РП ДО Волейбол

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»

УТВЕРЖДАЮ:

РАССМОТРЕНО

МБОУ «СОШ №17»

Педагогическим советом
Протокол №1

Н.В. Цепилова

30.08.2023 г.

т 30.08.2023 г. №99/2

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности

«Волейбол»
Возраст обучающихся: 8-17 лет
Срок реализации: 1 год

Разработчик:
Костенко С.Н,
педагог дополнительного
образования

Артемовский, 2023

Содержание

1. Основные характеристики программы....... Ошибка! Закладка не определена.
1.1. Пояснительная записка............................... Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Цель и задачи Программы...................................................................................7
1.3. Содержание общеразвивающей программы.................................................... 7
1.4. Планируемый результат..................................................................................... 12
2. Организационно-педагогические условия......................................................... 15
2.1. Календарный учебный график программы «Волейбол» на 2023-2024
учебный год.................................................................................................................. 15
2.2. Условия реализации программы..................................................................... 35
2.3. Форма контроля..................................................................................................36
2.4. Оценочный материал.......................................................................................... 36
2.5 Методический материал..................................................................................... 36
3. Список литературы................................................................................................ 39

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной
направленности «Волейбол» является модифицированной и разработана на
основании следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей"
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.04.2023
№302 "О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем
дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467"
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24 3648-20 «Санитарно
-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023)
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и
признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N
1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до
2030 года")
Направленность программы физкультурно-спортивная.
Уровень реализации программы - базовый (основной).
Волейбол доступен всем, играют в него как в
закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и
простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Актуальность программы.

2

Выбор спортивной игры - волейбол - определился популярностью ее в
детской среде, доступностью, широкой распространенностью, учебно­
материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и
эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале,
посредством занятий волейболом. Программа направлена на создание условий
для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству,
обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального
поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у
занимающихся основных физических качеств - выносливости, координации
движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных
навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка:
коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за
свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в
быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других
действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся
мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением
сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный
характер игры,
самостоятельность тактических
индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки,
удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и
переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную
активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания
у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими
действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих
установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и
методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир
ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития
организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с
большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается
гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного
образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в
движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Обоснование новизны программы в том, что она учитывает специфику
дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих
заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе
обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень
популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной
игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и
всестороннего физического развития.
3

Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости

свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение
интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.
Адресат

дополнительной

общеразвивающей

программы:

данная

программа предназначена для учащихся в возрасте 8-17 лет.
Объем и срок освоения программы:
Объем общеразвивающей программы и общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы: программа рассчитана на 1 год обучения, 34 часа.

Срок освоения - 1 год.
Формы обучения: Обучение по программе ведется с использованием различных
форм: очное обучение, (с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации"), электронное обучение и обучение с
применением дистанционных образовательных технологий.
При необходимости
возможна реализация программы с применением
электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий
(ДОТ).
При реализации ДОТ занятия проводятся с использованием чатов
электронной системы общения, проводятся в режиме онлайн.
Основными элементами системы электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий являются: образовательные онлайн-платформы
(электронная платформа
для видеозанятий - занятия проводятся с
использованием чатов электронной системы общения, проводятся в режиме
онлайн); цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных
сайтах; видеоконференции; вебинары; skype - общение; e-mail; облачные
сервисы; электронные носители мультимедийных приложений; электронные
пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об
образовательной деятельности.
Продолжительность занятия в дистанционном формате: 2 академических часа,
в которые входит 30 минут занятия с применением интернет-платформ для
дистанционного обучения (он-лайн), остальное время отводится на выполнение
творческих заданий и индивидуальные консультации с учащимися (оф-лайн).
Организуя образовательный процесс педагоги используют следующие методы
обучения:

•Словесный - подача нового материала;
•Наглядный - обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять
окружающий мир.
• Практический - позволяет применить полученные знания при выполнении
заданий.
•Демонстрационный - показ моделей, предметов, презентаций.
•Метод стимулирования познавательного интереса.
•Наблюдение и анализ.
•Иллюстративный - используется в сочетании с вербальным (словесным)
методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
4

Практические и теоретическое.

