Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» РАССМОТРЕНО Педагогическим советом «СОШ №17» Протокол №1 . Цепилова 30.08.2023 г. .08.2023 г. №99/2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «Таинственный мир биологии» Возраст обучающихся: 1 4 -1 6 лет Срок реализации: 1 год Разработчик: Иванова Н.Ю., педагог дополнительного образования Артемовский, 2023 Содержание 1.Основные характеристики общеразвивающей программы................ 3 1.1. Пояснительная записка...................................................................... 3 1.2..Цели и задачи общеразвивающей программы................................ 5 1.4.Содержание программы..................................................................... 6 2. Планируемые результаты.....................................................................9 2.1.Организационно- педагогические условия........................................ 11 2.2. Формы аттестации/ контроля.......................................................... 13 3. Список литературы.............................................................................. 15 1. Основные характеристики общеразвивающей программы 1.1.Пояснительная записка Н аправленность общеразвивающей программы «Таинственный мир биологии» - естественнонаучная. А ктуальностъ программы. Основаниями для разработки Программы являются следующие нормативно правовые акты и государственные программные документы • Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей" • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.04.2023 №302 "О внесении изменений в Целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. N 467" • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 24 3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»), • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной осуществляющими образовательную общеобразовательным программам, деятельности деятельность образовательным организациями, по программам основным среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам». • Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» (вместе с "Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года") О тличительные особенност и программы. Программа направлена на формирование у учащихся стойкой мотивации для изучения биологических наук, расширение знаний по биологии и экологии, формирование осознанного отношения к миру живой природы, развитие интереса к медицинским наукам, повышение образовательного уровня. Программа дает возможность учащимся выбрать свой «биологический путь», активно включаться в поиск новых знаний, что является главным способом осмысления жизни. Роль биологии в современной действительности переоценить трудно, ведь она подробно изучает жизнь человека во всех ее проявлениях. В ее функции входит исследование развития всего живого, а именно: строение организмов, их поведение, а также отношения между собой и взаимосвязь с окружающей средой. Значение биологии в жизни человека становится понятным, если провести параллель между основными проблемами жизнедеятельности индивида, например, здоровьем, питанием, а также выбором оптимальных условий существования. На сегодняшний день известны многочисленные науки, которые отделились от биологии, став не менее важными и самостоятельными. К таким можно отнести зоологию, ботанику, микробиологию, а также вирусологию. Из них трудно выделить наиболее значимые, все они представляют собой комплекс ценнейших фундаментальных знаний, накопленных цивилизацией. В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. В возрасте 13-15 лет происходит знакомство с основами естественных наук в их единстве и взаимосвязях. Это даёт учащемуся ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свою нишу (по интересам) в области естественных наук. Особое внимание уделяется формированию у обосновыватьсущность биологических процессов и явлений, школьников умений наследственности и изменчивости, норм иправил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальныхизменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинноследственные связи в природе;формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий,законов, закономерностей. Адресат программы.Данная программа разработана для учащихся 14-16 лет, желающих получить знания в области биологии, без ограничений - независимо от уровня способностей в области биологии, число детей в группе 12-15 человек. Срок освоения программы 1 год, общее количество часов - 34 часа Режим занятий: 1 час один раза в неделю. Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными нормами и правилами, утвержденными СанПин 2.4.4.3172-14. Программа курса рассчитана на 34 часа, из них 23 часа теории и 11 часов практики. Уровень освоения программы - базовый. Программа обладает широкими возможностями для формирования у детей фундамента биологической, экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Базовый уровень предполагает формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности (в самостоятельных действиях в окружающей природной и социальной среде). Поэтому данная программа играет значительную роль в духовно нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностной ориентации детей в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности Формы организации учебного процесса Перечень форм обучения: При освоении программы используются следующие формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые. При освоении программы используются следующие виды занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, круглый стол, экскурсия. Перечень форм подведения итогов: При подведении итогов реализации программы используются следующие формы: тестирование, проектная работа, семинар, дискуссия. