Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» Приложение к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «СОШ №17» (утверждено приказом от 30.08.2023) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Юный натуралист» начальное общее образование (3 класс) Пояснительная записка. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время она способствует вовлечению детей в изучение природы, что создает определенные условия для развития ребенка, обеспечивая эмоциональное благополучие в данной образовательной среде. Воспитание любви к природе, через знакомство с различными природными закономерностями, функционирования живой природы Земли во взаимодействии с окружающим миром, а так же места и роли в ней человека. Обеспечивает заполнение досуга школьников интересной, полезной деятельностью. Программа способствует расширению кругозора, закреплению знаний, полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса, мотивации к познанию неизведанного. Программа способствует укреплению связи с родителями, которые тоже принимают участие в наблюдениях, конкурсах, получая удовольствие от совместной деятельности с ребенком, все заняты одной научной проблемой. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что, она дает возможность воспитанникам осознать и обнаружить связь человека с растительностью и животным миром. Знакомит учащихся с практикой естественно - научного наблюдения, экспериментирования, практикой полевых наблюдений и лабораторных работ. Подготовкой учебноисследовательских работ под руководством педагога. Цель: Создание условий для формирования нравственной и творческой личности через расширение знаний юннатов о жизни растений и животных, управлении их ростом и развитием. Задачи: - Воспитательная: воспитание бережного отношения и любви к природе - Познавательная: формирование специальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей, включенность в познавательную деятельность. - Развивающая: развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, общения. - Мотивационная: создание комфортной атмосферы, доброжелательности, включение в активную деятельность. - Социально-педагогические побуждения - участие в мероприятиях, приобщение к общественно полезному труду. - Эстетическая – сформировать умение ценить красоту, привить аккуратность, культуру поведения. - Оздоровительная – формирование здорового образа жизни (экскурсии в природуОписание курса внеурочной деятельности: Рабочая программа рассчитана в 3 классе на 34 часа в год (1 час в неделю). Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно планировать и изменять порядок изучения тем. Курс изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, подкрепленных практическими занятиями и творческими выступлениями. Планируемые результаты Познавательные УУД адекватная передача информации, моделирование (понимать, читать, воспроизводить знаковую модель). Личностные УУД стремиться к получению новых знаний, проявлять активность в совместной учебной деятельности Коммуникативные УУД строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию, взаимодействовать под руководством учителя. Регулятивные УУД коррекция (исправлять ошибки в чужой работе, в своей работе). адекватная мотивация осознанно строить принимать позицию слушать и слышать внеучебной речевое высказывание в учащегося, стремиться учителя, другого ученика, деятельности, к получению новых понимать инструкцию; устной форме; знаний, проявлять строить понятные учебные и активность во собеседнику (логические) анализ познавательные внеурочной высказывания, учитывая мотивы, объектов с целью его позицию; деятельности. выделения признаков. сотрудничать под анализ объектов с руководством учителя. целью выделения признаков (существенных, способность принимать и сохранять учебную несущественных) цель и задачу. установление причинноследственных связей. поиск и выделение необходимой информации. Содержание курса внеурочной деятельности 3 класс – 1 год обучения Вводное занятие (2ч.) Знакомство с планом работы кружка, с уголком живой природы. Экскурсия к зеленым великанам «Охрана зеленых насаждений». Лето в природе (6ч.) Признаки лета. Предсказания погоды по поведению животных и состоянию растений. Знакомство с бабочками. Растения-часы. Растения – барометры. Ядовитые растения. Редкие растения, подлежащие охране. Осень в природе (10ч.) Многолетние цветочно-декоративные растения. Откуда эти краски? Плодовоягодные растения и их подготовка к зиме. Способы размножения малины, смородины, крыжовника. Насекомые-вредители плодово-ягодных растений . Насекомые с Красной книги. Знакомство с овощными растениями. Редкие растения нашего края. Пр.р. Сбор листьев для определения видов и составления коллекций. Пересадка бегонии в горшках. Сбор, очистка, сушка и хранение семян. Игра: «Угадай чьи семена». Игра: «Мой любимый овощ». Рисунки овощных растений. Работа с компасом. Определение сторон света без компаса. Экскурсии. Наблюдения за изменениями в жизни растений. Листопад. Экскурсия в лес «Краски осени» Оборудование: папки для гербария, горшки, лопаточки, сито, сачки для аквариумов, ковш, отстоянная вода, бумага., компас, карандаши. Птицы (3ч.) Знакомство с птицами своей местности. Корма для зимующих птиц. Пр.р. Изготовление кормушек. Оборудование :бинокль, набор открыток, картон, пластмассовые бутылки. Природа зимой (8ч.) Сезонные явления в зимнее время. Зимующие птицы. Птичий обед. Лесные этажи и их владельцы. Птичье молоко и птичьи перелеты. Птичий календарь и птичьи часы. Песни птиц. Лесные приметы о погоде. Животные зимой. Хищные звери. Охраняемые звери. Пушные звери. Четвероногие обитатели леса. Самый маленький зверек. Рыбы наших водоемов. Пр. р. Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Постановка опыта: «Распускание почек на ветках деревьев, кустарников, поставленные в разную по составу воду». Изготовление кормушек. Подкормка зимующих птиц. Ведение наблюдений. Оборудование: гербарий черенков деревьев в безлиственном состоянии. Живые веточки, бутылки, вода снеговая, кипяченная, из-под крана, пластмассовые бутылки. Экскурсия: Наблюдение за следами жизнедеятельности животных. Природа весной(5ч.) Признаки наступления весны. Дальние перелеты насекомых. Насекомые друзья и враги. Многообразие жуков. Первоцветы. Лесная аптека. Лесная косметика. Особенности ухода за комнатными растениями весной. Размножение комнатных растений. Рыхление, опрыскивание, подкормка и пересадка комнатных растений. Однолетники на клумбах. Викторина «Природа вокруг нас» Оборудование: карандаши, бумага, бинокль, комнатные растения, горшки, лейки, колышки, удобрения Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности «Юный натуралист» _3_ класс Кол-во урока Тема часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Введение. Организация работы курса. Живая и неживая природа. Сходства и отличия. Осмотр территории, прилегающей к школе Природа осенью. Экскурсия Практическая работа 1: «Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях». Практическая работа 2: «Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений» Экскурсия. Листопад. Почва и ее роль в жизни растений. Определение комнатных растений в кабинете Необходимые условия для роста растений. Практическая работа 3: «Уход за комнатными растениями.» Ассортимент комнатных растений. Растения в интерьере. Композиции из комнатных растений. Природа зимой. Экскурсия Охрана и привлечение зимующих птиц Практическая работа 4: «Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек». Практическая работа 5: «Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах» Практическая работа 6: «Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений» Черенкование комнатных растений. Укоренение черенков. Прорастание семян. Подготовка семян к посеву. Уход за рассадой. Весна в природе. Экскурсия Охрана и привлечение птиц 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Практическая работа 7: «Наблюдение за прилетом и поведением птиц. Изготовление скворечников». Семена полевых, овощных, цветочных растений и подготовка их к посеву Практическая работа 8: «Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов». Практическая работа 9: «Уход за посевами.» Человек в природе и природа в человеке Практическая работа «Воздействие человека на окружающую среду». Лето в природе. Экскурсия. Практическая работа 9: «Рыхление почвы, полив цветочных растений, их подкормка, проведение опытов». Практическая работа 10: «Прополка цветочных растений». Газета «Берегите природу»! Обсуждение заданий на летние каникулы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Учет рабочей программы воспитания С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; - побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; - организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока.