РП_учебного курса_функциональная грамотность_8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования МБОУ «СОШ №17»
(утверждено приказом от 30.08.2023)

РАБОЧАЯПРОГРАММА
учебного курса
«Функциональная грамотность»
(основное общее образование)
8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Актуальностьпрограммыопределяетсяизменениемтребованийреальностикчеловеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме.
Этиизменениявключаютрасширениеспектрастоящихпередличностьюзадач,еѐвключѐнност
и
в
различные
социальные
сферы
и
социальные
отношения.
Для
успешногофункционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания,
умения
инавыкидлярешенияважныхзадачвизменяющихсяусловиях,адляэтогонаходить,сопоставля
ть,интерпретировать,анализироватьфакты,смотретьнаодниитежеявленияс разных сторон,
осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, приниматьконструктивные
решения.
Необходимо
планировать
свою
деятельность,
осуществлять
ееконтрольиоценку,взаимодействоватьсдругими,действоватьвситуациинеопределенности.
Введение
в
российских
школах
Федеральных
государственных
образовательныхстандартовначальногообщегообразования(ФГОСНОО)иосновногообщего
образования
(ФГОС
ООО)
актуализировало
значимость
формирования
функциональнойграмотности с учетом новых приоритетных целей образования,
заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных
результатов.
РеализациятребованийФГОСпредполагаетдополнениесодержанияшкольногообразо
вания спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов
ихинтеграции.
Программакурсавнеурочнойдеятельности«Основыфункциональнойграмотности»пр
едлагаетсистемноепредъявлениесодержания,обращающегосякразличнымнаправлениямфу
нкциональнойграмотности.
Основнойцельюкурсаявляетсяформированиефункциональнограмотнойличности,
еѐ готовности и способности использовать приобретаемые в течение жизнизнания, умения
и
навыки
для
решения
максимально
широкого
диапазона
жизненных
задачвразличныхсферахчеловеческойдеятельности,общенияисоциальныхотношений.
Задачипрограммынаправленынаразвитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать
математикувразнообразныхконтекстах.Этаспособностьвключаетматематическиерассужде
ния,использованиематематическихпонятий,процедур,фактовиинструментов,чтобыописать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики
вмире,высказыватьхорошообоснованныесужденияиприниматьрешения,которыенеобходим
ы
- конструктивному,активному
иразмышляющемугражданину(математическаяграмотность);

- способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять
онихизаниматьсячтениемдлятого,чтобыдостигатьсвоихцелей,расширятьсвоизнанияивозмо
жности,участвоватьвсоциальнойжизни(читательскаяграмотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания
дляраспознанияипостановкивопросов,дляосвоенияновыхзнаний,дляобъясненияестественн
онаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствахвыводов в
связи
с
естественнонаучной
проблематикой;
понимать
основные
особенностиестествознания как формы человеческого познания; демонстрировать
осведомленность
втом,чтоестественныенаукиитехнологияоказываютвлияниенаматериальную,интеллектуал
ьнуюикультурнуюсферыобщества;проявлятьактивнуюгражданскуюпозицию
при
рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучнаяграмотность);
- способностичеловекаприниматьэффективныерешениявразнообразныхфинансов
ыхситуациях,способствующихулучшениюфинансовогоблагополучияличностииобщества,а
такжевозможностиучастия вэкономическойжизни.
Курссоздаѐтусловиядляформированияфункциональнойграмотностишкольниковвде
ятельности,осуществляемойв формах,отличных отурочных.
Содержаниекурсастроитсяпоосновнымнаправлениямфункциональнойграмотности(
читательской,математической,естественно-научной,финансовой).Врамках
каждого
направления
в
соответствии
с
возрастными
особенностями
и
интересамиобучающихся,атакжеспецификойраспределенияучебногоматериалапоклассамв
ыделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых
позволяетобеспечитьобобщениезнанийиопыта,приобретенныхнаразличныхпредметах,дляр
ешения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией,
стратегийпозитивногоповедения,развитиекритического икреативногомышления.
Местокурсавпланевнеурочнойдеятельности.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 13-14 лет
(обучающиеся8классов).
Срокиреализацииобразовательнойпрограммы:1 учебныйгод.
Общийобъемреализациипрограммы:34часа.
Режимзанятий:1развдвенедели.
Формызанятий:предусматриваютактивностьисамостоятельностьобучающихся,соче
таниеиндивидуальнойигрупповойработы,проектнуюиисследовательскую
деятельность,
деловые
игры,
организацию
социальных
практик.
Такимобразом,вовлеченностьшкольниковвданнуювнеурочнуюдеятельностьпозволитобесп
ечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различныхсферах
прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, своѐ место средидругих
людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и
социальноеформированиеличности.