Особенности организации образовательного процесса:
Дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных
задач. Строгая регламентация деятельности занимающихся и дозирование
нагрузки. Постоянный состав занимающихся и их возрастная однородность.
Использование разнообразных организационных форм, средств, методов и
приемов. Гибкая информационная система контроля знаний, умений и навыков.
Планирование учебных занятий секции согласовано с общим планом
физкультурно-массовой работы школы. Основной формой занятия является
спортивная тренировка. Занятия по данной дополнительной общеразвивающей
программе возможно как в очном формате, так и с применением обучения в
дистанционном формате.

Состав группы: участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы от 8 до 15 человек.
Главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и
общественной гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и
ответственности юных волейболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6.
Достижение оптимального для данного этапа уровня технической
тактической подготовленности юных волейболистов.

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: содействие физическому развитию учащихся и привитие
стойкого интереса к систематическим занятиям спортом путем обучения игры в
волейбол.

Задачи реализации программы:
Образовательные:
- Обучение техническим и тактическим основам спортивной игры -волейболу,
дальнейшее совершенствование технических и тактических приемов игры.
- Освоение учащимися знаний для занятий волейболом,
- Овладение умениями и навыками игры в волейбол.
- Развитие силы, ловкости, координации движений, быстроты реакции.
- Воспитание интереса к волейболу.

Развивающие:
- Развитие спортивных способностей обучающихся.
- Развитие желания участвовать в соревнованиях проводимых в течение года.

Воспитательные:
5

- Воспитать упорство трудолюбие, настойчивость в достижении цели.
- Воспитание трудолюбия, коммуникабельности, чувства товарищества и
патриотизма.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план обучения
_________ 1 модуль___________
Количество часов
№ Название раздела,
Формы
п/п темы
Теория Практика
контроля
Всего
1
1
Общая физическая
33
32
Контрольное
подготовка
упражнение
1.1

Основы методики
обучения в волейболе

1.2

1
Обучение технике
подачи мяча.
Передача сверху
двумя руками впередвверх (в опорном
положении)
Передача сверху
двумя руками в
прыжке (вдоль сетки
и через сетку)
Передача сверху
двумя руками, стоя
спиной в направлении
передачи.

1

тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

1.3

Совершенствование
техники передачи
мяча сверху двумя
руками вперед-вверх

1

1

тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

1.4

ОФП.
Совершенствование
навыков приема и
передачи мяча сверху
двумя руками.
Тактика вторых
передач.
Нападающий удар
через сетку

1

1

1

1

1.5

1

6

2.

Техника нападения

2.1 Командные
тактические действия
в нападении, защите.
Двухсторонняя
учебная игра.
Игры и эстафеты на
закрепление и
совершенствование
технических приемов
и тактических
действий
2.2 Игры развивающие
физические
способности.
Развитие скоростных,
скоростно-силовых,
координационных
способностей,
выносливости,
гибкости
2.3 Блокирование
нападающих ударов
3. Игра по правилам с
заданием
3.1 Передача мяча двумя
руками сверху через
сетку с
перемещением.
Передача мяча двумя
сверху у стены.
Нижняя прямая
подача.
3.2 Передача мяча двумя
руками сверху через
сетку с
перемещением.
Передача мяча двумя
руками сверху у
стены. Прием и
передача мяча снизу
двумя руками
Передачи в четверках
с перемещением из

15

4

5

4

5

4

5

5
13

13

5

5

5

5

7

Контрольное
упражнение
тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

Контрольное
упражнение
тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

зоны 6 в зоны 3, 2 и
из зоны 6 в зоны 3, 4.
Прием и передача
мяча снизу двумя
руками. Нижняя
прямая подача.
3.3 Основы техники и
тактики игры
Итого

№ Название раздела,
п/п темы
1
Обучение технике
перемещения и
передачи мяча
1.1 Совершенствование
техники передачи
мяча сверху двумя
руками вперед-вверх

3
33

5
1
2 модуль

32

Формы
Количество часов
контроля
Теория Практика
Всего
23
1
22
Контрольное
упражнение
10

1

1.2 Передача мяча снизу 8
двумя руками над
собой. Передача мяча
снизу двумя руками в
парах.
Верхняя прямая
подача. Нижняя
боковая подача.
Верхняя передача
мяча.
1.3 Система игры в
5
защите.
2. Игра по правилам с
16
заданием
2.1 Верхняя прямая
8
подача. Передачи
мяча сверху стоя
спиной к цели.
Передачи мяча сверху
двумя руками и снизу
двумя руками в
различных

9

8

тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы
тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

5
16
8

8

Контрольное
упражнение
тестирование
на умение
выполнять
пройденные
технические
приёмы

2.2

сочетаниях. Прием
мяча с подачи в зону
3.
Передачи мяча сверху 8
двумя руками в
прыжке. Прием мяча
с подачи в зону 3.
Учебная игра в
волейбол.
Передача из зон 1, 6,
5 в зону 3 с приема
подачи. Вторая
передача из зоны 3 в
зоны 2, 4. Учебно тренировочная игра в
волейбол.
Итого
39

8

1

тестирование
на знание
правил
соревнований
и
терминологии

38

Содержание программы обучения.
1 модуль
1.
Теория:

Обучение технике перемещения и передачи мяча .

Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие
специальных двигательных качеств. Техника защиты. Перемещение в стойке
приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Техника защиты.
Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом
вперед. Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками впередвверх. Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи.
Обучение технике подачи мяча. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача.
Подача с вращением мяча. Подача в прыжке. Верхняя передача мяча.

Практика:
Отработка приемов.
Форма контроля: Техническая подготовка (ТП)
(Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками
сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия - блоки,
страховки).

2.
Техника нападения
Практика: Отработка приемов. Командные тактические действия в нападении,
защите. Двухсторонняя учебная игра. Игры и эстафеты на закрепление и
совершенствование технических приемов и тактических действий. Игры
развивающие физические способности. Развитие скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости, гибкости. Судейство учебной
игры в волейбол.
Игра «Волейбол». Подача в прыжке.
9

Форма контроля: Тактическая подготовка (ТП)
(Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча).

3.

Игра по правилам с заданием

Практика: Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением.
Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием и передача
мяча снизу двумя руками. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны
3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя
прямая подача. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели.
Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных
сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. Верхняя прямая подача. Передачи
мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра
в волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи
в зону 3. Учебная игра в волейбол.
Форма контроля: Специальная физическая подготовка (СФП)
(Подвижные игры. Эстафеты).

2 модуль
1. Обучение технике перемещения и передачи мяча .
Теория: Общеразвивающие и подготовительные упражнения.

Развитие
специальных двигательных качеств. Техника защиты. Перемещение в стойке
приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Техника защиты.
Перемещение в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом
вперед. Совершенствование техники передачи мяча сверху двумя руками впередвверх. Передача сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи.
Обучение технике подачи мяча. Нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача.
Подача с вращением мяча. Подача в прыжке. Верхняя передача мяча.

Практика:
Отработка приемов.
Форма контроля: Тактическая подготовка (ТП)
(Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча).
Контрольно-оценочные и переводные испытания
2.

Игра по правилам с заданием

Практика: Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением.
Передача мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием и передача
мяча снизу двумя руками. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны
3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя
прямая подача. Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели.
Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в различных
сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3. Верхняя прямая подача. Передачи
мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная игра

ш

в волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с подачи
в зону 3. Учебная игра в волейбол.

Форма контроля: Контрольно-оценочные и переводные испытания
1.4. Планируемые результаты.
Планируемые результаты и способы проверки их результативности
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы дополнительного образования
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по
волейболу являются следующие умения:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания
программы по волейболу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку
на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными
образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы
по волейболу являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня,
организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития волейбола характеризовать её роль и
значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
представлять выбранный вид спорта как средство укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину
и массу тела), развития основных физических качеств;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса,
регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических
качеств;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных
действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять
11

находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия
разными игроками , выделять отличительные признаки и элементы.
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных задач
В конце обучения учащиеся будут узнают.
• физиологические основы деятельности системы дыхания, кровообращения
и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и
совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные
периоды;
• психофункциональные
особенности
собственного
организма,
индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств,
укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы
организации
самостоятельных
занятий
физическими
упражнениями с разной функциональной направленностью, правила
использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания
простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания
доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
• понятия «Техника игры», «Тактика игры»
• правила игры
• первичные навыки судейства.

