Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СОШ №17» (утверждено приказом от 30.08.2023) РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного курса «Функциональная грамотность» (основное общее образование) 8 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы Актуальностьпрограммыопределяетсяизменениемтребованийреальностикчеловеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Этиизменениявключаютрасширениеспектрастоящихпередличностьюзадач,еѐвключѐнност и в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешногофункционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения инавыкидлярешенияважныхзадачвизменяющихсяусловиях,адляэтогонаходить,сопоставля ть,интерпретировать,анализироватьфакты,смотретьнаодниитежеявленияс разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, приниматьконструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ееконтрольиоценку,взаимодействоватьсдругими,действоватьвситуациинеопределенности. Введение в российских школах Федеральных государственных образовательныхстандартовначальногообщегообразования(ФГОСНОО)иосновногообщего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональнойграмотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. РеализациятребованийФГОСпредполагаетдополнениесодержанияшкольногообразо вания спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов ихинтеграции. Программакурсавнеурочнойдеятельности«Основыфункциональнойграмотности»пр едлагаетсистемноепредъявлениесодержания,обращающегосякразличнымнаправлениямфу нкциональнойграмотности. Основнойцельюкурсаявляетсяформированиефункциональнограмотнойличности, еѐ готовности и способности использовать приобретаемые в течение жизнизнания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задачвразличныхсферахчеловеческойдеятельности,общенияисоциальныхотношений. Задачипрограммынаправленынаразвитие: - способности человека формулировать, применять и интерпретировать математикувразнообразныхконтекстах.Этаспособностьвключаетматематическиерассужде ния,использованиематематическихпонятий,процедур,фактовиинструментов,чтобыописать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики вмире,высказыватьхорошообоснованныесужденияиприниматьрешения,которыенеобходим ы - конструктивному,активному иразмышляющемугражданину(математическаяграмотность); - способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять онихизаниматьсячтениемдлятого,чтобыдостигатьсвоихцелей,расширятьсвоизнанияивозмо жности,участвоватьвсоциальнойжизни(читательскаяграмотность); - способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания дляраспознанияипостановкивопросов,дляосвоенияновыхзнаний,дляобъясненияестественн онаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствахвыводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенностиестествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность втом,чтоестественныенаукиитехнологияоказываютвлияниенаматериальную,интеллектуал ьнуюикультурнуюсферыобщества;проявлятьактивнуюгражданскуюпозицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучнаяграмотность); - способностичеловекаприниматьэффективныерешениявразнообразныхфинансов ыхситуациях,способствующихулучшениюфинансовогоблагополучияличностииобщества,а такжевозможностиучастия вэкономическойжизни. Курссоздаѐтусловиядляформированияфункциональнойграмотностишкольниковвде ятельности,осуществляемойв формах,отличных отурочных. Содержаниекурсастроитсяпоосновнымнаправлениямфункциональнойграмотности( читательской,математической,естественно-научной,финансовой).Врамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересамиобучающихся,атакжеспецификойраспределенияучебногоматериалапоклассамв ыделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяетобеспечитьобобщениезнанийиопыта,приобретенныхнаразличныхпредметах,дляр ешения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегийпозитивногоповедения,развитиекритического икреативногомышления. Местокурсавпланевнеурочнойдеятельности. Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы: 13-14 лет (обучающиеся8классов). Срокиреализацииобразовательнойпрограммы:1 учебныйгод. Общийобъемреализациипрограммы:34часа. Режимзанятий:1развдвенедели. Формызанятий:предусматриваютактивностьисамостоятельностьобучающихся,соче таниеиндивидуальнойигрупповойработы,проектнуюиисследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Такимобразом,вовлеченностьшкольниковвданнуювнеурочнуюдеятельностьпозволитобесп ечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различныхсферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, своѐ место средидругих людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальноеформированиеличности. Взаимосвязьспрограммойвоспитания Программа курса внеурочной деятельности рекомендацийпримернойпрограммы воспитания. разработана сучетом Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должныбытьсформированыценностиРодины,человека,природы,семьи,дружбы,сотрудниче ства, знания, здоровья, труда, культуры и красоты.