РП_внеурочной деятельности Юный натуралист

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»

Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования МБОУ «СОШ №17»
(утверждено приказом от 30.08.2023)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности
«Юный натуралист»
начальное общее образование
(3 класс)

Пояснительная записка.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время она
способствует вовлечению детей в изучение природы, что создает
определенные условия для развития ребенка, обеспечивая эмоциональное
благополучие в
данной образовательной среде. Воспитание любви к
природе, через знакомство с различными природными закономерностями,
функционирования живой природы Земли во взаимодействии с окружающим
миром, а так же места и роли в ней человека. Обеспечивает заполнение
досуга школьников интересной, полезной деятельностью. Программа
способствует расширению кругозора, закреплению знаний, полученных на
уроках в школе, развитию познавательного интереса, мотивации к познанию
неизведанного.
Программа способствует укреплению связи с родителями, которые тоже
принимают участие в наблюдениях, конкурсах, получая удовольствие от
совместной деятельности с ребенком, все заняты одной научной проблемой.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что, она
дает возможность воспитанникам осознать и обнаружить связь человека с
растительностью и животным миром. Знакомит учащихся с практикой
естественно - научного наблюдения, экспериментирования, практикой
полевых наблюдений и лабораторных работ. Подготовкой учебноисследовательских работ под руководством педагога.
Цель: Создание условий для формирования нравственной и творческой
личности через расширение знаний юннатов о жизни растений и животных,
управлении их ростом и развитием.
Задачи:
- Воспитательная: воспитание бережного отношения и любви к
природе
- Познавательная: формирование специальных знаний, умений,
удовлетворение образовательных потребностей, включенность в
познавательную деятельность.
- Развивающая: развитие личностного самообразования:
активности, самостоятельности, общения.
- Мотивационная: создание комфортной атмосферы,
доброжелательности, включение в активную деятельность.
- Социально-педагогические побуждения - участие в
мероприятиях, приобщение к общественно полезному труду.

- Эстетическая – сформировать умение ценить красоту, привить
аккуратность, культуру поведения.
- Оздоровительная – формирование здорового образа жизни
(экскурсии в природуОписание курса внеурочной деятельности:
Рабочая программа рассчитана в 3 классе на 34 часа в год (1 час в неделю).
Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно
планировать и изменять порядок изучения тем. Курс изучается с учетом
системного и последовательного освоения теоретических знаний,
подкрепленных практическими занятиями и творческими выступлениями.
Планируемые результаты
Познавательные УУД
адекватная передача
информации,
моделирование
(понимать, читать,
воспроизводить
знаковую модель).

Личностные УУД
стремиться к
получению новых
знаний, проявлять
активность в
совместной учебной
деятельности

Коммуникативные УУД
строить понятные
собеседнику
высказывания, учитывая
его позицию,
взаимодействовать под
руководством учителя.

Регулятивные УУД
коррекция
(исправлять ошибки
в чужой работе, в
своей работе).

адекватная
мотивация
осознанно строить
принимать позицию
слушать и слышать
внеучебной
речевое высказывание в учащегося, стремиться учителя, другого ученика, деятельности,
к получению новых
понимать инструкцию;
устной форме;
знаний, проявлять
строить понятные
учебные и
активность во
собеседнику
(логические) анализ
познавательные
внеурочной
высказывания, учитывая мотивы,
объектов с целью
его позицию;
деятельности.
выделения признаков.
сотрудничать под
анализ объектов с
руководством учителя.
целью выделения
признаков
(существенных,
способность принимать
и сохранять учебную
несущественных)
цель и задачу.
установление
причинноследственных
связей.
поиск и выделение
необходимой
информации.

Содержание курса внеурочной деятельности 3 класс – 1 год обучения
Вводное занятие (2ч.)
Знакомство с планом работы кружка, с уголком живой природы.
Экскурсия к зеленым великанам «Охрана зеленых насаждений».
Лето в природе (6ч.)