научатся:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного
вида спортивной специализации, использовать их в условиях
соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических
способностей, коррекции осанки и телосложения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях
физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и
несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием,
специальными
техническими
средствами
с
целью
повышения
эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
• владеть основными техническими приемами
• применять полученные знания в игре и организации самостоятельных
занятий волейболом

Предметные результаты:
-знание правил техники безопасности и профилактики травматизма;
-формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития и своих
основных физических качеств и функциональных возможностей;

12

-формирование
умение
выполнять
комплексы
общеразвивающих
оздоровительных упражнений;
-овладение знаниям, умениям и навыкам игры в волейбол.

2.
Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график программы «Волейбол» на 2023-2024
учебный год.
Год обучения: первый
Количество учебных недель: 34
Количество учебных дней:
Сроки учебных периодов: 1 полугодие с 01.09.2023 по 30.12.2023;
2 полугодие с 09.01.2024 г. по 31.08.2024г.

1 модуль
Дата
№ по
плану
1

2

Дата Кол
-во
по
факту час
ов

сентяб
РЬ

сентяб
РЬ

1

1

Тема
занятия

Техника
защиты.
Перемещени
е в стойке
приставным
и шагами:
правым,
левым
боком,
лицом
вперед
Обучение
технике
подачи
мяча.
Передача
сверху
двумя
руками
впередвверх (в
опорном
положении)
Передача
сверху
двумя
руками в
прыжке

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
ивная

13

Форма
контроля

тестирован
ие на
умение
выполнять
пройденны
е
технически
е приёмы

тестирован
ие на
умение
выполнять
пройденны
е
технически
е приёмы

Примечан
ие

и

(вдоль сетки
и через
сетку)
Передача
сверху
двумя
руками, стоя
спиной в
направлении
передачи.
3

4

5

сентяб
Рь

1

сентяб
рь

1

сентяб

1

Командные
тактические
действия в
нападении,
защите.
Двухсторон
няя учебная
игра.
Игры и
эстафеты на
закрепление
и
совершенств
ование
технических
приемов и
тактических
действий
Игры
развивающи
е
физические
способности
Развитие
скоростных,
скоростно­
силовых,
координаци
онных
способносте
й,
выносливос
ти,гибкости
Передача

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект

14

тестирован
ие на
умение
выполнять
пройденны
е
технически
е приёмы

сдача
контрольн
ых
нормативов
по ОФП

тестирован

Рь

6

7

сентяб
рь

1

сентяб

1

мяча двумя
руками
сверху через
сетку с
перемещени
ем.
Передача
мяча двумя
сверху у
стены.
Нижняя
прямая
подача.
Передача
мяча двумя
руками
сверху через
сетку с
перемещени
емПередача
мяча двумя
руками
сверху у
стены.
Прием и
передача
мяча снизу
двумя
руками
Передачи в
четверках с
перемещени
ем из зоны 6
в зоны 3, 2 и
из зоны 6 в
зоны 3, 4.
Прием и
передача
мяча снизу
двумя
руками.
Нижняя
прямая
подача.
Совершенст

и вн ая

ие на
умение
выполнять
пройденны
е
технически
е приёмы

Коллект

тестирован
ие на
умение
выполнять
пройденны
е
технически
е приёмы

и вн ая

Коллект

15

тестирован

Рь

8

9

Сентяб
рь

1

сентяб
рь

1

вование
техники
передачи
мяча сверху
двумя
руками
впередвверх
Передача
мяча снизу
двумя
руками над
собой.
Передача
мяча снизу
двумя
руками в
парах.
Верхняя
прямая
подача.
Нижняя
боковая
подача.
Верхняя
передача
мяча.
Верхняя
прямая
подача.
Передачи
мяча сверху
стоя спиной
к цели.
Передачи
мяча сверху
двумя
руками и
снизу двумя
руками в
различных
сочетаниях.
Прием мяча
с подачи в
зону 3.