Эти ценности находят своеотражениевсодержаниизанятийпоосновнымнаправленияхфункциональнойграмотност и,вносящимвкладввоспитаниегражданское,патриотическое,духовнонравственное,эстетическое,экологическое,трудовое,воспитаниеценностейнаучногопознан ия,формированиекультурыздоровогообразажизни,эмоциональногоблагополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценномуличностномуразвитиюшкольниковисозданиюусловийдляихпозитивнойсоци ализации. СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ6КЛАСС № Раздел(тема) 1. Модуль«Основы финансовойграмо тности» Содержание Потребление или инвестиции? Активы втрехизмерениях. Как сберечь личный капитал? Модельтрехкапиталов. Бизнесиегоформы.Рискипр едпринимательства. Бизнес-инкубатор. Бизнесплан.Государствоималыйбизнес . Бизнес подростков и идеи.Молодыепредприни матели. Кредит и депозит. Расчетнокассовыеоперацииириски,связанныес ними. 2 Модуль«Основы читательскойгра мотности» Определениеосновнойтемы и идеивдраматическомпроизведении. Учебный текст как источникинформации. Сопоставление содержания текстовофициально- делового стиля. Деловыеситуациивтекстах. Работа с текстом: как применятьинформациюизтекставизм енѐннойситуации? Типы текстов: текстинструкция(указания к выполнению работы,правила,уставы,законы) Поиск ошибок в предложенном тексте.Типызадачнаграмотность. Информационныезадачи. Работа с не сплошным текстом: формы,анкеты,договоры. Работасинформацией, представленнойвформетаблиц, диаграммстолбчатойиликруговой,с хем. Вычисление расстояний на местностивстандартныхситуацияхипр именение формул в повседневнойжизни. Алгебраические связи междуэлементами фигур: теорем Пифагора.Математическое описаниезависимости между переменными вразличныхпроцессах. Интерпретация трѐхмерныхи зображений, построение фигур.Определение ошибки измерения,определениешансовна ступлениятогоилииного события. Решение типичныхматематически х задач,требующихпрохо жденияэтапамоделирования. Занимательное электричество. 3. Модуль«Основыест Магнетизмиэлектромагнетизм. ественнонаучнойгра Строительствоплотин мотности» Гидроэлектростанции. Экологическиерискипри строительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики,объединенныеэнергоси стемы. Внутренняя среда организма. Кровь.Иммунитет.Наследственность . Системыжизнедеятельностичеловека. ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ 2. Модуль«Основы математическойг рамотности» Предметныерезультаты: Обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информациюразличного предметного содержания вразном контексте. Проблемы, которыеученикунеобходимопроанализироватьисинтезироватьвединуюкартинумогутиметь какличный,местный,такинациональный иглобальныйаспекты. Обучающиесядолжныовладетьуниверсальнымиспособамианализаинформациии ееинтеграциивединоецелое.Уобучающихсяформируетсяумениеоценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различныхситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знанияиз различных предметных областей легко актуализируются школьником и используютсядлярешения конкретныхпроблем. Метапредметныерезультаты: - способностьнаходитиизвлекатьинформациюизразныхтекстов - способностьприменятьизвлеченнуюизтекстаинформациюдлярешенияразно городапроблем; - анализиинтеграцияинформации,полученнойизтекста; - учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамкахличностноважной ситуации; - умениеоцениватьформуисодержаниетекставрамкахметапредметногосодержания; - умениеинтерпретироватьиоцениватьматематическиерезультатывконтексте национальной иглобальнойситуации; - умениеинтерпретироватьиоценивать,делатьвыводыистроитьпрогнозыоличн ых,местных,национальных,глобальных,естественно-научныхпроблемах вразличномконтекстеврамкахметапредметногосодержания; - умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозыипредлагатьпути решения -. Личностныерезультаты: - умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали иобщечеловеческих ценностей; - формированиесобственнойпозициипоотношениюкпрочитанному; - умениеобъяснятьгражданскуюпозициювконкретныхситуацияхобщественно йжизнинаосновематематическихиестественно-научныхзнаний спозициинормморалии общечеловеческихценностей; - способностьоцениваетфинансовые действия в конкретныхситуациях спозиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностейгражданинастраны. ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Наименование разделов и темпрограммы Модуль«Основыфинансовойграмотности» 1 Потреблениеилиинвестиции? 1 Активывтрехизмерениях. 2 Как сберечь личный 1 капитал?Модельтрехкапитал ов. 3 Бизнесиегоформы.Рискипр 1 едпринимательства. 4 Бизнес-инкубатор. Бизнес1 план.Государствоималыйбизнес . 5 1 Бизнесподросткови идеи.Молодыепредпринима тели. Кредит и депозит. Расчетно6 1 кассовыеоперацииириски связанныесними. 7 2 Обобщениепомодулю«Основы финансовойграмотности». Итого 8 Модуль«Основычитательскойграмотности» 1 1 Определение основной темы иидеивдраматическом произведении. Учебный тексткакисточникинформаци и. 2 1 Сопоставление содержаниятекстов официальноделовогостиля.