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: 1. повысить интерес к общебиологическим наукам 2. повысить качество биологического образования 3. формировать ответственное отношение к окружающей среде, собственному здоровью. Основные задачи программы: Образовательные: Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека. Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний. Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей: с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе; Знакомить с биологическими специальностями. Развивающие: Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом. Развитие навыков общение и коммуникации. Развитие творческих способностей ребенка. Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей. Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов. Формирование потребности в здоровом образе жизни. Воспитательные: Воспитывать интерес к миру живых существ. Воспитывать ответственное отношение к порученному делу. 1.3.Содержание программы Учебно-тематическое планирование содержания курса № Название темы Количество часов теория всего 1 Биология как наука 1 1 4 3 Формыаттестации практика Методы биологии 2 Признаки организмов живых 1 дискуссия 3 Система, многообразие и эволюция 7 5 2 зачет живой природы 4 Человек и его здоровье 16 11 5 тест 5 Взаимосвязи 4 3 1 семинар 2 Проект организмов и окружающей среды 6 Подведение итогов 2 Всего часов 34 23 11 Содерж ание учебного плана Тема 1.Биология- наука о жизни 1 час Знакомство с Биологией. Роль биологии. Общие свойства живого. Признаки живых существ. Методы изучения биологии. Тема 2,Признаки живых организмов 4 час Теория: Цитология как наука, история ее появления и развития. Общее строение клеток прокариот. Общее строение клеток эукариот. Живые препараты. Практика: Одноклеточные и многоклеточные организмы. Тема 3, Система, многообразие и эволюция живой природы 7 час Основные этапы в развитии растительного мира. Первые одноклеточные организмы. Теория. Первые одноклеточные организмы. Первые многоклеточные организмы. Водоросли. Строение: анатомия и физиология водорослей. Выход растений на сушу. Первые наземные растения. Высшие растения. Особенность мхов. Споровые растения. Сосудистые растения. Кто такие лишайники. Общая характеристика Голосеменных. Покрытосемянные растения. Цветок - высшее достижение эволюции растений. Эволюция животного мира: от простейших до млекопитающих. Животныепаразиты. Животные травоядныехищные, всеядные. Переход к многоклеточное™. Кишечнополостные. Тип Плоские черви, Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип Членистоногие Происхождение и эволюция хордовых. Рыбы. Земноводные. Класс Класс Пресмыкающиеся. Млекопитающие. Практика: 1.Особенности строения растительной клетки. Подтип Бесчерепные. Класс Класс Птицы. Класс 2.Особенности строения клетки животного организма. Тема 4, Человек и его здоровье Физиологические функции и анатомическое строение организма человека. Сходство и различие с животными. Место анатомии среди биологических наук, неразрывность всех биологических наук. Общее представление о железах внутренней, внешней и смешанной секреции. Теория: гормоны, свойства гормонов, гуморальная регуляция организма. Строение и функции гипофиза, гипоталамуса, щитовидной железы. Опорно-двигательный аппарат. Теория: значение скелета, химический состав костей, строение костной ткани, классификация костей, соединения костей, строение скелета, особенности строения скелета человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью. Функции, строение и классификации мышц, общий обзор мышечной системы, работа мышц, утомление, сокращение мышц, мышечная ткань. Практика: работа с препаратами. Практическая ДП при переломах, ушибах, ранах. Кровеносная система, лимфатическая система, иммунитет. Теория: характеристика компонентов крови, плазма, механизм свертывания крови. Естественный и искусственный иммунитет, антитела. Общее представление о системе кровообращения, сосудистая система организма, строение артерии, капилляров и вен, строение сердца, свойства сердечной мышцы, возбудимость сердца, проводимость, сократимость, большой и малый круги кровообращения, кровоснабжение сердца, работа сердца, кровяное давление, регуляция сердечной деятельности. Внутренняя среда организма, определение лимфы, лимфообразование, функции лимфатической системы. Видео-занятия. Практика: практическая ДП при кровотечениях. Химические процессы в крови. Препараты крови. Дыхательная система, ее строение, работа легких Теория: дыхательные пути: носовая полость, орган обоняния, гортань, составляющие хрящи гортани, трахея и ее строение, бронхи, бронхиальное дерево, легкие, механизм вдоха и выдоха, типы дыханий, пневмоторакс, вентиляция легких и дыхательный акт. Диффузия газов в кровь, парциальное давление, кислородная емкость крови, транспорт газов кровь. Пищеварительная система. Теория: этапы процесса пищеварения, ротовая полость, зубная система, строение зуба, глотка, пищевод, желудок, работы И.П.