и вн ая

ие на
умение
выполнять
пройденны
е
технически
е приёмы

Коллект

тестирован
ие на
умение
выполнять
пройденны
е
технически
е приёмы

и вн ая

Коллект
и вн ая

16

тестирован
ие на
знание
правил
соревнован
ий и
терминолог
ии

10 Октябр
ь

11

12
13

октябр
ь

Передачи
мяча сверху
двумя
руками в
прыжке.
Прием мяча
с подачи в
зону 3.
Учебная
игра в
волейбол.
Передача из
зон 1, 6, 5 в
зону 3 с
приема
подачи.
Вторая
передача из
зоны 3 в
зоны 2, 4.
Учебно тренировочн
ая игра в
волейбол.
ОФП.
Совершенст
вование
навыков
приема и
передачи
мяча сверху
двумя
руками.
Тактика
вторых
передач.
Учебная
игра
Приемы
мяча.

октябр
ь

Прием мяча
с падением.

октябр
ь

1

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

17

тестирован
ие на
умение
выполнять
пройденны
е
технически
е приёмы

14

15

16

17

18

19

20

октябр
ь
октябр
ь
октябр
ь

октябр
ь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

Блокирован
ие
одиночное
Блокирован
ие
групповое
Групповые
действия в
защите
внутри
линии и
между
линиями
Прием мяча:
на задней
линии от
нижней
прямой и
боковой
подачи.
Учебная
игра.
Прием мяча:
нижней и
верхней
прямой
подачи в
зоне
нападения.
Прием мяча:
сверху
двумя
руками с
падением в
сторону на
бедро и
перекатом
на спину.
Учебная
игра.
Прием мяча:
с низу двумя
руками и
одной рукой
с падением в

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

18

21

22

23

24

25

ноябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

декабр
ь

перед на
руку и
перекатом
на грудь.
Учебная
игра.
Нападающи
й удар через
сетку: по
ходу из
зоны 3,4 и 2.
Игра.
Нападающи
й удар через
сетку: в
зонах 4 и 2 с
передачей
из глубины
площадки.
Учебная
игра.
Нападающи
й удар через
сетку: из
зоны 3 с
высоких и
средних
передач.
Учебная
игра.
Нападающи
й удар через
сетку: с
удаленных
от сетки
передач.
Игра.
Блокирован
ие
нападающих
ударов:
одиночные
и групповые
в зонах 4 и
2,

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

19

26

27

28

29

декабр
ь

декабр
ь

декабр
ь

декабр
ь

выполненны
х с передачи
из зоны 3.
Учебная
игра.
Блокирован
ие
нападающих
ударов: по
ходу,
выполняемы
х из зон 4-3
и 2-3 в
известном
направлении
. Учебная
игра.
Индивидуал
ьные
тактические
действия:
выбор и
способ
отбивания
мяча через
сетку.
Учебная
игра.
Передача
сверху
двумя
руками,
кулаком
снизу.
Учебная
игра.
Выбор места
для
выполнения
блокирован
ия
нападающег
о удара.

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

20

30

31

32

33

№

34

декабр
ь

декабр
ь

декабр
ь

декабр
ь

Выбор места
для
выполнения
нападающег
о удара.
Игра.
Взаимодейс
твие
игроков
передней
линии в
нападении.
Игра.
Взаимодейс
твие
игроков
задней и
передней
линии в
нападении и
при приеме
подачи.
Учебная
игра.
Защитные
действия
игроков
внутри
линии при
приеме
подач. Игра.

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Календарный учебный график программы «Волейбол» на 2021-2022
учебный год.
_____________ ___________ 2 модуль ____________ ____________
Дата
Дата Кол
Примечай
Тема
Форма
Форма
-во
занятия
заняти
контроля
по
по
не
я
плану факту час
ов
1 Перемещени коллект групповые
январь

е игроков

ивная
21

тренировоч

ные
занятия

при подаче
и приёме
мяча.
Стойки
основная,
низкая;
сочетание
стоек и
перемещени
й,способов
перемещени
й. Нижняя
прямая
(боковая);
из-за
лицевой
линии в
пределы
площадки,
правую,
левую
половины
площадки.

35

36

37

январь

январь

январь

1

1

1

Нападающи
е действия
игроков
передней
линии при
второй
передачи.
Учебная
игра.
Система
игры в
защите.