Взаимосвязьспрограммойвоспитания
Программа
курса
внеурочной
деятельности
рекомендацийпримернойпрограммы воспитания.

разработана

сучетом

Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника
должныбытьсформированыценностиРодины,человека,природы,семьи,дружбы,сотрудниче
ства, знания, здоровья, труда, культуры и красоты.Эти ценности находят
своеотражениевсодержаниизанятийпоосновнымнаправленияхфункциональнойграмотност
и,вносящимвкладввоспитаниегражданское,патриотическое,духовнонравственное,эстетическое,экологическое,трудовое,воспитаниеценностейнаучногопознан
ия,формированиекультурыздоровогообразажизни,эмоциональногоблагополучия.
Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценномуличностномуразвитиюшкольниковисозданиюусловийдляихпозитивнойсоци
ализации.
СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ6КЛАСС
№

Раздел(тема)

1.

Модуль«Основы
финансовойграмо
тности»

Содержание
Потребление или инвестиции? Активы
втрехизмерениях.
Как сберечь личный капитал?
Модельтрехкапиталов.
Бизнесиегоформы.Рискипр
едпринимательства.
Бизнес-инкубатор. Бизнесплан.Государствоималыйбизнес
.
Бизнес
подростков и
идеи.Молодыепредприни
матели.
Кредит и депозит. Расчетнокассовыеоперацииириски,связанныес
ними.

2

Модуль«Основы
читательскойгра
мотности»

Определениеосновнойтемы
и
идеивдраматическомпроизведении.
Учебный текст как
источникинформации.
Сопоставление содержания
текстовофициально- делового стиля.
Деловыеситуациивтекстах.
Работа с текстом: как
применятьинформациюизтекставизм
енѐннойситуации?
Типы
текстов:
текстинструкция(указания
к
выполнению
работы,правила,уставы,законы)
Поиск ошибок в предложенном
тексте.Типызадачнаграмотность.
Информационныезадачи.
Работа с не сплошным текстом:
формы,анкеты,договоры.

Работасинформацией,
представленнойвформетаблиц,
диаграммстолбчатойиликруговой,с
хем.
Вычисление расстояний на
местностивстандартныхситуацияхипр
именение формул в
повседневнойжизни.
Алгебраические связи
междуэлементами фигур: теорем
Пифагора.Математическое
описаниезависимости между
переменными вразличныхпроцессах.
Интерпретация
трѐхмерныхи
зображений, построение
фигур.Определение ошибки
измерения,определениешансовна
ступлениятогоилииного события.
Решение
типичныхматематически
х
задач,требующихпрохо
жденияэтапамоделирования.
Занимательное электричество.
3.
Модуль«Основыест
Магнетизмиэлектромагнетизм.
ественнонаучнойгра
Строительствоплотин
мотности»
Гидроэлектростанции.
Экологическиерискипри
строительстве
гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды
энергетики,объединенныеэнергоси
стемы.
Внутренняя среда организма.
Кровь.Иммунитет.Наследственность
.
Системыжизнедеятельностичеловека.
ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
2.

Модуль«Основы
математическойг
рамотности»

Предметныерезультаты:
Обучающиеся
учатся
анализировать
и
обобщать
(интегрировать)
информациюразличного предметного содержания вразном контексте. Проблемы,
которыеученикунеобходимопроанализироватьисинтезироватьвединуюкартинумогутиметь
какличный,местный,такинациональный иглобальныйаспекты.
Обучающиесядолжныовладетьуниверсальнымиспособамианализаинформациии
ееинтеграциивединоецелое.Уобучающихсяформируетсяумениеоценивать,
интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различныхситуаций,
проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знанияиз
различных
предметных
областей
легко
актуализируются
школьником
и
используютсядлярешения конкретныхпроблем.
Метапредметныерезультаты:
- способностьнаходитиизвлекатьинформациюизразныхтекстов
- способностьприменятьизвлеченнуюизтекстаинформациюдлярешенияразно

городапроблем;
- анализиинтеграцияинформации,полученнойизтекста;

- учение интерпретировать и оценивать математические данные в
рамкахличностноважной ситуации;
- умениеоцениватьформуисодержаниетекставрамкахметапредметногосодержания;
- умениеинтерпретироватьиоцениватьматематическиерезультатывконтексте
национальной иглобальнойситуации;
- умениеинтерпретироватьиоценивать,делатьвыводыистроитьпрогнозыоличн
ых,местных,национальных,глобальных,естественно-научныхпроблемах
вразличномконтекстеврамкахметапредметногосодержания;
- умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить
прогнозыипредлагатьпути решения
-.
Личностныерезультаты:
- умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали
иобщечеловеческих ценностей;
- формированиесобственнойпозициипоотношениюкпрочитанному;
- умениеобъяснятьгражданскуюпозициювконкретныхситуацияхобщественно
йжизнинаосновематематическихиестественно-научныхзнаний
спозициинормморалии общечеловеческихценностей;
- способностьоцениваетфинансовые действия в конкретныхситуациях
спозиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и
обязанностейгражданинастраны.

ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Наименование разделов и
темпрограммы

Модуль«Основыфинансовойграмотности»
1
Потреблениеилиинвестиции?
1
Активывтрехизмерениях.
2
Как сберечь личный
1
капитал?Модельтрехкапитал
ов.
3
Бизнесиегоформы.Рискипр
1
едпринимательства.
4
Бизнес-инкубатор. Бизнес1
план.Государствоималыйбизнес
.
5
1
Бизнесподросткови
идеи.Молодыепредпринима
тели.
Кредит и депозит. Расчетно6
1
кассовыеоперацииириски
связанныесними.
7
2
Обобщениепомодулю«Основы
финансовойграмотности».
Итого
8
Модуль«Основычитательскойграмотности»
1
1
Определение основной темы
иидеивдраматическом
произведении. Учебный
тексткакисточникинформаци
и.
2
1
Сопоставление
содержаниятекстов
официальноделовогостиля.Деловыеситуац
иив
текстах.
3
1
Работа с текстом: как
применятьинформациюиз
текстав
изменѐннойситуации?

Всего

Количествочасов
Контрольные Практически
е

2

1

Дат
а

Электонныересурсы

РЭШ,https://fg.resh.edu.ru/

4

5
6
7
8

Типы текстов: текстинструкция(указанияквыполнен
июработы,
правила,уставы,законы)
Поиск ошибок в
предложенномтексте.
Типы задач на
грамотность.Информацион
ныезадачи.
Работа с не сплошным
текстом:формы,анкеты,
договоры.
Обобщениепомодулю«Основы
читательскойграмотности»

1

1

1

1

1

1

1

2

2

Итого
9
Модуль«Основыматематическойграмотности»
1
1
Работа с
информацией,представл
еннойвформе
таблиц, диаграмм
столбчатойили
круговой,схем.
2
1
Вычисление расстояний
наместности в
стандартныхситуациях
иприменение
формулвповседневнойжизни.
3
Алгебраические связи
1
междуэлементамифигур:теор
ема
Пифагора.
4
1
Математическое
описаниезависимостимежду
переменными в
различныхпроцессах.
5
1
Интерпретация
трѐхмерных
изображений,построение
фигур.

1

1

1

1

1

РЭШ,https://fg.resh.edu.ru/

6

7

8

Определение
ошибкиизмерения,определе
ние
шансовнаступлениятого
илииного события.
Решение
типичныхматематически
х
задач,требующихпрохож
дения
этапамоделирования.
Обобщениепомодулю«Основы
математическойграмотности»

1

1

2

2

1

1

Итого
9
Модуль«Основыестественно-научнойграмотности»
1
1
Занимательноеэлектричество.
2
1
Магнетизмиэлектромагнетизм.
3
1
Строительствоплотин.
4
1
Гидроэлектростанции.