Павлова, тонкая кишка, поджелудочная железа, инсулин и глюкагон, толстый кишечник. Печень. Практика: Препараты печени, поджелудочной железы, др. частей ЖКТ. Общее представление об обмене веществ и энергии. Обмен белков, функции белков, заменимые и незаменимые аминокислоты, азотистый баланс. Обмен липидов, функции липидов. Обмен углеводов, функции углеводов, фруктоза и глюкоза, моносахариды, полисахариды. Определение витаминов, их свойства, водорастворимые витамины. Жирорастворимые витамины. Выделительная система. Теория: почки, потовые железы, легкие, строение мочевыделительной системы, образование и свойства мочи, регуляция деятельности почек, первичная и вторичная моча. Практика: препараты почек. Микроскопирование. Способы размножения живых организмов Мужская половая система Женская половая система Теория: бесполое размножение, вегетативное, половое размножение. Половые клетки. Строение мужской половой системы. Строение женской половой системы. Эмбриогенез. Общие принципы организации нервной системы. Структурные компоненты. Физиологические свойства нервного волокна. Теория: функциональное подразделение нервной системы, автономная и соматическая нервная система. Возбудимость нервного волокна. Головной и спинной мозг. Рефлекторная дуга. Дистантные и контактные органы чувств. Безусловные и условные рефлексы. Понятие о первой и второй сигнальных системах, типы ВНД, память, сознание, мышление, сон. Гигиена как наука. Здоровый образ жизни. Виды инфекционных заболеваний. Меры по защите от инфекционных заболеваний Практика:Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях: переломах, кровотечениях, тепловом и солнечном ударе, утоплении, поражении электрическим током. Тема 5, Взаимосвязи организмов и окружающей среды Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия. Практика:Экскурсия. 1.4 Планируемые результаты: В результате изучения курса учащиеся должны достигнуть следующих результатов. М ет апредмет ны ми результ ат ам и освоения курса являю т ся: • умение работать с разными источниками биологической информации: находитьбиологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать иоценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях ипоступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументациисвоей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точкузрения, отстаивать свою позицию. Личностными результатами освоения курса являются: • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; • реализация установок здорового образа жизни; • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных наизучение живой природы; • интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,сравнивать, делать выводы и др ); Предметными результатамиосвоения курса являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительныхпризнаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов ибактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ ипревращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие,размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ ипревращение энергии в экосистемах); • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающимиживотными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человекаот состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредныхпривычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; • классификация — определение принадлежности биологических объектов копределенной систематической группе; • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роличеловека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных(на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизничеловека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмовнаследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека,видообразования и приспособленности; • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органовчеловека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и системорганов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов;наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитыхгрибов; опасных для человека растений и животных; • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы иумозаключения на основе сравнения; • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к средеобитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей междуособенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологическихобъектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение ихрезультатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни; • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторовриска на здоровье человека. 3. В сфере физической деятельности: • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях,травмах, спасении утопающего; • рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножениякультурных растений и домашних животных, ухода за ними; 4. В эстетической сфере: •овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. 2.0рганизационно- педагогические условия 2.1. Условия реализации программы М ат ериально-т ехнические условия реализации Программы. Требования к оснащению учебного процесса: • кабинет биологии, столы, стулья; • цифровая лаборатория; • лабораторное оборудование; • муляжи; • микроскопы; • наборы микропрепаратов, а также наборы для самостоятельного изготовления микропрепаратов; • компьютер с возможностью выхода в интернет; • мультимедийный проектор. Кадровое обеспечение/Педагог, владеющий следующими профессиональными и личностными качествами: • обладает биоэкологическим и педагогическим образованием; • способен применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности; • знает закономерностей взаимодействия личности и общества, социального поведения и формирования личности; • владеет навыками и приёмами организации занятий; • знает физиологию и психологию детского возраста; • умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету; • умеет создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся; • умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся; • систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень квалификации по специальности. Методические материалы Принципы обучения. Программа построена на соблюдении общепризнанных, основополагающих принципов обучения: • принцип сознательности и активности учащихся; • принцип наглядности обучения; • принцип систематичности и последовательности; • принцип прочности обучения: главенствует над памятью; • принцип доступности; • принцип научности; в современном обучении мышление • принцип связи теории с практикой. Принцип непосредственного участия - воспитание гуманного отношения к природе на основе формирования практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. Для успешного освоения программного материала педагогом используются следующие технологии: • информационные технологии; • коллективного творчества; • развивающего обучения; • личностно - ориентированного обучения; • индивидуального обучения; • игровая технология; • частично-поисковые. 2.2.Формы аттестации /контроля Отслеживание результативности образовательной деятельности по программе Виды контроля Формы проведения Сроки Входной Собеседование Сентябрь Текущий Тестирование, беседа, В течение года наблюдение педагога Промежуточный Тестирование, семинар, После прохождения раздела Итоговый Отчетное мероприятие Май Оценочные материалы Диагностика результативности реализации дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы осуществляется в течение всего учебного года совместно учащимися и учителем. Результаты диагностики отражаются в диагностической таблице № Ф.И уч-ся 1 2 ИТОГО ПОКАЗАТЕЛИ: 3 4 5 6 Показатели 7 8 Уровень 9 10 1. Умение работать с увеличительными приборами лупой и микроскопом. 2. Воссоздание эволюционного древа жизни. 3. Умение самостоятельно сравнивать представителей разных царств живой природы. 4. Создание плакатов животной и растительной клеток. 5. Определение по микропрепарату тип растительной и животной тканей. 6. Выявление адаптивных признаков у организма. 7. Построение различных пищевых цепей. 8. Решение учебных задач на определение энергозатрат. 9. Определение влияния экологических факторов на организм человека. 10. Составление коллажа, чем мы можем помочь окружающей среде. Критерии оценки результатов. Оценка: 0 - не сформирован указанный показатель 1 - показатель находятся в стадии формирования 2 - показатель на достаточно высоком уровне. Результаты обучения по ДООП выражаются в форме качественной оценки. Уровни усвоения программы: очень низкий уровень, низкий уровень, средний уровень, высокий уровень, очень высокий уровень Достигнутые результаты оцениваются в баллах, которые переводятся в проценты,показывающие объём правильного выполнения работы. Эти данные вносятся в таблицу по мере их получения самостоятельно учеником (под руководством учителя). В конце года проводится суммирование баллов и процентов и выводится средний результат. Полученные данные соотносятся с таблицей уровней, иллюстрирующей уровень достижения целей реализации ДООП на данном образовательном этапе. Балл % Итоговый уровень 20 90-100% Очень высокий 75-89% Высокий 74-50% Средний 49-30% Низкий 29-..... Очень низкий 3. Список литературы: 1. Верещагина В. А. Основы общей цитологии: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 2-е, перераб. Изд. Академия, 2009. 2. Воронина Г. А. Биология: Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. -М .: Просвещение, 2015. 3. Грант В. Эволюция организмов / В. Грант. М.: Мир, 2008. 4. Коробкин, В.И. Экология / В.И.Коробкин, Л.В. Передельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2009 . 5. Северцов А. С. Теория эволюции : учебник для вузов - М.: ВЛАДОС, 2005. 6. Трайтак Д. И. Проблемы методики обучения биологии. -М .: Мнемозина, 2002. 7. Филиппович Ю. Б., Коничев А. С., Севастьянова Г. А. и др. Биохимические основы жизнедеятельности человека: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: ВЛАДОС , 2005. 8.Чернова Н. М., Былова А. М. Общая экология. - М.: «Дрофа». 2004. Список литературы для учащихся: ГАдоева, Е.Я. Биология клетки. Учебное пособие / Е.Я. Адоева, Ю.Ф. Захаркив и др, под ред. А.Ф. Никитина - СПб.: СпецЛит, 2015 - 168 с. 2. Батуев, А.С. Большой справочник. Биология для школьников и поступающих в ВУЗы./ А.С. Билич, М.А. Гулякова, А.Г. Еленевский и др. -М.: Дрофа, 1999 - 216 с. 3. Гигани, О.Б. Биология. Руководство к лабораторным занятиям./ О.Б.Гигани, М.М. Азова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 - 272 с. 4. Константинов,В.М.Охрана природы/В.М.Константинов.-М.:Изд.Академия, 2003 - 240с. 5. Мельчаков Ю.Л. Окружающая среда: контроль и рекомендации. Часть 1/Екатеринбург, 1999 - 58с. 6. Слюсарев А.А., Жукова С.В. Биология - К.: Вищашк. Головноеиздательство, 1987 -415 с. Электронные ресурсы 1.Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru/ (большое количество материалов по методике и практике исследовательской деятельности учащихся, а также содержится дополнительная информация, которая поможет учителю в повседневной образовательной и методической деятельности) 2. Центр развития исследовательской деятельности учащихся http://www.redu.ru/ 3. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru 4. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru 5. Биология: электронный учебник: http://www.ebio.ru/ 6. Бесплатные обучающие программы по биологии: http://www.informika.ru/text/inftech/edu/eduiava/biologv/ 7. Вся биология: http://biology.asvu.ru/ 8.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school- collection.edu.ru/ 9.Школьный мир. Биология: http://school.holm.ru/predmet/bio/ 9.Электронный учебник по биологии: http://dronisimo.chat.ru/homepagel/ob.htm 10.ЧЕЛОВЕК http://www.polezen.ru/interes/anatomy.php - Человек в цифрах