Приём
подачи

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

22

групповые
тренировоч
ные
занятия

тестирован
ие на
умение
выполнять
пройденны
е
технически
е приёмы
групповые
тренировоч

ные
занятия

Передача
мяча двумя
руками
сверху на
месте.
Передача
мяча над
собой.
Прием мяча
двумя снизу.
Нижняя
прямая
подача.
38

январь

1

Приём
подачи

Коллект
и вн ая

Верхняя
прямая
подача.
Передачи
мяча в парах
в движении.
Передачи в
четверках с
перемещени
ем из зоны 6
в зоны 3, 2 и
из зоны 6 в
зоны 3, 4.
39

январь

1

Приём
подачи

Коллект
и вн ая

Верхняя
прямая
подача
Передачи
мяча сверху
двумя
руками и
снизу двумя
руками в
различных
сочетаниях.
23

тестирован
ие на
умение
выполнять
пройденны
е
технически
е приёмы

групповые
тренировоч
ные
занятия

40

41

42

43

январь

январь

1

1

феврал
ь

1

феврал
ь

1

Верхняя
прямая
подача.
Прием мяча
с подачи.
Передачи
мяча сверху
двумя
руками и
снизу двумя
руками в
различных
сочетаниях.
Верхняя
прямая
подача с
вращением.
Передача из
зон 1,6,5 в
зону 3. .
Прием мяча
с подачи.
Верхняя
прямая
подача с
вращением.
Прием мяча
с подачи в
зону 3.
Передача из
зон 1, 6, 5 в
зону 3 с
приема
подачи.
Вторая
передача из
зоны 3 в
зоны 2, 4.
Верхняя
прямая
подача в
прыжке.

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

24

групповые
тренировоч
ные
занятия

групповые
тренировоч
ные
занятия

групповые
тренировоч
ные
занятия

тестирован
ие на
умение
выполнять
пройденны
е

технически
е приёмы
44

45

46

феврал
ь

феврал
ь

феврал
ь

Верхняя
прямая
подача в
прыжке.
Прием мяча
с подачи в
зону
Верхняя
прямая
подача в
прыжке.
Прием мяча
с подачи в
зону 3.
Вторая
передача из
зоны 3 в
зоны 2, 4
Атакующие
удары.

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Прямой
нападающий
удар; ритм
разбега в
три шага;
ударное
движение
кистью по
мячу: стоя у
стены; удар
через сетку,
подброшенн
ому
партнером;
удар с
передачи.
47

феврал
ь

Нападающи
й удар по
неподвижно
му мячу
Нападающи

Коллект
и вн ая

25

групповые
тренировоч
ные
занятия

48

49

феврал
ь

феврал
ь

й удар с
собственног
о
подбрасыва
ния мяча
Прямой
нападающий
удар с
разбега.
Одиночное
блокирован
ие.
Прямой
нападающий
удар.
Верхняя
прямая
подача в
прыжке.
Прием мяча
с подачи в
зону 3.
Вторая
передача из
зоны 3 в
зоны 2, 4.
Групповые
действия
волейболист
ов

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Взаимодейс
твие при
первой
передаче
игроков зон
3, 4 и 2; при
второй
передаче
игроков зон
3, 4, 2;
взаимодейст
вие при
первой
передаче
26

групповые
тренировоч
ные
занятия

игроков зон
6, 5, 1 и 3, 4,
2 при
приёме
подачи
50

51

52

март

март

март

Нападающи
й удар с
поворотом
туловища
Индивидуал
ьное
блокирован
ие.
Нападающи
й удар без
поворота
туловища (с
переводом
рукой).
Групповое
блокирован
ие.
Упражнения
на развитие
прыгучести.

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Прыжковые
упражнения
с
отягощения
ми и без
них.
Прыжки с
места, с
разбега,
доставая
баскетбольн
ый щит,
кольцо.
Прямой
нападающий
удар.
Верхняя
прямая
27

групповые
тренировоч
ные
занятия

подача в
прыжке.
Прием мяча
с подачи в
зону 3.
Вторая
передача из
зоны 3 в
зоны 2, 4.
53

март

Упражнения
на развитие
прыгучести.
Прыжки из
глубокого
приседа.