Признаки лета. Предсказания погоды по поведению животных и состоянию
растений. Знакомство с бабочками. Растения-часы. Растения – барометры.
Ядовитые растения. Редкие растения, подлежащие охране.
Осень в природе (10ч.)
Многолетние цветочно-декоративные растения. Откуда эти краски? Плодовоягодные растения и их подготовка к зиме. Способы размножения малины,
смородины, крыжовника. Насекомые-вредители плодово-ягодных растений .
Насекомые с Красной книги. Знакомство с овощными растениями. Редкие
растения нашего края.
Пр.р. Сбор листьев для определения видов и составления коллекций.
Пересадка бегонии в горшках. Сбор, очистка, сушка и хранение семян. Игра:
«Угадай чьи семена». Игра: «Мой любимый овощ». Рисунки овощных
растений. Работа с компасом. Определение сторон света без компаса.
Экскурсии. Наблюдения за изменениями в жизни растений. Листопад.
Экскурсия в лес «Краски осени»
Оборудование: папки для гербария, горшки, лопаточки, сито, сачки для
аквариумов, ковш, отстоянная вода, бумага., компас, карандаши.
Птицы (3ч.)
Знакомство с птицами своей местности. Корма для зимующих птиц.
Пр.р. Изготовление кормушек.
Оборудование :бинокль, набор открыток, картон, пластмассовые бутылки.
Природа зимой (8ч.)
Сезонные явления в зимнее время. Зимующие птицы. Птичий обед. Лесные
этажи и их владельцы. Птичье молоко и птичьи перелеты. Птичий календарь
и птичьи часы. Песни птиц. Лесные приметы о погоде. Животные зимой.
Хищные звери. Охраняемые звери. Пушные звери. Четвероногие обитатели
леса. Самый маленький зверек. Рыбы наших водоемов.
Пр. р. Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии.
Постановка опыта: «Распускание почек на ветках деревьев, кустарников,
поставленные в разную по составу воду». Изготовление кормушек.
Подкормка зимующих птиц. Ведение наблюдений.
Оборудование: гербарий черенков деревьев в безлиственном состоянии.
Живые
веточки, бутылки, вода снеговая, кипяченная, из-под крана,
пластмассовые бутылки.
Экскурсия: Наблюдение за следами жизнедеятельности животных.
Природа весной(5ч.)
Признаки наступления весны. Дальние перелеты насекомых. Насекомые
друзья и враги. Многообразие жуков. Первоцветы. Лесная аптека. Лесная
косметика.
Особенности ухода за
комнатными растениями весной.

Размножение комнатных растений. Рыхление, опрыскивание, подкормка и
пересадка комнатных растений. Однолетники на
клумбах. Викторина
«Природа вокруг нас»
Оборудование: карандаши, бумага, бинокль, комнатные растения, горшки,
лейки, колышки, удобрения
Тематическое планирование учебного курса внеурочной деятельности
«Юный натуралист» _3_ класс
Кол-во
урока

Тема
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Введение. Организация работы курса.
Живая и неживая природа. Сходства и отличия.
Осмотр территории, прилегающей к школе
Природа осенью. Экскурсия
Практическая работа 1: «Сбор семян и листьев
деревьев, кустарников, травянистых растений в
учебных целях».
Практическая работа 2: «Составление коллекции
семян однолетних цветочно-декоративных растений»
Экскурсия. Листопад.
Почва и ее роль в жизни растений.
Определение комнатных растений в кабинете
Необходимые условия для роста растений.
Практическая работа 3: «Уход за комнатными
растениями.»
Ассортимент комнатных растений.
Растения в интерьере.
Композиции из комнатных растений.
Природа зимой. Экскурсия
Охрана и привлечение зимующих птиц
Практическая работа 4: «Наблюдение за птицами в
природе; изготовление простейших кормушек».
Практическая работа 5: «Определение толщины
снегового покрова на открытых пространствах»
Практическая работа 6: «Ознакомление с внешним
видом и названиями наиболее простых по
выращиванию и уходу комнатных растений»
Черенкование комнатных растений. Укоренение
черенков.
Прорастание семян. Подготовка семян к посеву.
Уход за рассадой.
Весна в природе. Экскурсия
Охрана и привлечение птиц

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Практическая работа 7: «Наблюдение за прилетом и
поведением птиц.
Изготовление скворечников».
Семена полевых, овощных, цветочных растений и
подготовка их к посеву
Практическая работа 8: «Наблюдение за появлением
всходов культурных растений, их подкормка,
проведение опытов».
Практическая работа 9: «Уход за посевами.»
Человек в природе и природа в человеке
Практическая работа «Воздействие человека на
окружающую среду».
Лето в природе. Экскурсия.
Практическая работа 9: «Рыхление почвы, полив
цветочных растений, их подкормка, проведение
опытов».
Практическая работа 10: «Прополка цветочных
растений».
Газета «Берегите природу»!
Обсуждение заданий на летние каникулы.

1

1
1
1

1

1
1
1
1

Учет рабочей программы воспитания
С учетом рабочей программы воспитания МБОУ «СОШ №17» (модуль
«Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через:
- установление доверительных отношений между учителем и его
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на
уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор

соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную
мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над
их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке
учитель определяет самостоятельно в соответствии с целями и задачами
урока.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».