Деловыеситуац иив текстах. 3 1 Работа с текстом: как применятьинформациюиз текстав изменѐннойситуации? Всего Количествочасов Контрольные Практически е 2 1 Дат а Электонныересурсы РЭШ,https://fg.resh.edu.ru/ 4 5 6 7 8 Типы текстов: текстинструкция(указанияквыполнен июработы, правила,уставы,законы) Поиск ошибок в предложенномтексте. Типы задач на грамотность.Информацион ныезадачи. Работа с не сплошным текстом:формы,анкеты, договоры. Обобщениепомодулю«Основы читательскойграмотности» 1 1 1 1 1 1 1 2 2 Итого 9 Модуль«Основыматематическойграмотности» 1 1 Работа с информацией,представл еннойвформе таблиц, диаграмм столбчатойили круговой,схем. 2 1 Вычисление расстояний наместности в стандартныхситуациях иприменение формулвповседневнойжизни. 3 Алгебраические связи 1 междуэлементамифигур:теор ема Пифагора. 4 1 Математическое описаниезависимостимежду переменными в различныхпроцессах. 5 1 Интерпретация трѐхмерных изображений,построение фигур. 1 1 1 1 1 РЭШ,https://fg.resh.edu.ru/ 6 7 8 Определение ошибкиизмерения,определе ние шансовнаступлениятого илииного события. Решение типичныхматематически х задач,требующихпрохож дения этапамоделирования. Обобщениепомодулю«Основы математическойграмотности» 1 1 2 2 1 1 Итого 9 Модуль«Основыестественно-научнойграмотности» 1 1 Занимательноеэлектричество. 2 1 Магнетизмиэлектромагнетизм. 3 1 Строительствоплотин. 4 1 Гидроэлектростанции. РЭШ,https://fg.resh.edu.ru/ 5 6 7 8 Экологическиерискиприс троительстве гидроэлектростанций. Нетрадиционные виды энергетики,объединенныеэнергоси стемы. Внутренняя среда организма.Кровь.Иммунитет. Наследственность. Системы жизнедеятельностичеловека. Обобщение по модулю «Основыестественнонаучнойграм отности» Итого Итогопо программе 1 1 1 1 1 8 34 21 РЭШ,https://fg.resh.edu.ru/ ПОУРОЧНОЕПЛАНИРОВАНИЕ № занятия Темазанятия Кол-вочасов 8класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Потреблениеилиинвестиции?Активывтрехизмерениях. Каксберечьличныйкапитал?Модельтрехкапиталов. Бизнесиегоформы.Риски предпринимательства. Бизнес-инкубатор.Бизнес-план.Государствоималыйбизнес. Бизнесподростковиидеи.Молодыепредприниматели. Кредитидепозит.Расчетно-кассовыеоперацииириски, связанныесними. Обобщениепомодулю«Основыфинансовойграмотности». Обобщениепомодулю«Основыфинансовойграмотности». Определениеосновнойтемыиидеи вдраматическом произведении.Учебныйтексткакисточникинформации. Сопоставлениесодержаниятекстовофициально-деловогостиля. Деловыеситуациивтекстах. Работастекстом:какприменятьинформациюизтекстав изменѐннойситуации? Типытекстов:текст-инструкция(указанияквыполнению работы,правила, уставы,законы) Поискошибок впредложенномтексте. Типызадачнаграмотность.Информационныезадачи. Работаснесплошнымтекстом: формы,анкеты,договоры. Обобщениепомодулю«Основычитательскойграмотности» Обобщениепомодулю«Основычитательскойграмотности» Работасинформацией,представленнойвформетаблиц, диаграммстолбчатойиликруговой,схем. Вычислениерасстоянийнаместностивстандартныхситуацияхи применениеформулвповседневнойжизни. Алгебраическиесвязимеждуэлементамифигур:теорема Пифагора. Математическоеописаниезависимостимеждупеременнымив различныхпроцессах. Интерпретация трѐхмерныхизображений,построение фигур. Определениеошибкиизмерения,определениешансов наступлениятогоилииногособытия. Решениетипичныхматематическихзадач,требующих прохожденияэтапамоделирования. Решениетипичныхматематическихзадач,требующих прохожденияэтапамоделирования. Обобщениепомодулю«Основыматематическойграмотности» Занимательноеэлектричество. Магнетизмиэлектромагнетизм. Строительствоплотин. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 31 32 33 34 Гидроэлектростанции.Экологическиерискипри строительствегидроэлектростанций. Нетрадиционныевидыэнергетики,объединенные энергосистемы Внутренняясредаорганизма.Кровь.Иммунитет. Наследственность. Системыжизнедеятельностичеловека. Обобщениепомодулю«Основыестественнонаучной грамотности» Всего часовв8классе: 1 1 1 1 1 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ Методическим обеспечением курсаявляются задания разработанного банка дляформированияиоценкифункциональнойграмотности,размещенныенапорталеРоссийско йэлектроннойшколы(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/)ипорталеФГБНУИСРОРАО (http://skiv.instrao.ru/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимсядляжизни»(17сборников)издательства«Просвещение»,атакжеразрабатываемыемет одические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работувсегоколлективашкольников,атакжеихиндивидуальнуюигрупповуюработу. Литература: 1. Естественно-научная грамотность.Сборникэталонныхзаданий.Выпуски2:учеб.пособие для общеобразовательных организацийпод ред. Г. С. Ковалѐвой, А..Пентина.— М.;СПб.:Просвещение, 2. Финансоваяграмотность.Сборникэталонныхзаданий.Выпуск1:Учебноепособие для общеобразовательных организаций. Под редакцией Г. С. Ковалѐвой, Е. Л.Рутковской. – М.; СПб.: Просвещение,2020.)