Коллект
и вн ая

Прыжки со
скакалкой
на двух
ногах
(варианты: с
ноги на
ногу; с
продвижени
ем вперед;
на одной
ноге; в
приседе;
высоко
поднимая
бёдра).
Нападающи
й удар с
поворотом
туловища
Индивидуал
ьное
блокирован
ие.
54

март

Блокирован
ие в
прыжке;
блокирован
ие удара по

Коллект
и вн ая

28

групповые
тренировоч
ные
занятия

подброшенн
ому мячу
(блокирующ
ий на
подставке,
на
площадке),
удар с
передачи
(блок).
55

56

март

март

Прямой
нападающий
удар.
Верхняя
прямая
подача в
прыжке.
Прием мяча
с подачи в
зону 3.
Вторая
передача из
зоны 3 в
зоны 2, 4.
Нападающи
й удар с
поворотом
туловища
Индивидуал
ьное
блокирован
ие.
Прямой
нападающий
удар.
Верхняя
прямая
подача в
прыжке.
Прием мяча
с подачи в
зону 3.
Вторая
передача из

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

29

57

58

59

60

март

март

апрель

апрель
ь

зоны 3 в
зоны 2, 4.
Нападающи
й удар без
поворота
туловища (с
переводом
рукой).
Групповое
блокирован
ие.
Нижняя
прямая,
верхняя
прямая
подачи по
определенн
ым зонам.
Неожиданн
ые передачи
мяча через
сетку на
площадку
соперника.
Групповые
тактические
действия в
нападении:
взаимодейст
вие игрока
зоны 6 с
игроком
зоны 3.
Групповые
тактические
действия в
нападении:
взаимодейст
вие игрока
зоны 3 с
игроком
зоны 2.
Система
игры в
защите

Коллект
и вн ая

групповые
тренировоч
ные
занятия

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

30

групповые
тренировоч
ные

61

62

63

64

65

66

апрель

апрель

апрель

апрель

апрель

апрель

«углом
вперед».
Учебно тренировочн
ая игра в
волейбол с
заданиями.
Совершенст
вование
техники
нападающег
о удара по
блоку в аут.
Совершенст
вование
техники
нападающег
о удара в
зону 4.
Совершенст
вование
техники
нападающег
о удара в
зону 1.
Совершенст
вование
техники
нападающег
о удара в
зону 6.
Совершенст
вование
техники
нападающег
о удара по
диагонали.
Совершенст
вование
техники
нападающег
о удара в
зону 5.

занятия

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

31

групповые
тренировоч
ные
занятия

групповые
тренировоч
ные
занятия

групповые
тренировоч
ные
занятия

групповые
тренировоч
ные
занятия

67

68

69

70

71

май

май

май

май

май

Совершенст
вование
техники
нападающег
о удара в
зону 2.
Совершенст
вование
техники
нападающег
о удара в
зону 3.
Организаци
яи
судейство
учебнотренировочн
ых игр,
соревновани
й между
классами.
Проведение
разминки
тренировочн
ых занятий.
Организаци
яи
проведение
соревновани
й на
первенство
школы по
волейболу
среди
команд
юношей и
девушек 9
классов.
Организаци
яи
проведение
соревновани
й на
первенство
школы по

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

32

групповые
тренировоч
ные
занятия

групповые
тренировоч
ные
занятия

72

73

74

май

май

май

волейболу
среди
команд
юношей и
девушек 10
классов.
Организаци
яи
проведение
соревновани
й на
первенство
школы по
волейболу
среди
команд
юношей и
девушек 11
классов.
Совершенст
вование
всех
технических
приёмов.
Сдача
контрольны

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

Коллект
и вн ая

X

нормативов.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Основной учебной базой для проведения
занятий является спортивный зал с волейбольной разметкой площадки,
волейбольной сеткой.
I. Спортивный зал;
2. Волейбольная сетка;
3. Методические материалы, рекомендации;
4. Игровая форма (спортивная форма соревновательная);
5. Волейбольные мячи;
6. Набивные мячи;
7. Скакалки;
8. Компрессор для накачивания мячей;
9. Стойки, разметочные фишки и конусы;
10. Гимнастические маты;
II. Секундомер;
33

12. Свисток.
При дистанционном обучении должно обеспечиваться каждому обучающемуся
возможность доступа к средствам ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайнплатформе, в качестве основного информационного ресурса, а также
осуществляться учебно-методическая помощь обучающимся через консультации
педагогов как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися,
так и опосредованно.