РЭШ,https://fg.resh.edu.ru/

5
6
7
8

Экологическиерискиприс
троительстве
гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды
энергетики,объединенныеэнергоси
стемы.
Внутренняя среда
организма.Кровь.Иммунитет.
Наследственность.
Системы
жизнедеятельностичеловека.
Обобщение по модулю
«Основыестественнонаучнойграм
отности»

Итого
Итогопо программе

1
1
1
1

1

8
34

21

РЭШ,https://fg.resh.edu.ru/

ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№
занятия

Темазанятия

Кол-вочасов

8класс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Потреблениеилиинвестиции?Активывтрехизмерениях.
Каксберечьличныйкапитал?Модельтрехкапиталов.
Бизнесиегоформы.Риски предпринимательства.
Бизнес-инкубатор.Бизнес-план.Государствоималыйбизнес.
Бизнесподростковиидеи.Молодыепредприниматели.
Кредитидепозит.Расчетно-кассовыеоперацииириски,
связанныесними.
Обобщениепомодулю«Основыфинансовойграмотности».
Обобщениепомодулю«Основыфинансовойграмотности».
Определениеосновнойтемыиидеи
вдраматическом
произведении.Учебныйтексткакисточникинформации.
Сопоставлениесодержаниятекстовофициально-деловогостиля.
Деловыеситуациивтекстах.
Работастекстом:какприменятьинформациюизтекстав
изменѐннойситуации?
Типытекстов:текст-инструкция(указанияквыполнению
работы,правила, уставы,законы)
Поискошибок впредложенномтексте.
Типызадачнаграмотность.Информационныезадачи.
Работаснесплошнымтекстом: формы,анкеты,договоры.
Обобщениепомодулю«Основычитательскойграмотности»
Обобщениепомодулю«Основычитательскойграмотности»
Работасинформацией,представленнойвформетаблиц,
диаграммстолбчатойиликруговой,схем.
Вычислениерасстоянийнаместностивстандартныхситуацияхи
применениеформулвповседневнойжизни.
Алгебраическиесвязимеждуэлементамифигур:теорема
Пифагора.
Математическоеописаниезависимостимеждупеременнымив
различныхпроцессах.
Интерпретация
трѐхмерныхизображений,построение
фигур.
Определениеошибкиизмерения,определениешансов
наступлениятогоилииногособытия.
Решениетипичныхматематическихзадач,требующих
прохожденияэтапамоделирования.
Решениетипичныхматематическихзадач,требующих
прохожденияэтапамоделирования.
Обобщениепомодулю«Основыматематическойграмотности»
Занимательноеэлектричество.
Магнетизмиэлектромагнетизм.
Строительствоплотин.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30
31
32
33
34

Гидроэлектростанции.Экологическиерискипри
строительствегидроэлектростанций.
Нетрадиционныевидыэнергетики,объединенные
энергосистемы
Внутренняясредаорганизма.Кровь.Иммунитет.
Наследственность.
Системыжизнедеятельностичеловека.
Обобщениепомодулю«Основыестественнонаучной
грамотности»
Всего часовв8классе:

1
1
1
1
1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическим обеспечением курсаявляются задания разработанного банка
дляформированияиоценкифункциональнойграмотности,размещенныенапорталеРоссийско
йэлектроннойшколы(РЭШ,
https://fg.resh.edu.ru/)ипорталеФГБНУИСРОРАО
(http://skiv.instrao.ru/), материалы из пособий «Функциональная грамотность.
Учимсядляжизни»(17сборников)издательства«Просвещение»,атакжеразрабатываемыемет
одические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать
работувсегоколлективашкольников,атакжеихиндивидуальнуюигрупповуюработу.

Литература:
1. Естественно-научная
грамотность.Сборникэталонныхзаданий.Выпуски2:учеб.пособие
для
общеобразовательных организацийпод ред. Г. С. Ковалѐвой, А..Пентина.—
М.;СПб.:Просвещение,
2. Финансоваяграмотность.Сборникэталонныхзаданий.Выпуск1:Учебноепособие
для общеобразовательных организаций. Под редакцией Г. С. Ковалѐвой, Е. Л.Рутковской.
– М.; СПб.: Просвещение,2020.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».