
2
2
2
0
0
0
2
2
2
0
2
0
0
2
2
2
0
2
0
0
2
2
2
0
2
0
0
2
2
2
2
2
6
27
2
6
28
2
7
29
1
7
29
1
7
29
1
1
1
29
1
1
30
1
1
1
30
30
30
6
4
5,5
3
7,5
3
6,5
3
6,5
4
2
2
2
1
2
2,5
1
2
4,5
1
2
3,5
2
2
2,5
35
34
1190
35,5
34
1207
37,5
34
1275
36,5
34
1241
36,5
34
1241