2.3.Форма контроля
Формой подведения итогов являются: контрольные упражнения и игры, тесты,
сдача нормативов, соревнования. Оценке подлежит уровень теоретических
знаний, технической и физической подготовки. При обучении элементам
результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не
получилось"). Эффективность обучения может определяться и количественно "сделал столько-то раз". Оценка результатов может проводиться на контрольном
или соревновательном занятии. Если оценивается минимальный достигнутый
уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных
упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах,
метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).

2.4. Оценочный материал
Основной показатель работы дополнительной программы - выполнение в
конце года программных требований по
уровню
подготовленности
занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях
технической,
тактической,
физической,
интегральной,
теоретической
подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении
тренировочного цикла.

всего

учебно­

В конце года все учащиеся сдают по общей физической подготовке контрольные
зачеты. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более
высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры
незаменимы
при
подготовке
к
соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных
условиях изученных технических приемов и тактических действий.

2.5 Методический материал
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и
тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным
на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение
оптимального уровня физического развития. Успешное осуществление учебно­
тренировочного процесса возможно при соблюдении
34

принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической,
специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Успешное
решение учебно-тренировочных задач возможно
при
использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности,
систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве
требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к
технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод
соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических
качеств.
Спортивные методы включаются:
метод непрерывности и цикличности учебно- тренировочного процесса;
метод максимальности и постепенности повышения требований;
метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном
процессе.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то
или иное задание необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно
закрепляя объяснения показом наглядного материала и показом приемов работы.
Практические занятия - основная форма работы с детьми, где умения
закрепляются, в ходе повторения - совершенствуются и формируются навыки.
Приобретенные
умения
и
навыки
используются
обучающимися
в
соревновательной деятельности в зависимости от сложившихся и меняющихся
условий. Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по
отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований
индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого
занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности
обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при
этом одинаковые требования в плане овладения основой структурой технического
и тактического приема. В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется
работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно
общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На
занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и
морально-волевой подготовке юных спортсменов. Разносторонняя физическая
подготовка проводится на протяжении всего учебно- тренировочного процесса.
Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и
основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены
преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а
подводящие и основные - на формирование технических навыков и тактических
умений. В процессе обучения техническим приемам используется сочетание
метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический
прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и заключение снова
возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования
техники происходит формирование тактических умений. Распределение времени
35

на все разделы работы осуществляется в соответствии
тренировочного занятия.
Методы организации и проведения образовательного
методы:
□ Описание
□ Объяснение
□ Рассказ
□ Разбор
□ Указание
□ Команды и распоряжения
Подсчёт
Наглядные методы:
□ Показ упражнений и техники волейбольных приёмов
□ Использование учебных наглядных пособий
□ Видиофильмы, DVD, слайды
Жестикуляции
Практические методы:
□ Метод упражнений
□ Метод разучивания по частям
□ Метод разучивания в целом
□ Соревновательный метод
□ Игровой метод
□ Непосредственная помощь тренера-преподавателя.
Основные средства обучения:
□ Общефизические упражнения
□ Специальные физические упражнения
□ Упражнения для изучения техники передвижений,
волейбола в нападении и защите и совершенствование
командных действиях
□ Подвижные и подготовительные игры.

36

с задачами каждого
процесса: Словесные

техники и тактики
их в групповых и

3. С писок литературы

Список литературы для педагога
1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для специализации
«Теория и методика видов спорта» - Омск: СибГАФК, 1996 - 83 с.
2. Банников А.М., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника,
тактика). - Краснодар, 2001.
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки
спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., ГубаВ.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я.
Набатниковой. - М, 1982.

Список литературы для обучающихся и родителей
1. Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования
России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
2. Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт. 1989.
3. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. - Кишинев: «Карта
Молдовеняскэ», 1975.
4. Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения
волейболиста. - Волгоград, 1977.
5. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и
спорт. 1982.

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».